Карандаш против ручки?

photoshoot18О том, как Степа вливается в школьную финскую жизнь, я уже писала здесь в блоге в статье о valmistava luokka. Но сегодня мне захотелось подробнее обсудить один момент, который я, как мама и педагог, считаю положительным в начальном образовании, а именно: использование простого карандаша и ластика. 

Как вы знаете, простым карандашом в Финляндии не только в школе пишут, но и на выборах заполняют бланки. Даже тесты (УКИ тест я тоже писала карандашом). И все для того, чтобы у пишущих была возможность заметить ошибку, исправить ее или просто переписать заново то, что не нравится. Кроме того, даже в официальных бланках ошибку можно зачеркнуть, написать правильно и не переписывать весь лист. 

Мне кажется, что такая простая идея, особенно у младших школьников, помогает избежать слез и разочарований. И я убеждена, что дети от этого не пишут хуже. Я сама вижу, как Степа пишет буквы. Ему непросто даются финские Ss и Dd. Он пишет, стирает, пишет снова, при этом без паники, слез и истерик. Пишет до тех пор, пока буквы не будут написаны в нужную сторону. Нет уныния, обиды, злости. Степа понимает, что учится и знает, что ошибки на этом пути неизбежны. Главное - продолжать и стараться. 

Когда же мы делаем задания белорусской школы, практически всегда письменные работы через слезы. Нужно отсчитывать определенное количество линеечек, клеточек, писать, отставляя палец, чтобы получилась красная строка. При этом, за исправления и помарки снижают оценку или пишут замечание. Все должно быть аккуратно и четко. Не соблюдаешь инструкции - не получаешь высокую оценку. Только мне, как маме, прежде всего, важно понять: неужели написание по схеме важнее правильного ответа и верно решенной задачи? И почему оценка может быть снижена, если ответ правильный, а записан в ответе без слова? Неужели именно эти навыки чистописания и соблюдения инструкций пригодятся в жизни? Или, может, я не права, и детям с младших классов нужны именно такие строгие требования и никакого права на ошибку?

photoshoot17 

С таким вопросом я обратилась к друзьям и подписчикам на своих личных страницах в соцсетях и получила самые разнообразные ответы. Причем со многими ответами в пользу ручек я согласна, потому что они подкреплены опытом и фактами из личных историй. Ниже привожу комментарии к обсуждению с разрешения их авторов. 

Большинство мам, дети которых имеют опыт обучения в постсоветских школах и финских, отдают свой голос за простой карандаш, как более спокойный и нетравмирующий психику инструмент для письма. У многих в копилке есть история, связанная с почерком, помарками и снижением оценки за неаккуратность. При этом, объясняют это еще и тем, что почерк - это индивидуальная особенность, черта характера. Тот, кто в детстве писал "как курица лапой" (я, например, тоже из таких), в старших классах и во взрослом возрасте имеют идеальный, красивый, ровный почерк. И наоборот. Это значит, почерк формируется под влиянием многих факторов, а не зависит от того, сколько помарок сделал и сколько клеточек отступал. 

В то же время учителя, которым приходится проверять письменные работы вручную, все-таки считают, что очень важны аккуратность и разборчивый почерк, потому что это значительно упрощает жизнь во многих ситуациях. Например, когда на экзамене тестовую часть проверяет компьютер. И если он посчитает "И" за "Н", то ответ на будет засчитан. Например, Анна пишет: "А я из того поколения, которое носило в портфеле стеклянный пузырек с чернилами, потому что перьевые ручки надо было дозаправлять. И только в классе 7 или 8 нам разрешили писать шариковыми ручками. Возможно сейчас у детей психика более расшатанная, чем была у нас, но я не припомню, чтобы помарки или ошибки так серьезно влияли бы на нашу нервную систему. Во-первых, все и всегда вначале делалось на черновике, во-вторых, любую ошибку или опечатку можно было аккуратно зачеркнуть и вверху написать правильный вариант, - за это оценка никогда не снижалась. А уж о роли каллиграфии я не буду распространяться, - почитайте в интернете об исследованиях на эту тему. По-моему в Японии специально выделяют время на предприятиях для занятий Shodo."

Не меньшее количество комментирующих считают, что привычка писать карандашом приводит к тому, что человек начинает считать, что все всегда можно исправить, и начинает относиться невнимательно к тому что делает. Если ошибку можно исправить, то зачем думать над тем, чтобы ее не допускать? 

Ксения, детский логопед и писатель из Москвы, имеет на этот счет не только свое мнение, но и реальные примеры из работы: "Слушай, так я, оказывается, работаю по финской системе! Мои занятия вне школьной сетки уроков, потому правила устанавливаю сама. И дети у меня всегда пишут карандашами, именно - чтобы стереть ошибку. Ручки берут по собственному желанию, если уверены в себе (или когда речь о техническом чистописании). Я работаю с проблемными детьми, без ошибок писать они не могут, потому в моем случае это оправданно. Более того, создает здоровую конкуренцию - деткам хочется показать, что они уже готовы писать ручкой и без ошибок. Если говорить про успевающих детей, то там карандаш я бы предлагала лишь при освоении нового материала, в конкретных дополнительных тетрадях по теме, но не в общих рабочих. Более того, сейчас довольно большой пласт направлен именно на правильное графическое заполнение тестов, где четко оговорено - чем они должны заполняться. И это не карандаш."

А вот, например, Ольга (филолог и копирайтер) из Минска пишет так: "Зачем отсчитывать клеточки, не понимают даже учителя математики. Давеча подруга рассказывала, как она бодается с проверяющими на экзаменах. Обидно, когда из-за такой ерунды ребенок теряет заслуженную медаль. А потом в школу приходит директор-крючкотвор, который заворачивает все документы, если правое поле в них 2 см, а не 1,5.
Насчет описок - я бы поспорила. Для каких-то предметов это, наверное, важно. Для каких-то, наверное, не очень. Если рассматривать это все как способ воспитания аккуратного и внимательного к деталям человека - оно, конечно, нужно. Но очень может быть, что это не лучший способ.
А еще я однажды читала интервью Михаила Барщевского (кто смотрит "Что? Где? Когда?" знает, кто это) и его дочери (уже совершеннолетней). Дочь рассказала, что родители воспитывали ее в строгости. Они, конечно, не изобрели колесо, запрещая, к примеру, смотреть телевизор, если она не выучила уроки. Но сам Барщевский отметил такой момент: даже если она просила прощения и делала то, что обещала, наказание с нее не снимали. Он сказал, что реальная жизнь очень редко дает возможность исправить ошибку и ребенка надо приучать к этому с детства. Поскольку он юрист, он очень хорошо знает цену ошибкам и недосмотру. Такой подход воспитывает ответственность. В общем, не так просто все, наверное. Но возможно, что твоему ребенку, которому приходится адаптироваться к жизни в другой стране и другой языковой среде, так действительно проще и именно так для него лучше всего."

Влияет ли на уменьшение ошибок невозможность их исправить? Может, и да. Но будет ли в этом случае прожит опыт и сделаны выводы? И будет ли ребенок психологически здоров после истерик, неправильно отсчитав клеточки или сделав помарку? Бояться ошибок и делать их - это одно. Бояться ошибок и перестать их делать - это уже другое, и как по мне, не всегда практичное решение.

А как вы считаете? Ручка или карандаш? :) 

Мой новый проект "Влюбленная в жизнь"! Приглашаю в гости! 

 

 

Спасибо, март!

sun2Продолжаю писать благодарности ушедшему месяцу за события, успехи, падения, уроки, моменты и за то, он был добр ко мне. И, чтобы не затягивать с отчетом (как это было в последние два месяца), решила написать быстрее, как говорится, пока свежо в памяти и страница дневника не перевернута. И вам будет интереснее читать о том, что случилось в марте, который ушел в историю всего неделю назад. А заодно и вспомните свой месяц. Уверена, у вас тоже есть за что сказать ему искреннее "Спасибо!"

Главное событие марта - это запуск моего проекта "Влюбленная в жизнь" в виде блога на отдельном домене. Весь март я колдовала над ним вместе с Марией Олендарь - автором курса по блогингу, который я проходила у нее с 23.01 по 23.03 (если интересует такая тема, то расскажу поподробнее и дам скидку про промокоду 10%). Так вот, я поняла, что мне, как перфекционисту, никогда не будет все нравится, никогда не будет идеально, поэтому я просто приняла волевое решение, договорившись с внутренним критиком, и официально запустила блог со всеми косяками и недочетами. Я их устраняю до сих пор, но уже с осознанием того, что проект живет, дышит и наполняется статьями. И я буду продолжать наполнять блог опытом, вдохновением, красотой и желанием жить. Просто потому что люблю. Просто потому что пишу=дышу. 

И да, это не значит, что я не буду здесь писать. Наоборот, теперь буду писать чаще=)

an1

Ещё одна приятная новость, хоть и не такая сильная по эмоциям, результат УКИ-теста, о котором я писала раньше. По всем 4 частям у меня 3. То есть мой пример подтверждает один из многих, что не так страшен черт, как его малюют=) Хотя, если честно, я ожидала более ярких эмоций от этого конверта и от самой себя. Как будто перегорели лампочки. То ли от ожидания (2 месяца), то ли от того, что я понимала, что все силы я оставила на экзамене, а это просто результат. Но я - молодец в любом случае! И, если кому-то важно знать, из нашей группы на экзамен ходили 9 человек, из них 4 человека сдали. 

Месяц был наполнен цветами и участием в различных онлайн-проектах. Писательском марафоне в Инстаграм (в результате появились 14 новых текстов, многие из них нашли отклик у читателей). Закончился вызов сканера в группе "Я-сканер", но марафон по внедрению привычек по книге Бретт Блюменталь "Одна привычка в неделю" я продолжаю вести на личных страницах в соцсетях. 

Не менее интересно было выполнять задание в творческом проекте для блогеров #проект_ближе_к_себе с темой о детстве. Я выбрала тему "О первой любви", а также устроила "Охоту на тюльпаны" в проекте фотографа Ульяны Кучеренко. 

Книги месяца: "Люди, которые всегда со мной" Наринэ Абгарян, "Убийственно тихая жизнь" Луизы Пенни, "Счастливые шаги под дождем" Джоджо Мойес. 

Новый опыт - запись аудио подкаста для сайта сканеров. Рассказывала о своем вызове и о том, как прохожу марафон по привычкам. А еще детективный сериал полностью на финском "Sorjonen". Неожиданно понравился, несмотря на русско-финскую тему. Герой уж очень напомнил мне Шерлока из американского "Элементарно". И фильм на английском "One chance", основанный на реальных событиях. 

Устроила детокс от соцсетей, встретилась с друзьями, сходили на два спектакля и творческий вечер "Восток-Запад", поучаствовала со Степой в мастер-классах (сделали птичку-веснянку, куколку-оберег и сплели фенечку), марафоне по предназначению, интенсиву в поиске клиентов оффлайн,  Побывала 2 недели на практике, сейчас снова на курсах финского языка (с 3 апреля), 3 модуль. На все лето остаюсь в Финляндии, вот уже где практика благодарности будет ежедневно, иначе не выдержу=)

А если серьезно, то поняла банальную вещь: если ты занят, погружен в любимые дела, делаешь то, что нравится и то, что вызывает, как минимум, интерес, грузиться тебе некогда, обижаться - тоже. Ты просто живешь и понимаешь, что это и есть - простое счастье быть! А когда пишешь вот такие статьи, осознаешь, как много всего происходит в жизни, и как важно уметь это замечать!

Спасибо, март! Апрель, ты будешь счастливым, я не сомневаюсь. А вы? 

 

Спасибо, февраль!

tulips1Как здорово, что однажды в сентябре я решила запустить этот годовой проект! Во-первых, жизнь становится осознаннее, а во-вторых, у меня есть повод встретиться с вами, даже несмотря на то, что уже и март почти на исходе, а я все еще про февраль не вспомнила. Обещаю исправиться, и в апреле поблагодарить март пораньше. 

Все дело в том, что весь февраль и март я активно занималась своим личным блогом, который возродился на старой платформе в абсолютно новом формате. И совсем скоро я вас приглашу в гости, чтобы вы могли познакомиться со мной поближе и читать статьи не только о моей жизни в Финляндии, но и о моих эмоциях, открытиях и путешествиях снаружи и внутри, а также участвовать в различных проектах, марафонах и конкурсах. Потому что больше оттягивать нет смысла. Или я запускаю блог неидеально, или не запускаю совсем. Идеально не будет никогда, особенно для перфекциониста=)

На самом деле я не переставала писать. Писала много. Участвовала в очередном текстомарафоне в Инстаграме, написав 5 отличных, на мой взгляд, текстов, используя разные приемы. Получила очередной взрыв мозга и колоссальный опыт, а еще огромное количество новых, интересных людей, которые меня читают. Он захватил и первые дни марта. А следом за ним - еще один текстомарафон, в котором я сейчас пишу тексты просто на немыслимые темы. Оказывается, писать - это огромный труд, от которого тоже можно устать. 

Читала тоже много. Процессы "писать-читать" очень тесно связаны между собой. Прочитала "Мое первое убийство" Леены Лехтолайнен, "Ребекка" Дафны Дюморье, "Общаться с ребенком. Как?" и "Продолжаем общаться с ребенком. Так?" Юлии Гиппенрейтер, "Катушка синих ниток" Энн Тайлер

Кроме того, в группе "Я-сканер" я стала одной из победительниц в вызове с темой внедрения привычек по книге "Одна привычка в неделю" Бретт Блюменталь, и в связи с этим еженедельно отчитываюсь не только на своих страницах в соцсетях, но и в группе о проделанной работе. Это здорово стимулирует и вдохновляет на новые подвиги. Кстати, вы всегда можете присоединиться и начать внедрять новые счастливые привычки в жизнь.

Новый опыт месяца февраля - подледная рыбалка, небольшое местечко Инкеройнен с большой историей, детективный сериал на финском "Sorjonen", опера "Кармен" онлайн на сайте театра оперы и балета в Хельсинки, а также участие в онлайн спектакле в фэйсбуке. Мне досталась роль Элизабет, она же Восторженная. Это непередаваемое ощущение, сколько всего о себе можно узнать, казалось бы, в обычной игре, когда тебе нужно наиболее точно раскрыть роль. Наблюдать за тем, какие "программы" из тебя выходят в решении проблем, когда страшно, когда интересно. Это дорогого стоит! 

Месяц получился не самым простым в плане здоровья, эмоций не только моих, но и близких. Но это жизнь. И это абсолютно естественно, что в ней есть место разным по окраске событиям. Лучше начинаешь ценить то, что уже есть. Заметила, что последнее время жизнь постоянно подбрасывает мне моменты для того, чтобы я искренне начала испытывать благодарность к настоящему и доверять ей. Что ж, я - хорошая ученица. Хочется, что чувства дружбы и любви с жизнью у нас были взаимными. 

А вы помните, что хорошего принес вам самый короткий месяц года? Поделитесь! 

Спасибо, январь!

januaryУже и март совсем скоро, а у меня еще живы воспоминания о январе. Январе, который прекрасно начал год, о январе, который подарил мне радость, которую я так ждала. О счастливом и таком разном январе. 

Я не стану описывать подробно, чему научилась, что сделала, какие события произошли за это время. Не потому что не помню (я все записываю в тетрадь ежедневно), а потому что понимаю, что многим и не очень-то нравятся такие статьи. Я и сама за собой замечаю иногда: если у человека столько всего происходит, постоянная активность и движуха, а у меня застой, лень и апатия, я начинаю на себя злиться и пытаться подгонять. А не работает. И от этого - еще большая злость. В какой-то момент я осознала, мои победы, даже самые маленькие, - это мои победы. Мои поражения - мои и только. Как и перемены в жизни. Невозможно заставить и даже вдохновить другого на перемены, если он не готов или не хочет. Если я хочу поделиться своим успехом, то лучше это сделать как описание уроков и реальных шагов по достижению цели. Поделиться пользой, лайфхаками, знаниями. 

Январь научил меня верить в чудо. В миндальный орешек в рисовой каше на Рождество. В загаданные желания. В молитвы и в каждый свой шаг. В людей. В счастливые случайности. Вера - это то, что есть у каждого из нас, не зависимо от социального положения, дохода, пола и страны проживания. Это больше, чем просто знать, что все будет хорошо и так, как нужно. 

Январь дал мне понять, что если проиграна одна битва, это не значит, что проиграна вся война. И то, что иногда друг может оказаться врагом, а враг - неожиданно другом. 

Январь проверил на прочность на УКИ-тесте и на ответственность за сказанное и сделанное, за выбор. 

Январь помог мне разобраться со своими мечтами, определиться с целями и начать делать то, что давно откладывалось. Помог выбрать наставника душой, а таланты - сердцем. 

Январь воскресил в памяти детство, разворошив старые фото, письма, открытки и блокноты. Сохранил в памяти еще несколько моментов для истории.

Январь подарил мне встречи с самой собой и людьми. С теми, с кем уже знакома, и с новыми. И онлайн, и оффлайн. Дал особый взгляд посмотреть на них иначе, заметить то, что раньше ускользало. Наш первый организованный обмен открытками успешно завершен: все участники получили, как минимум, по одной открытке. Это значит, что обмен получился успешным на все 100! Опять же - благодаря людям. Да и блог мой неожиданно перевалил за отметку 74000 просмотров! Спасибо вам, читатели!

Январь вдохновил на чтение новых книг, писательство и получение новых знаний. Прочитала 5 книг, прошла 27-дневный писательский марафон в Инстаграм, поучаствовала в вебинаре о счастье. 

Январь поддержал мои начинания, сумасшедшие идеи и очередные марафоны. Так появился марафон "Измени себя за год" по книге Бретт Блюменталь и английский клуб (я - еще и преподаватель английского) в Коувола.

Январь был по-настоящему волшебным, каким и должен быть месяц, с которого начинается год. Хотя в каждом из нас живет волшебник, и если чудес не хватает, пора чудить самим! 


YKI-testi, Или экзамен на прочность

yki28 января по всей Финляндии прошёл очередной Yleiset kielitutkinnot, или известный в народе, как УКИ тест. И я была одним из его участников. Если бы я написала эту статью сразу же после возвращения с теста, то кроме эмоций и восклицаний, как это было непросто, как вообще кто-то может понимать финский, вы вряд ли что-нибудь прочитали. Боюсь, что статья получилась бы не очень интеллигентной =)

Сегодня я уже могу говорить об этом почти спокойно, без нервного тика, дрожащих рук и раздражительных замечаний. Тем более, что в последнюю неделю перед тестом мой организм пошел в отказ: я категорически не хотела говорить с мужем на финском, читала книги только на русском, не слушала финскую музыку. В общем, от финского меня отвернуло так, что я уже начала бояться, что на экзамене просто сдам пустые листы. Хочу сразу отметить, в Финляндии на постоянной основе я живу 1,5 года, финский на курсах изучала 9 месяцев. Школа по результатам учебы и практики присвоила мне уровень В2.1 и решила отправить меня на тест за свой счёт. И думаю, зря потратила деньги =) 

О процедуре теста вы уже наслышаны. Здесь, на сайте, блогеры не раз писали о заданиях и регламенте. От себя лишь добавлю, что задания каждый раз новые, количество заданий внутри одного теста также варьируется. И приведу свои примеры. Вдруг кому-то пригодится. 

В тесте на понимание текстов через чтение было 7 заданий разной степени сложности, с вариантами ответов, с выбором "правильно", "неправильно" и с открытыми ответами. Время - 60 минут. Самыми трудными для меня были тексты про нелегальную рыбалку "salakalastus" (я его практически не поняла, ставила ответы наугад) и про непонятную свадьбу. Остальные тексты были непростыми, но все же не такими заумными. При этом, сразу хочу сказать, что вопросы построены по принципу "а понял ли ты весь текст"? То есть не будет таких вопросов и ответов, как "Что любит Пекка?" - "Пекка любит молоко". А будут, типа, Пекка всю жизнь любил молоко, у него была корова, он добавлял молоко в кофе, бла-бла-бла, и в конце - но однажды он открыл для себя сливки и понял, что встретил настоящую любовь =) И вот пойми, любит он молоко или сливки. Такого вопроса не было, я привела всего лишь пример, как звучали вопросы к заданиям по моим ощущениям. Например, в одном из текстов был вопрос, на который нужно было ответить "верно" или "неверно". Он звучал так: "Историю можно послушать раз в неделю?". А в тексте употребляется выражение: viikon välein (каждую неделю). И если ты не знаешь его значения, можно надеяться только на удачу. В моем случае, если я не знала и не понимала смысла, я ставила в ответах хоть что-то. Лишь бы не оставлять пустыми клетки. Если нужно было писать самой ответы, то старалась написать хоть что-то. Написано, что должно быть 2 asiaa, я писала именно 2. 

В тесте на письмо было три темы и 55 минут на выполнение: письмо другу по электронной почте (у вас появилось новое хобби, вы приглашаете его с собой, почему), написать претензию производителю и вернуть продукт (в данном случае, продукт питания, где купили, что не так, как хотите, чтобы решили вашу проблему) и размышление на тему по выбору. Мой выбор пал на тему: может ли обычный человек сохранить природу чистой? Наверное, для меня это было самое простое задание из всех. Хотя я напрочь забыла все умные слова, которые знала, и писала самым примитивным языком, который только может быть. И не помню, на своих ли местах я написала электронные адреса получателя и отправителя. 

В тесте понимание на слух также было 7 заданий, опять же с различными вариантами ответов. И вот это то самое задание, которое прибило меня к стулу, и я поняла, что я ничего не поняла. Говорят быстро, на разговорном языке, опять же - вопросы к заданиям можно выполнить, если понял весь текст. Если варианты ответов можно поставить наугад (а вдруг повезет?), то открытые вопросы нужно писать самой, причем сразу, буквально за 10-15 секунд. В конце дается 10 минут перенести ответы в бланк, но ответы на открытые вопросы дописывать уже нельзя. Я наивно полагала, что смогу исправить, дописать, хотя бы аккуратно написать. В итоге, я искренне надеюсь, что проверяющий понимает почерк врачей, и хотя бы отдаленно догадывается, что этими буквами я хотела сказать. Самое сложное задание для меня, которое, по моим ощущениям, я провалила полностью. 

yki1

И на говорение было предложено 5 заданий. 1 - говорить 1,5 минуты на тему, какой бытовой прибор вы хотите купить, где и почему, по какой цене. 2 - разговор в аэропорту по поводу того, что вашего багажа нет (работник говорит, вы - отвечаете). В третьем были даны 5 ситуаций, и по каждой нужно было 15-20 секунд говорить. Например, дети бегают во дворе прямо возле чистого белья, которое сушится. Попросите их уйти. Или вы потеряли карточку, пришли в банк и вам нужно объяснить ситуацию и попросить помощи. В следующем задании вы - участник телефонного разговора. Вы звоните подруге, чтобы поздравить ее с рождением ребенка, поболтать и предложить помощь. В этом случае вы задаете вопросы. И в последнем ваши мысли на тему по выбору. Я не помню, о чем была первая, но я выбрала вторую, в которой нужно было высказаться на тему, какие иностранные языки вы учили, какой хотели бы выучить и почему, как язык связан с культурой и т.д. Приблизительный список вопросов прилагался. Говорить 2 минуты без перерыва. На подготовку к каждому заданию 1-2 минуты, чтобы прочитать задание, что-то записать и собраться с мыслями.  Самое сложное здесь было реагировать быстро на вопрос и понять, что у тебя спросили. А еще сосредоточиться на том, что звучит у тебя в наушниках, а не то, что в это время говорит сосед. Так как все начинали говорить в одно время, то можете представить, какой гул стоял вокруг. Несмотря на то, что мы тестировали звук, и достаточно было говорить спокойным и обычным голосом, девушка рядом со мной, видимо, решила, что вся Коувола должна слышать, как она отвечает на вопросы. Если честно, мне кажется, что в моей записи ответов ее будет слышно громче, чем меня. 

О чем еще хочу сказать? Телефоны и любые гаджеты запрещены. Их нужно сдать на входе. Во время перерыва одна девушка достала телефон, даже не успев позвонить. Была удалена с экзамена сразу же. Никаких лишних движений в сторону соседа, никаких объяснений тому, кто что-то не понял. Для этого есть специальные люди. Только ваша работа и вы. И все. 

Мне показалось, что времени катастрофически мало. С другой стороны, если ты не знаешь и не понимаешь, поможет ли время? Кроме того, я искренне считаю, что подготовиться к этому экзамену нельзя. Ты либо говоришь, понимаешь, знаешь слова и употребляешь их, либо нет. Ну или ты очень везучий, и из любой ситуации можешь выкрутиться. Единственное, к чему стоит готовиться, так это к действиям в стрессовой ситуации. То есть создавать себе такие условия, как на тесте: ограничение по времени и непростые задания, контролировать эмоции и сохранять спокойствие. И учить не только слова, грамматику, активно их употреблять, а делать упор на разговорную речь.

Сейчас результатов нужно ждать 2 месяца. Они придут на почту в конверте. У меня ощущения, что я не сдала. Хотя многие "бывалые" говорят, что у них были такие же ощущения, но они сдали. Правда, мне нужны высокие баллы во всех 4-х заданиях, так как результат тестов мне нужен будет для допобучения в университете. И если уровня будет недостаточно, я пойду на пересдачу. Но это все будет потом, а пока - период ожидания и очередных попыток подружиться с финским языком. Вот только, если честно, иногда мне кажется, что я никогда его не осилю. 

Картинки из сети

Вход на сайт

 

Вход на сайт