“Легкий понедельник - 6” - “Разбираем детскую”.

  Здравствуйте дорогие мамы и папы! Сегодняшний понедельничный вопрос идет вне очереди, так как продолжает тему, поднятую неделю назад.

Здравствуйте, Надежда! У моих детей ( 2 года и 5 лет) очень много игрушек. Мне кажется иногда, что слишком много. Но что делать? Праздников много, и гостей. Да и просят дети часто, купи это и купи то. Я стараюсь их радовать, когда есть возможность. С уважением, Светлана.”

112149

 

Действительно, многие родители сталкиваются с проблемой “захвата территории” игрушками. Часто и в детской все игрушки не помещаются. А что делать, если у ребенка и детской своей нет, только угол с игрушками в большой комнате? И с каждым праздником этот угол “расползается”?

Конечно, сразу хочется сказать о том, что никакие игрушки не заменят ребенку живого общения с родителями и друзьями, что “дорог не подарок, а любовь”, но это только часть проблемы. Давайте сегодня о материальном, о самих игрушках. Тема обширна, так что не расползаясь по периодам развития, видам ролевых и настольных игр и очередному разговору о гаджетах, сегодня мы просто наводим порядок в детской и пытаемся сократить расходы.

Если малыша за игрушками не видно?

Разбираем детскую: делим игрушки на две-три взаимозаменяемые части. У вас три пирамидки, два кубика-сортера, музыкальное пианино и музыкальная гитара? Отлично, делаем комплекты. Раз в пару месяцев меняем полностью игрушечный комплект. Конечно, любимый зайка всегда с малышом, но остальные игрушки - на шкаф. Что в результате? Вы обеспечили разнообразную деятельность (и кубики, и пирамидка, и интерактивные игрушки, и куклы), но ребенок не мечется между однотипными играми. К тому же, за некоторый период времени ребенок основательно забудет про остальные игрушки, они будут радовать его своей новизной. Еще раз напоминаю - смотрите внимательно, чтобы на шкаф не отправились самые близкие друзья малыша.

Гости и подарки.

Многие игрушки приносят ребенку наши взрослые друзья и родственники. Часто человек уверен, что, идя в гости к семье с ребенком, необходимо сделать приятное родителям малыша и прихватить что-то их чаду. А уж если это бабушки и дедушки, без подарков почти никогда не обходится. Отложим разговор о необходимости таких постоянных подарков, сегодня мы о материальном. На наше счастье, есть люди, которые интересуются заранее, что было бы приятно или полезно для ребенка. Если вам повезло и вы услышали этот вопрос (или сами идете в гости к семье с детьми), то имеет смысл говорить о “расходных” или взаимодополняемых игрушках: карандаши, альбомы, наклейки, наборы для творчества, то, что “сделал и выкинул/подарил”; или доп.наборы Лего, предметы для любимой куклы; то есть то, что не создает ощущения множества разнообразных игрушек, плохо совместимых друг с другом. Шоколадки и конфеты - тоже хороший вариант, если ребенку разрешается их есть. И детскую не занимают, и лишняя возможность предложить ребенку угостить бабушку. Конечно, мы сейчас не о памятных семейных подарках на день рождения, но превращать каждый визит гостя в повод для пополнения ящика с игрушками - стоит ли?

Интерактивные игрушки.

Чем проще игрушка, тем лучше она развивает фантазию ребенка. Вам кажется, что сейчас вы купите интерактивную кошку, которая сама мяукает и машет хвостом, и благодарный ребенок будет занят с ней ежедневно. Но что он будет делать с этой кошкой? Как с ней играть? Мяукать за нее, изображая разные интонации (и эмоции) нельзя, двигать ее лапами и менять позы - тоже, взять на прогулку в песочницу - тоже вряд ли разрешат. Большая, красивая кошка лежит на подушке и мяукает, когда датчик фиксирует движение рядом. Вы уверены, что купили ее ребенку, а не себе? Оцените будущее приобретение с точки зрения универсальности - что вы сами можете с ней сделать? В какие игры с ее помощью можете поиграть вместе?

Сложные игрушки.

Ситуация многих анекдотов - папа с друзьями с увлечением собирают электрическую железную дорогу, которую только что подарили ребенку на день рождения. Сам именинник, как правило, только бегает вокруг в попытках хоть как-то поучаствовать. Что происходит? Мы пытаемся реализовать наши детские мечты, но сделать это для себя, любимых, как-то несолидно. А тут, на счастье, ребенок подрос. Папы, не ждите, когда сын подрастет, чтобы купить ему радиоуправляемый вертолет! Купите его себе прямо сейчас, и к моменту, когда сын сможет им управлять, вы как раз наиграетесь.
Покупая ребенку(!) технически сложную игрушку, будьте готовы, что вам придется быть рядом, объяснять ему детали и, о, ужас!, он вполне может ее сломать. Соотносите возраст ребенка и его возможности с собственным интересом к техническому прогрессу.

Ожидание удовольствия - уже удовольствие.

Помните, в одном из “Легких понедельников”, посвященных отношениям в паре, мы говорили о “сюрпризе без сюрприза”, о том, что предупреждая любимого заранее о чем-то приятном, вы значительно добавляете ему положительных эмоций.
Это же можно сказать и об игрушках. Вот ваш ребенок загорелся идеей. Он узнал, что есть интересная игрушка и просит ее купить.
Вариант А. Вы пошли в магазин и купили. Ребенок сразу получил желаемое, быстро удовлетворил свой интерес и через пару дней уже просит что-то еще.
Вариант Б. Вы оцениваете свои материальные возможности. Прикидываете - сначала сами, потом вместе с ребенком -имеет ли смысл подождать до дня рождения, или, например, Новый Год ближе. Ребенок ждет. Фантазирует, как будет играть. Рассказывает и вам, и друзьям, что вот, скоро-скоро, его мечта сбудется и он получит то, что так долго хочет. Как думаете, он будет больше ценить этот подарок? Забросит ли так же, через пару дней? Не говоря уже о том, что умение ждать чего-то, а не получать все и сразу по первому требованию очень пригодится ему во взрослой жизни.

Что делать с лишними игрушками?

Если ребенок уже достаточно большой, можно устроить день Разбора Игрушек. Все сломанные и не подлежащие ремонту, конечно, отправляются в мусор. Вот, чувствуете, уже стало свободнее? Но очень много места занимают игрушки, которые вашему сыну или дочке уже не интересны, в силу возраста или предпочтений. Что делать с ними?
У нас опять два варианта.
Вариант А. В Финляндии очень распространены т.н. kirpputori (досл. “блошиный рынок”), магазины или рынки, где люди продают (и покупают) самые разнообразные вещи. Основная идея - вторичное использование, т.е. сохранение окружающей среды через экономию ресурсов. Вместо того, чтобы купить что-то новое взамен выброшенного ненужного, можно, фактически, обменяться - вы продаете свои ненужные вещи, а кто-то, продавая свои, покупает нужные ему ваши. Многие берут детей на такие рынки, и ребенок продает свои игрушки сам, зарабатывая себе на карманные расходы. Попутно учась идее сохранения природных ресурсов.

Вариант Б. Благотворительность. Всегда есть дети, которым повезло меньше, чем вашему ребенку, и которые обрадуются хорошим игрушкам. Воспитательный аспект в этом варианте очевиден.

 

Так что же нужно ребенку?

Проще всего оставить уже готовые, дорогие игрушки бабушкам на подарки.

Было бы хорошо, чтобы у ребенка дома были (по возрасту):

- карандаши, краски и бумага, пластилин

- рамки-вкладыши и пазлы

- наборы для творчества

- кубики, конструктор

- кукольный театр (или достаточно кукол/игрушек для сюжетно-ролевых игр)

- куклы

- машинки

- игрушки-животные

- костюмы (или предметы, их заменяющие).

И опять мы возвращаемся к необходимости принимать участие в жизни ребенка. Всем этим он не будет сразу играть сам. Покажите, как можно складывать пазл, или разыграть сказку “Колобок”, или повязать старую шаль и превратиться в Бабу-Ягу. Не хотите в Бабу-Ягу? А в кого вы обычно превращаетесь?

 

Присылайте ваши вопросы в лс или на почту.

Ваш семейный психолог,

Надежда Бережная.

Группа “Сказка, написанная тобой” в Фейсбуке, ВКонтакте.

Запись на консультацию:

Nadezhda.berezhnaya@gmail.com

 

Кадр из фильма “Игрушка”(1976).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход на сайт

 

Вход на сайт