Всё о Финляндии


В гостях у Талии и Мельпомены. Секреты национального театра Финляндии.

Много раз я проходила мимо красивого, напоминающего сказочный замок, здания на привокзальной площади, но никогда не была внутри и толком не знала, что интересного можно о нём рассказать. Здание театра так и осталось бы, наверное, для меня просто типичным примером финского национального романтизма (Jugendstil), если бы как участник международной конференции «Педагогика искусства» я не оказалась здесь на экскурсии.

Драматический театр, ставший позднее Финским национальным театром, был основан в 1872 г. в г. Пори братом и сестрой Каарло и Эмилией Бергбом (Kaarlo ja Emilie Bergbom). В память и благодарность их бюсты украшают первый этаж театра. Каарло был первым художественным руководителем театра с 1872-1906гг., а Эмилия его приемницей с 1872-1917гг.

geschwister

Само здание театра было построено в 1902 году. Большая, на тот момент единственная, сцена отличалась богатым убранством: балконами, колоннами, сводчатыми окнами, декоративной лепкой, настенной живописью. Спустя 37 лет после постройки высокий потолок украсила картина «Зеркало Талии», на которой в аллегорических сюжетах изображены актёры в образах персонажей спектаклей, поставленных театром. Великая скандинавская актриса Ида Аалберг запечатлена в роли гамлетовской Офелии с поднятыми вверх руками. Сама же муза комедии Талия смотрит в зеркало в окружении двух ангелочков.

katto

Первоначально были построены 2 лоджии – одна для генерал-губернатора Российской империи, который ни разу так и не посетил театр, другая для администрации. После обретения Финляндией независимости, были предложения построить отдельную ложу для президента страны и его жены. Но от этой идеи отказались, так как сбоку не очень хороший вид на сцену. Кстати, нынешний президент и его супруга частые гости театра. Они всегда сидят в центре зала. Жена президента является членом правления театра.

 

parveke

Также спустя 30 лет после открытия здания театра построили круглую, движущуюся сцену. Раньше управление кулисами происходило вручную, путём поднятия верёвок. После недавнего ремонта всё регулируется через компьютер. А на малой сцене до сих пор поднятие и опускание занавеса совершается по-старинке.

Отсюда появилась и театральная примета (а их огромное множество) - нельзя свистеть на сцене. Почему? Раньше свист был знаком для опускающих кулисы - занавес вниз.

В 1962 г. была проведена капитальная реконструкция внутренних помещений. Они приобрели более скромный, скандинавский вид: белые стены без излишеств, никакой лепнины и декоративных украшений, напоминавших о царской роскоши. К счастью, в наше время было принято решение вернуть театру первоначальный вид, и у нас появилась возможность полюбоваться былым великолепием внутренних интерьеров.

Сейчас в Национальном театре 6 сцен.

Большая сцена (самая старая) – здесь играют классику.

После II мировой войны в 1954 г. построили вторую – малую сцену.

Это была новинка в Европе. Обычно, у театра не было двух сцен. На малой сцене ставили современные постановки в стиле импрессионизм, абстракционизм, модерн. Новые формы требовали зрителю быть ближе и становиться активным участником действия. Новые спектакли были поначалу большим шоком для публики. Пьесы ирландского драматурга и писателя Сэмюэла Беккета вызывали негодование и отторжение. Ведь он был одним из основоположников театра абсурда. К этому финский зритель был ещё не готов. Публика не понимала, что это за пьесы, в которых ничего не происходит. Но театр уже тогда чувствовал современные модные веяния и хотел приобщить к ним своего зрителя. В 1969 г. Беккет получил Нобелевскую премию по литературе, и его пьесы моментально стали популярны.

Конечно, при открытии малой сцены руководство переживало, будет ли достаточное количество зрителей для двух залов. Нужно было также координировать спектакли так, чтобы 1 актёр не играл на двух сценах. Хотя, вначале часто бывали случаи, когда актёр бегал с одной сцены на другую. Малый зал более финский, в нём нет балконов, и цены на все места одинаковые. Теперь здесь играют комедии и трагедии. Часто пробуют постановку на малой сцене, а потом переносят её на большую. К примеру, пьесу «Мнимый больной» Мольера в малом зале играют уже много лет, актёры устали. Сейчас этот спектакль проходит на большой сцене. В зале больше мест и большее количество зрителей может увидеть постановку.

В театральной труппе 25 актёров. За последние 30 лет она уменьшилась в 2 раза. Но в театре работают много актёров – фрилансеров. Режиссёры часто тоже приглашённые. Постоянно работают только 2 человека. Хореографы и вокалисты также работают по временному контракту. Театр берёт на работу пенсионеров, предлагает практику молодым актёрам. Всего здесь работает около 170 человек. Много декораторов, которые занимаются работой по дереву, с металлом, шитьём. Одна из специальных должностей – человек, который наносит патоку на одежду. Простыми словами, делает одежду старой. Ещё один театральный секрет – если на одежду нанести раствор из воды и мыла, а затем погладить, она сразу выглядит очень старой. Театр – это искусство повторения. Люди, которые патинируют костюмы, каждый раз придумывают различные способы, чтобы на следующий день костюм выглядел чистым, но не потерял оттенок старины.

Следующая сцена носит имя «Сауна Вилли» (Willensauna). На её месте не было никогда сауны, но стоял маленький деревянный домик, который по-шведски назывался Willensbad.

Четвёртая сцена Omapohja расположена в пристроенном к театру здании. Всё действие происходит в небольшом помещении на 80 человек. Сцена находится на одном уровне со зрителями, и они вовлечены в действие.

В 2000х гг. режиссёру пришла идея совместить театр и ресторан. В подвале соседнего здания появилась пятая сцена. Интерьеры напоминают берлинский клуб, где после основного представления можно поесть, попить и посмотреть ещё одно театральное выступление.

За 114 лет существования здания национального театра появилось много разных пристроек, были сделаны различные внутренние перестройки. В театре 600 дверей, огромное количество лестниц, в том числе, которые никуда не ведут.

В последнюю реконструкцию были усовершенствованы акустические и светоотражательные системы. Теперь актёрам не надо громко кричать на выступлениях. У всех теперь есть маленький беспроводной микрофон, который особенно выручает во время музыкальных представлений.

Шестая сцена – гастролирующая. У неё нет помещения. Актеры выступают везде, где нет театра: больницы, дома престарелых, центры по приёму беженцев, тюрьмы. Все представления берут вдохновение и идеи из историй реальных людей, которым их и показывают, но пропуская через призму театра.

Современный театр – это уже не просто место, где зрители сидят в темноте и смотрят выступления. У них теперь тоже свои роли. Последний поставленный спектакль гастролирующей сцены – «Страх свободы». Он поставлен вместе с заключёнными, которые скоро выйдут из тюрьмы. Это социальная работа театра.

Возможно, благодаря своему современному духу, открытости, профессионализму и большому вкладу в социальную жизнь страны Национальный театр стал лучшим театром года, а его директор назван лучшим руководителем и получил национальную премию.

Ещё один социальный проект maunulan naapurin pöytä ( соседний столик маунулы) проводился в городском районе Маунула. Его цель – познакомить людей, живущих в одном районе. Участники находились в вымышленном ресторане, а актёры вместо блюд приносили темы для разговоров. С 5 участниками в возрасте от 30 до 60 лет в ноябре 2016 года будет поставлен спектакль.

На следующий год отмечается 100 -летие независимости Финляндии. В юбилейном спектакле, по замыслу театра, хотят собрать по 1 представителю всех 10-летий и показать изменения в людях за 100 лет.

 

Ходите в театр - он облегчит вам театр жизни!

Леонид С. Сухоруков

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход на сайт

 

Вход на сайт