Всё о Финляндии


КОЕ-ЧТО О ДЕТСКИХ СТРАХАХ

Родители детей разного возраста часто спрашивают, надо ли обращать внимание на детские страхи. Да, надо, поскольку некоторые страхи имеют свойство сохраняться на долгие годы, увеличиваться и даже переходить в заболевания. 

Для начала упомяну о том, что страх - это базовая эмоция человека, сигнализирующая об опасности. Страх бывает обычный и патологический. Обычный страх (например, возрастной) длится незначительное время и проходит без серьезных последствий для ребенка. Патологические же страхи могут оказать значительный негативный эффект, и поэтому с ними нужно работать.

Нам иногда сложно понять, откуда у ребенка мог появиться тот или иной страх. Согласно научным исследованиям, самые частые причины возникновения страхов следующие: непосредственный пугающий опыт, контролирующий стиль воспитания и опосредованная передача страха от одних людей к другим. Профессор Стэнли Рекмен из Университета Британской Колумбии (Канада), занимающийся различными видами тревожных расстройств личности, описал данные пути развития страхов еще в 1977 году.

Давайте рассмотрим их чуть подробнее. Итак, непосредственный пугающий опыт, который может перерасти в условный рефлекс. Например, если ребенка в детстве укусила собака, и он сильно испугался, этот страх перед собаками у него может остаться на долгие годы, или он может начать бояться не только собак, а и других животных.

Далее, контролирующий стиль воспитания может стимулировать развитие различных страхов. Когда родитель дает много инструкций ребенку, включая информацию об опасностях, которые могут случиться, и требует их аккуратного исполнения, в ребенке может возникать страх. Например, если родитель постоянно запрещает ребенку подходить к воде, рассказывая, что люди часто тонут, то ребенок может начать бояться воды в какой-то момент. Или говорит о том, что если собака кусает человека, то ему будут делать 40 уколов в живот, чтобы он не умер от бешенства, то ребенок может начать бояться собак.strah

Третий путь развития страхов – это опосредованное научение. Оно происходит  тогда, когда ребенок видит повторяющиеся ситуации, в которых значимый для него взрослый испытывает испуг. Если родитель, например, сам боится собак, и каждый раз при виде собаки тревожно себя ведет (вздрагивает, крепко берет ребенка за руку, закрывает ребенка собой от собаки, и т.д.), то вполне возможно, что ребенок тоже будет бояться собак.

Эти же механизмы работают и для более сложных страхов, которые могут приводить к значительным изменениям в поведении детей. Вот почему всегда важно анализировать ситуацию и вовремя ее исправлять, если она вызывает опасения.

Если у вас есть вопросы о детских страхах, пишите – будем вместе разбираться.

PS. Данный пост не касается возрастных страхов, которые в норме появляются и проходят по мере роста ребенка. Хотя при правильной поддержке и участии родителей и возрастные страхи переживаются легче.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход на сайт

 

Вход на сайт