Esikoulu - подготовка к школе по-фински

preschool

Продолжаю делиться своими наблюдениям и открытиями по поводу финской системы образования.

На днях ходили в детский сад младшего на встречу. Он сейчас в подготовительной группе, на следующий год в школу. Надо сказать, всё происходящее за стенами этой подготовительной группы оставалось для нас секретом до этой встречи. Каждый день мы с мужем всячески допытывались у ребёнка: Ну что сегодня делали? Может буквы учили? Или считали? Рисовали? Лепили? Ребёнок в ответ удивленно поднимал брови и отвечал: да, нет, ничего мы не делали. Всё как обычно.

Мы сначала напрягались, но потом решили не заморачиваться. 

Ну и вот, встреча. Первый вопрос к нам:

- Какие ваши ожидания от подготовительной группы?

Мы с мужем глупо переглядываемся. Какие у нас ожидания? Кто и когда нам спрашивал по поводу образования наших детей?

Почесали репу:

- Ну... это... финский подтянуть. А вообще, что там требуется-то в первом классе финской школы: читать? писать? считать?

Тут уже воспитатель смотрит на нас с удивлением:

- Да нет, ничего такого не требуется, они этому в первом классе и учатся.

Мы понимающе киваем и не знаем, что еще добавить.

Она тоже понимает, что мы чего-то не понимаем и начинает нам объяснять, что сейчас в Финляндии происходит реформа образования, что они потихоньку переходят от изучения отдельных предметов к проектному способу обучения. 

Ага! Да, да, слышали.

play

- Так вот, например, ваш сын играет с еще 3-мя мальчиками, и они сейчас строят дом с приведениями. Так вот мы на базе этого строительства подбираем информацию обо всём, что этого может касаться и потихоньку им рассказываем.

Всё это она говорит с совершенно серьёзным лицом. Дом с привидениями…

Мы недоуменно переглядываемся. Она это серьёзно?

Она продолжает:

- Или мы, например, изучаем наши имена, начинаем их писать, смотреть, какие там есть буквы, какое имя из какой страны, потом плавно переходим к странам, а у нас, кстати, дети из 13 стран, рассматриваем карту, сравниваем размер стран, языки, флаги и т.д.

Тут какие-то ассоциативные цепочки начинают выстраиваться в моей голове: ах вот почему мой сын ищет похожие буквы в наших именах, знает сколько этих самых букв в его имени, если читать его по-русски и по-фински, и у кого из его друзей имя длиннее. Ах вот почему последнее время он вообще всё считает и пишет мне на животе финские буквы, чтобы я их отгадывала.

Вот это да! Так вот как их учат, так, что они и сами не замечают, что их учат.

И тут память уносит меня во времена детсадовской подготовительной группы старшего ребёнка, ещё в России. Помню домашние задания, которые приходилось делать иногда час, иногда два. Как их ругали за неправильные отступы в тетрадках и за корявый почерк. Хорошо, что наш старший очень любознательный и это не отбило его желание впитывать знания не смотря ни на что. Но я отчётливо помню, когда он, сначала 5-ти, а потом 6-ти летний говорил мне: - А почему я должен делать домашку, а младший может играть? А я говорила: вот придёт время, и он тоже будет делать. Просто ты старший.

Но время не пришло. Хорошо, что не пришло, и хорошо, что старший не помнит этого разговора…

Воспитательница переходит к другим аспектам: как наш сын ведёт себя в коллективе, во что играет, как ладит с другими детьми и взрослыми, слабые и сильные стороны в общении, в бытовом плане, умеет ли доделывать начатое до конца и т.д. Мы всё это живо обсуждаем и тут я уже совсем осмелев, говорю:

- Да, мы работаем над этими слабыми сторонами дома, но и вы тут, пожалуйста, обратите внимание на то и на сё". Воспитательница кивает и обещает сделать всё, что в их силах. А я тихо радуюсь, что ТО время не пришло.

Да, многие из вас, наверное, уже привыкли ко всему этому, но я пока еще удивляюсь. И мне пока еще сложно перенастроить свой ум, выращенный в Советском союзе, где никому не было дела до наших особенностей, желаний и интересов, до наших домиков с приведениями. И мне ужасно нравится, что здесь не пытаются впихнуть то, что надо, а готовят почву для того, чтобы информация как семя падало в плодородную подготовленную землю, и росло, и цвело, и давало плоды. 

Может я идеализирую? Может вы думаете по-другому?

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход на сайт

 

Вход на сайт