Легкий понедельник - 2. “Улыбаемся и машем”.

Дорогие родители, сегодня опять понедельник, и ответы на новые вопросы от родителей.
Наша сегодняшняя тема волнует многих родителей малышей - как помочь ребенку в адаптации к садику? Разные родители придерживаются различных подходов. Но вопрос от Елены поможет нам конкретизировать разговор.

Надежда, доброе утро! У меня вопрос для рубрики "лёгкий понедельник". Мы перешли в новый садик, и сейчас идёт процесс привыкания ребёнка к новым условиям,обстановке. Ей 2 г.6мес. До летних каникул ходили полгода в другой сад. Вопрос:  как "прожить" процесс привыкания к новому саду наименее безболезненно для ребенка и мамы,😊  как правильно вести себя маме при расставании с ребенком утром в группе? Спасибо.

 

oYOpPLohvF8


Ну, давайте начнем с того, что за лето многие малыши могут и забыть садик. Иногда даже “как страшный сон”. То есть, не нужно рассчитывать, что малыш все вспомнит и адаптация ему не потребуется. Тем более, если речь идет о новом садике - другие дети, воспитатели, обстановка.

Значит, первое: по возможности стараемся смягчить ему переход от летних каникул к садиковским будням. Если получится, то начинаем практически с начала: постепенное погружение, прогулки с мамой, неполный день... И, опять же, смотрим по ребенку - если он легко воспринимает новую обстановку, вспомнил, как это - ходить в сад, то отлично, радуетесь за ребенка, а я - за вас.

Второе: если малышу сад, в принципе, нравится, и по отзывам воспитателей он себя там чувствует хорошо, но момент расставания утром с мамой для него печален, можно попробовать сделать следующие вещи:

- Ритуал расставания в садике. Ритуал не должен быть долгим, но обязательно повторяющимся каждый раз, и быть именно прощальным. То есть, ребенок должен знать - все, после этого мама сразу уходит. Можно присесть перед ребенком, поцеловать и сказать: “До вечера”; придумать вместе с ним какой-то “садиково-прощальный” стишок и хором его читать перед уходом; ребенок может махать маме из окна группы (обязательно предупредите воспитателей). Ваша фантазия вам в помощь! Главные правила - постоянство и конечность. Постарайтесь избегать “Мам, а еще я хочу….”, иначе какой же он прощальный?

- Дополнительное время. Заложите чуть больше времени утром на поход в сад и переодевание там. Если для ребенка важно спокойно и обстоятельно переодеться, то суета и раздражение явно добавят и ему, и вам отрицательных эмоций.  
- Привлечение папы. Некоторым малышам расставаться с папой проще, чем с мамой. Если есть возможность, можно попробовать такой вариант, и с папой у ребенка будут свои ритуалы. Кстати, не пытайтесь повторять друг друга, малыши обязательно найдут неточности и прощание рискует затянуться.

Важно упомянуть также о режиме буднего и выходного дня, утреннем осознанном настрое, но об этом (и многом другом) мы поговорим на ближайшей встрече для родителей дошкольников. О дате и времени будет сообщено дополнительно здесь.

Третий момент, о котором хочется напомнить. Расспрашивайте ребенка. Общие вопросы “Как прошел твой день?” “Чем вас сегодня кормили?”, конечно, могут быть информативны, если ребенок уже умеет пространно рассказывать обо всем. А если нет? Открытые вопросы “А что вы делали после еды?”, “А какого цвета был у тебя пластилин? А у Маши/Пекки/Мохаммеда?”, “С кем ты играл сегодня? Во что?” не только дают вам массу информации, не только тренируют язык ребенка, но и формируют ваши с  ним доверительные отношения. К подростковому возрасту (а наступит он гораздо раньше, чем вам кажется) эта привычка обсуждать с вами прошедший день будет очень полезна. Часто пишут о необходимости спрашивать о чувствах ребенка. Это очень важно, но тут надо постараться не переусердствовать. Тем более, если мы говорим о малышах. Вопрос “Что ты почувствовал, когда у тебя отняли ведро с совочком?” с непривычки может поставить ребенка в тупик. Но если он пожаловался, вы можете сказать “Да, это, наверное, очень обидно! А что произошло потом?”.
И, да, дорогие родители, надо выучить имена его друзей. Иначе вся послесадиковская беседа будет посвящена выяснению “это кто? это тот, который….?”. Примерьте на себя, раздражает, не правда ли?

 

Интересный момент в вопросе - как маме пережить процесс смены садика? Да, часто самой маме сложнее “отпустить” ребенка, чем малышу привыкнуть, что полдня, а то и больше, он живет практически самостоятельной жизнью. И причины для беспокойства мамы могут быть самые разные: и сверхопека, и негативный опыт прошлого сада, и собственные детские переживания… То есть, если мама чувствует именно себя некомфортно, отдавая ребенка в сад, я бы предложила разобрать уже с ней, индивидуально, этот момент. Но самое важное, о чем должна сказать: как бы вы сами ни переживали и ни беспокоились, необходимо помнить, что ребенок смотрит на вас, слышит ваши разговоры с мужем, подругами и бабушками, видит ваше лицо, когда вы говорите о садике.

Так что, четвертый, и, пожалуй, самый важный вопрос - ваше отношение к садику. Конечно, не стоит преподносить ребенку сад как праздник-каждый-день; столкнувшись с реальностью - определенные требования, отношения с другими детьми, другой режим - он почувствует себя обманутым. Но слыша ваши опасения, вздохи: “Как же он там, на новом месте?”, нервные вопросы к воспитательнице и видя ваше обеспокоенное лицо утром и вечером, ребенок вправе задуматься: “А нужно ли идти в такое непредсказуемое, полное опасностей, место? Если мама так за меня волнуется, для этого должен быть повод? Попробуем его поискать!” И, поверьте, с таким настроем сможет найти.
Так что, как говорили известные пингвины: “Улыбаемся и машем!”. Из окна дома или в окно садика. Ведь сегодня вашего ребенка, наверняка, ждет что-то интересное. Давайте дадим ему возможность это интересное увидеть?

 

Присылайте ваши вопросы в лс или на почту.

Ваш семейный психолог,

Надежда Бережная.

Группа “Сказка, написанная тобой” в Фейсбуке, ВКонтакте.

Запись на консультацию:

Nadezhda.berezhnaya@gmail.com

 

Картинка из интернета.

“Легкий понедельник”-1. И снова о них, любимых.

Здравствуйте, дорогие родители!
Как и обещала, начинаем наши заочные консультации по понедельникам.
Вопросов поступает много, будем разбирать их потихоньку.

Интересный вопрос поступил от мамы 8-летней девочки Сони, и, хотя речь в нем идет о летнем отдыхе, проблема актуальна и весной, и осенью, и даже зимой.

На улице отличная погода, но моя дочка не хочет выходить на улицу. Я думала, что ей скучно во дворе, большинство ребят разъехались, но сейчас мы и сами в отпуске, самое время загорать и купаться, но нет - на улицу только за уши. Что это может быть?

Признаться, в голове у меня возникло множество вариантов, были там и стеснительность, и предположения о медицинских проблемах, но, к счастью, мама продолжила: “...охотно идет на улицу, если разрешаю взять с собой планшет. Правда, и с ним, больше на месте сидит, но хоть воздухом дышит!”

Ага, понимающе киваю я, вот она - проблема современных родителей.

images1 2


1. Начнем с себя?

Те, кто был на моих встречах и лекциях для родителей, или читал мою статью “Чем гаджеты считать, трудиться”, наверняка вспомнят главное правило: Начинайте с себя!
Глупо ожидать, что любой ребенок, только попав на берег моря, или просто на солнечную июльскую площадку, моментально найдет себе занятие на пару ближайших часов, пока мама загорает, уткнувшись в телефон. Да, дети умеют занять себя, если их этому научили. Вот, мама и учит, непосредственно сейчас. Даже на примере своих, довольно взрослых уже, детей, я вижу - гораздо охотнее они играют и плавают, если я принимаю в этом участие.

2. Не ждем невозможного.

С другой стороны, мне жаль затюканных родителей, движимых чувством вины и через силу, днями напролет, развлекающих детей. Ребята, хочется сказать им, вы уверены, что то, что происходит сейчас с вами - это отдых? Нет, правда? Если ваш ребенок уже привык постоянно держать в руках телефон или планшет, почему вы думаете, что при смене места и климата он автоматически откажется от привычного? Да и нужно ли это?

3. Совмещаем приятное с… приятным.

Мы с вами взрослые и умные люди, и можем найти баланс между классическими представлениями об отпуске и современной реальностью.
Вы всей семьей поехали путешествовать и смотреть интересные места? Отлично! Положите телефон в карман и посмотрите вокруг. Обсудите с ребенком непривычную архитектуру, ландшафт, местный образ жизни. Появился вопрос? Гугл нам в помощь, в интернете есть не только игры.  Ваш ребенок уже не совсем ребенок? Здорово, помогите ему запостить в Инстаграмме удачное фото. Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. Можно пытаться сопротивляться этому из последних сил, мытьем или катаньем отваживать от них детей. Или принять это как данность и извлечь пользу.
Так что, дорогая МамаСони, с ребенком вполне можно договориться: сейчас мы вместе идем гулять, потом обедаем, а потом мама отдыхает, а ты играешь на планшете. От вас зависит, будет ли интересно ребенку на прогулке. И то, что я говорю всем родителям - расслабьтесь, у вас современный ребенок, странно пытаться воспитывать его точно так же, как воспитывали нас с вами. Они другие, не лучше и не хуже. Просто наши и самые любимые.

images


Присылайте ваши вопросы в лс или на почту.

Ваш семейный психолог,

Надежда Бережная.

Группа “Сказка, написанная тобой” в Фейсбуке, ВКонтакте.

Запись на консультацию:

Nadezhda.berezhnaya@gmail.com

Кадры из мультсериала "Обезьянки".

"Легкий понедельник".

“Понедельник - день тяжелый”. Довольно часто на это жалуются родители малышей и школьников, ведь впереди не только новая рабочая неделя. По словам родителей, выходные, от которых ожидал отдыха и расслабления, приносят напоминание о нерешенных проблемах, обнажают сложности в отношениях с младшим поколением, фактически - являются источником дополнительного стресса.

Наверное, этим и объясняется понедельничный наплыв звонков и писем семейному психологу от родителей. Чаша их терпения переполняется, и приходит четкое понимание того, что нужна помощь специалиста, самим уже не справиться.

Конечно, каждый случай индивидуален, но я стала замечать, что некоторые вопросы можно объединить в группы, и краткие ответы на них могут помочь многим родителям до некоторой степени “снять напряжение” в семье, “дожить” до полноценной консультации.

С августа открываю постоянную рубрику “Легкий понедельник”.

Присылайте ваши вопросы, а я постараюсь ответить на них. Уверена, постепенно выходные с семьей будут приносить вам только хорошее настроение. Как, впрочем, и вся остальная неделя.

Ждите первые вопросы/ответы в следующий понедельник, 7 августа!

 

Ваш семейный психолог,

Надежда Бережная.

Группа “Сказка, написанная тобой” в Фейсбуке, ВКонтакте.

Запись на консультацию:

Nadezhda.berezhnaya@gmail.com

Zl7zXTa aSw

Картинка из интернета.

Художник? Творец!

Мне нравится бывать в музеях современного искусства, и в Финляндии для этого масса возможностей - выставки не устают сменять одна другую. Различные инсталляции, новые решения… Интересно рассматривать это и пытаться представить, о чем думал автор? Что хотел сказать? Да как вообще у него в голове это все устроено, чтобы придумать такое?

Когда моя дочка поступила в художественную школу, мне, воспитанной в классическом понимании слова “живопись”, грезились мольберты, тюбики с красками и коллективные выезды “на натуру”, какие я многократно наблюдала в парках Питера. Прошел год, бархатный берет в дочкином гардеробе не появился, спотыкаюсь дома обо что угодно, но на тюбики не наступаю, зато дома ребенок регулярно рассказывает, как они коллективно рисуют плакаты о мире, складывают из спичек небоскребы и вышивают украшения для футболок.

В конце учебного года родителям (и всем интересующимся) школа дает возможность убедиться - год прошел не зря, посмотрите, чем наши 7-9 классы занимались!

18679216 1463664003655962 1816347137 n

На этой неделе в нашей школе, Meilahden yläaste, проходит самая настоящая выставка. Почему настоящая? Да потому, что многие экспонаты, без ложной скромности, вполне могли бы занять достойное место в Киасме (Kiasma), никак не отличаясь от работ известных современных авторов. Тут и графика, и живопись, и фотография, и дизайнерские работы технического класса. Да что рассказывать, посмотрите сами, что делают в Финляндии дети 14-16 лет, если не загонять их творчество в жесткие рамки.

erV53tzV0y8

91A3JMT25ME

azj5mTdbAOo

l1BYu5A9ZbE

 

 

NP58C ut8fg

w5MelJk tkY

nMaslreeu3g

8rqGyUyAxSc

SIREblIEseI

 

Ушли мы с мужем удивленные - сложно представить, что наши дети, еще недавно совсем малыши, способны ТАК видеть и ТАК выражать свои мысли, чувства и эмоции.

Я совсем не отрицаю классику, она должна быть, этому нужно учиться! Но, мне кажется, свобода в самовыражении, в творчестве - залог уверенности в себе, в своих силах. А ведь это так важно в нашей жизни, и именно ее - уверенности - мы хотим своим детям, не так ли?

Если вам тоже стало интересно рассмотреть все это поподробнее и составить свое мнение - еще есть возможность! Выставка еще открыта в пятницу, 26 мая, с 14 до 19 часов, в нашей школе, по адресу: Meilahden yläasteen koulu, Kuusitie 12, 00270 Helsinki.

Вход, разумеется, бесплатный, а новых впечатлений я вам обещаю множество!

Фото автора

И немного о работе...

Сегодня хочу рассказать об очередном своем проекте. Небольшом. Но, полезном, как всегда. В этот раз целевая аудитория - родители малышей, дошкольником и младших школьников. Я уже больше двух лет занимаюсь проектами для русскоязычных родителей. Проводила их и в сотрудничестве с фондом “Культура”, и с Университетом Хельсинки, и с другими, довольно крупными, организациями. В основном это были (и есть, работа продолжается) встречи родителей со специалистами в различных областях, связанных с воспитанием и образованием ребенка. Для родителей очень важно получить из первых рук, так сказать, информацию об особенностях финского подхода к детям. Однако, по своему опыту могу сказать, что мы не должны упускать и другую возможность - многие решения проблем в воспитании уже есть у нас самих. На встречах родителей со специалистами периодически возникают дискуссии и вот уже родители, я вижу, перебирают варианты решений, делятся личным опытом…

Именно поэтому прошлой осенью в ДЦК Музыканты открылась новая группа для родителей “Наш Ребенок”. Каждая встреча посвящена отдельной теме, и при участии семейного психолога родители обсуждают насущные проблемы - как помочь ребенку привыкнуть к садику, смириться с появлением в семье еще одного ребенка, нужен ли режим дня и как без стресса собраться утром всей семье на работу и учебу. Последняя тема вызвала живейший отклик, и мы включили ее в программу этой весной.

Весной?

Да, уже в эту среду, 15 марта, стартует новый цикл встреч группы “Наш Ребенок”.
По просьбам участников осенней серии мы начнем с актуальнейшей темы детских развивающих занятий и кружков. Для чего они нужны, как выбрать подходящие именно вашему ребенку и как не перегрузить малыша обилием “развивалок”?
29 марта беседуем о запретах и границах в воспитании,

19 апреля - о разнице между мальчиками и девочками,

26 апреля о детской агрессии и

3 мая - вспомним, о чем говорили на занятии “Утро без стресса” и расскажем новым участникам о вариантах решения этой проблемы.

Интересно? Да! Полезно? Безусловно.
Значит, жду вас в среду вечером, 15 марта в ДЦК Музыканты (Karpalokuja 7A Helsinki) .
Занятие проходит с 17.30 до 18.30, вы можете записаться заранее по телефону 0102 190 190 (с 9.00 до 16.00), или прийти минут за десять до встречи.
Стоимость одного занятия - 7е, а всего курса из пяти встреч - 25е.

В качестве бонуса постоянным участникам группы мы сделали скидку на индивидуальные консультации психолога.

Что ж, добро пожаловать, осенью у нас получилось очень неплохо, уверена, что и сейчас нас всех ждет немало интересного.

Надежда Бережная
семейный психолог в Финляндии
запись на консультацию - nadezhda.berezhnaya@gmail.com

Группа в Facebook

Группа ВКонтакте

FB IMG 1489399526352

Вход на сайт

 

Вход на сайт