Всё о Финляндии


Карандаш против ручки?

photoshoot18О том, как Степа вливается в школьную финскую жизнь, я уже писала здесь в блоге в статье о valmistava luokka. Но сегодня мне захотелось подробнее обсудить один момент, который я, как мама и педагог, считаю положительным в начальном образовании, а именно: использование простого карандаша и ластика. 

Как вы знаете, простым карандашом в Финляндии не только в школе пишут, но и на выборах заполняют бланки. Даже тесты (УКИ тест я тоже писала карандашом). И все для того, чтобы у пишущих была возможность заметить ошибку, исправить ее или просто переписать заново то, что не нравится. Кроме того, даже в официальных бланках ошибку можно зачеркнуть, написать правильно и не переписывать весь лист. 

Мне кажется, что такая простая идея, особенно у младших школьников, помогает избежать слез и разочарований. И я убеждена, что дети от этого не пишут хуже. Я сама вижу, как Степа пишет буквы. Ему непросто даются финские Ss и Dd. Он пишет, стирает, пишет снова, при этом без паники, слез и истерик. Пишет до тех пор, пока буквы не будут написаны в нужную сторону. Нет уныния, обиды, злости. Степа понимает, что учится и знает, что ошибки на этом пути неизбежны. Главное - продолжать и стараться. 

Когда же мы делаем задания белорусской школы, практически всегда письменные работы через слезы. Нужно отсчитывать определенное количество линеечек, клеточек, писать, отставляя палец, чтобы получилась красная строка. При этом, за исправления и помарки снижают оценку или пишут замечание. Все должно быть аккуратно и четко. Не соблюдаешь инструкции - не получаешь высокую оценку. Только мне, как маме, прежде всего, важно понять: неужели написание по схеме важнее правильного ответа и верно решенной задачи? И почему оценка может быть снижена, если ответ правильный, а записан в ответе без слова? Неужели именно эти навыки чистописания и соблюдения инструкций пригодятся в жизни? Или, может, я не права, и детям с младших классов нужны именно такие строгие требования и никакого права на ошибку?

photoshoot17 

С таким вопросом я обратилась к друзьям и подписчикам на своих личных страницах в соцсетях и получила самые разнообразные ответы. Причем со многими ответами в пользу ручек я согласна, потому что они подкреплены опытом и фактами из личных историй. Ниже привожу комментарии к обсуждению с разрешения их авторов. 

Большинство мам, дети которых имеют опыт обучения в постсоветских школах и финских, отдают свой голос за простой карандаш, как более спокойный и нетравмирующий психику инструмент для письма. У многих в копилке есть история, связанная с почерком, помарками и снижением оценки за неаккуратность. При этом, объясняют это еще и тем, что почерк - это индивидуальная особенность, черта характера. Тот, кто в детстве писал "как курица лапой" (я, например, тоже из таких), в старших классах и во взрослом возрасте имеют идеальный, красивый, ровный почерк. И наоборот. Это значит, почерк формируется под влиянием многих факторов, а не зависит от того, сколько помарок сделал и сколько клеточек отступал. 

В то же время учителя, которым приходится проверять письменные работы вручную, все-таки считают, что очень важны аккуратность и разборчивый почерк, потому что это значительно упрощает жизнь во многих ситуациях. Например, когда на экзамене тестовую часть проверяет компьютер. И если он посчитает "И" за "Н", то ответ на будет засчитан. Например, Анна пишет: "А я из того поколения, которое носило в портфеле стеклянный пузырек с чернилами, потому что перьевые ручки надо было дозаправлять. И только в классе 7 или 8 нам разрешили писать шариковыми ручками. Возможно сейчас у детей психика более расшатанная, чем была у нас, но я не припомню, чтобы помарки или ошибки так серьезно влияли бы на нашу нервную систему. Во-первых, все и всегда вначале делалось на черновике, во-вторых, любую ошибку или опечатку можно было аккуратно зачеркнуть и вверху написать правильный вариант, - за это оценка никогда не снижалась. А уж о роли каллиграфии я не буду распространяться, - почитайте в интернете об исследованиях на эту тему. По-моему в Японии специально выделяют время на предприятиях для занятий Shodo."

Не меньшее количество комментирующих считают, что привычка писать карандашом приводит к тому, что человек начинает считать, что все всегда можно исправить, и начинает относиться невнимательно к тому что делает. Если ошибку можно исправить, то зачем думать над тем, чтобы ее не допускать? 

Ксения, детский логопед и писатель из Москвы, имеет на этот счет не только свое мнение, но и реальные примеры из работы: "Слушай, так я, оказывается, работаю по финской системе! Мои занятия вне школьной сетки уроков, потому правила устанавливаю сама. И дети у меня всегда пишут карандашами, именно - чтобы стереть ошибку. Ручки берут по собственному желанию, если уверены в себе (или когда речь о техническом чистописании). Я работаю с проблемными детьми, без ошибок писать они не могут, потому в моем случае это оправданно. Более того, создает здоровую конкуренцию - деткам хочется показать, что они уже готовы писать ручкой и без ошибок. Если говорить про успевающих детей, то там карандаш я бы предлагала лишь при освоении нового материала, в конкретных дополнительных тетрадях по теме, но не в общих рабочих. Более того, сейчас довольно большой пласт направлен именно на правильное графическое заполнение тестов, где четко оговорено - чем они должны заполняться. И это не карандаш."

А вот, например, Ольга (филолог и копирайтер) из Минска пишет так: "Зачем отсчитывать клеточки, не понимают даже учителя математики. Давеча подруга рассказывала, как она бодается с проверяющими на экзаменах. Обидно, когда из-за такой ерунды ребенок теряет заслуженную медаль. А потом в школу приходит директор-крючкотвор, который заворачивает все документы, если правое поле в них 2 см, а не 1,5.
Насчет описок - я бы поспорила. Для каких-то предметов это, наверное, важно. Для каких-то, наверное, не очень. Если рассматривать это все как способ воспитания аккуратного и внимательного к деталям человека - оно, конечно, нужно. Но очень может быть, что это не лучший способ.
А еще я однажды читала интервью Михаила Барщевского (кто смотрит "Что? Где? Когда?" знает, кто это) и его дочери (уже совершеннолетней). Дочь рассказала, что родители воспитывали ее в строгости. Они, конечно, не изобрели колесо, запрещая, к примеру, смотреть телевизор, если она не выучила уроки. Но сам Барщевский отметил такой момент: даже если она просила прощения и делала то, что обещала, наказание с нее не снимали. Он сказал, что реальная жизнь очень редко дает возможность исправить ошибку и ребенка надо приучать к этому с детства. Поскольку он юрист, он очень хорошо знает цену ошибкам и недосмотру. Такой подход воспитывает ответственность. В общем, не так просто все, наверное. Но возможно, что твоему ребенку, которому приходится адаптироваться к жизни в другой стране и другой языковой среде, так действительно проще и именно так для него лучше всего."

Влияет ли на уменьшение ошибок невозможность их исправить? Может, и да. Но будет ли в этом случае прожит опыт и сделаны выводы? И будет ли ребенок психологически здоров после истерик, неправильно отсчитав клеточки или сделав помарку? Бояться ошибок и делать их - это одно. Бояться ошибок и перестать их делать - это уже другое, и как по мне, не всегда практичное решение.

А как вы считаете? Ручка или карандаш? :) 

Мой новый проект "Влюбленная в жизнь"! Приглашаю в гости! 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход на сайт

 

Вход на сайт