Всё о Финляндии


Дети зарабатывают. За или против?

detstvoВ этой статье хотелось бы обсудить один интересный, но очень неоднозначный вопрос: должны ли дети зарабатывать сами или это прямая обязанность родителей обеспечивать их до совершеннолетия? 

Когда я написала пост на эту тему на моей странице в Фэйсбуке и в аккаунте Инстаграм, я и не ожидала, что количество выступающих за самостоятельность детей в вопросах зарабатывания превышает количество тех, кто против. Комментарии были с реальными примерами и стали отдельными интересными темами для обсуждения среди подписчиков. 

Вот, к слову, и сам пост, с дополнениями и исправлениями :) 

Однажды я увидела, как финские дети собирают бутылки.

Они проходили по вагону электрички, заглядывая в урны и спрашивая у пассажиров, есть ли у них пустая тара. Детям лет 10 максимум. Баночек из-под пива, сидра и бутылок из-под воды было много (это были те самые дни, когда в Котка были дни моря), пассажиры с радостью бросали пустую тару в их пакеты. У каждого с собой что-то было. 
Один мужчина спросил, зачем они собирают? На что у каждого из трех ребят был свой ответ: купить себе Лего, которое давно хочу; купить подарок сестре на день рождения за свои деньги; накупить сладостей. При этом, дети не бродили сами по себе по вагонам. На одной и станций они  вышли вместе с папой, который помогал нести пакеты.  

И, наверное, можно было возмутиться, что, мол, как так? Родителям не стыдно, что их дети бутылки собирают? По крайней мере, в Беларуси, мне кажется, большинство родителей сами бы поскорее всучили ребенку деньги, чтобы он их "не позорил" и "что, у нас денег нет что ли?". Ведь ребенок, собирающий бутылки, - показатель неблагополучной семьи, а никак не признак предпринимательства.

У финнов по-другому учат отношению к деньгам. И мне такой подход все же ближе. Исключения есть всегда, но чаще всего здесь не дарят дорогих подарков, не покупают лишних вещей и не считают зазорным, если ребенок ищет способы заработать самому. Многие подростки с 14-16 лет официально начинают устраиваться на летние работы, разносят газеты и продают мороженое. Некоторые и раньше начинают газеты разносить, просто работа оформлена на родителей. Например, мой сын (почти 9 лет от роду) просит дать ему возможность заработать именно таким способом. И кто-то может воскликнуть, что не детское это дело, и я соглашусь, но инициативу поддержу. Пусть попробует, узнает, что это такое, и осознает, что деньги не на дереве растут, и как с ними обращаться. К слову, свои первые 20 евро Степа заработал, помогая переносить дрова. Самое удивительное, что он не просто не пытался схалявить, а именно "заработал" эти деньги. Причем, изначально договаривались на 10 евро, потому что не были уверены, что его хватит хотя бы на 20 минут. 10 евро он получил в виде премии за старательность. Тем самым, он сам отметил, что "надо делать свое дело сразу хорошо, а не думать только о том, что получишь, и тогда сможешь получить гораздо больше". Еще один урок, который он получил в реальности, - расход и сбережение. Внимательно изучал цены, считал, решал, что хочется купить, а на чем можно и сэкономить, чтобы на 20 евро купить больше. В итоге, помимо сладостей, которые гордо купил сам (знал, что меня на такие покупки не раскрутить), подарил мне букетик цветов и у него еще осталось 5 евро. Сказал, что будет собирать на какое-то там Лего. Это как пример из нашей семьи. 

То же самое касается и школы. У родителей не просят денег на экскурсии, развлечения для детей. Дети устраивают ярмарки, продают предметы ручного труда, выпечку, устраивают лотереи, и все вырученные деньги тратят на нужды своего класса! Конечно, родители активно участвуют и в приготовлении, и в покупке этих самых товаров и дают деньги, если нужно. Но посыл изначально такой - собрать самим, как можно больше. Когда в школах нашего района планируется очередная ярмарка, в почтовом ящике обязательно будет приглашение. 

Сравнивая с Беларусью, могу сказать, что менталитет все же играет свое дело. (Я писала о разнице менталитета в  сказке о финском петухе и белорусской курочке). Если родители не сдадут деньги на поездку, экскурсию и развлечения, то ребенок на них не попадет. То есть ты или обеспечен, или нет. А если бы изначально у всех детей были равные возможности хотя бы попробовать собрать на свою поездку? 

Что еще меня удивило, так это то, что дети сами ходят по домам и что-то продают. Например, в начале лета к нам приходили девочки из 4 класса ближайшей школы, у которых мы купили пачку лакрицы за 6 (или 8, не помню) евро, на которой было написаны цель сбора, благодарность и пожелания хорошего лета. Часть этих денег ушла производителю, с которым был заключен договор, а часть - детям на школьную поездку на Север Финляндии для знакомства с природой того края. Когда я была на практике в школе, то в учительской стояли свечи ручной работы, средства от продажи которых шли на благотворительность, а также упаковка бальзамов для губ от 6 класса. Ребята собирали на поездку. Цена одного - 5 евро. Из них 3, если я помню верно, ушли классу. Естественно, мне хочется поддержать такие инициативы. 

По-моему, это здорово, когда детям с детства прививается не потребительское отношение, а грамотное управление финансами, поощряется самостоятельность и умение брать ответственность за результат.

А вы как считаете?  


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход на сайт

 

Вход на сайт