Спасибо, март!

sun2Продолжаю писать благодарности ушедшему месяцу за события, успехи, падения, уроки, моменты и за то, он был добр ко мне. И, чтобы не затягивать с отчетом (как это было в последние два месяца), решила написать быстрее, как говорится, пока свежо в памяти и страница дневника не перевернута. И вам будет интереснее читать о том, что случилось в марте, который ушел в историю всего неделю назад. А заодно и вспомните свой месяц. Уверена, у вас тоже есть за что сказать ему искреннее "Спасибо!"

Главное событие марта - это запуск моего проекта "Влюбленная в жизнь" в виде блога на отдельном домене. Весь март я колдовала над ним вместе с Марией Олендарь - автором курса по блогингу, который я проходила у нее с 23.01 по 23.03 (если интересует такая тема, то расскажу поподробнее и дам скидку про промокоду 10%). Так вот, я поняла, что мне, как перфекционисту, никогда не будет все нравится, никогда не будет идеально, поэтому я просто приняла волевое решение, договорившись с внутренним критиком, и официально запустила блог со всеми косяками и недочетами. Я их устраняю до сих пор, но уже с осознанием того, что проект живет, дышит и наполняется статьями. И я буду продолжать наполнять блог опытом, вдохновением, красотой и желанием жить. Просто потому что люблю. Просто потому что пишу=дышу. 

И да, это не значит, что я не буду здесь писать. Наоборот, теперь буду писать чаще=)

an1

Ещё одна приятная новость, хоть и не такая сильная по эмоциям, результат УКИ-теста, о котором я писала раньше. По всем 4 частям у меня 3. То есть мой пример подтверждает один из многих, что не так страшен черт, как его малюют=) Хотя, если честно, я ожидала более ярких эмоций от этого конверта и от самой себя. Как будто перегорели лампочки. То ли от ожидания (2 месяца), то ли от того, что я понимала, что все силы я оставила на экзамене, а это просто результат. Но я - молодец в любом случае! И, если кому-то важно знать, из нашей группы на экзамен ходили 9 человек, из них 4 человека сдали. 

Месяц был наполнен цветами и участием в различных онлайн-проектах. Писательском марафоне в Инстаграм (в результате появились 14 новых текстов, многие из них нашли отклик у читателей). Закончился вызов сканера в группе "Я-сканер", но марафон по внедрению привычек по книге Бретт Блюменталь "Одна привычка в неделю" я продолжаю вести на личных страницах в соцсетях. 

Не менее интересно было выполнять задание в творческом проекте для блогеров #проект_ближе_к_себе с темой о детстве. Я выбрала тему "О первой любви", а также устроила "Охоту на тюльпаны" в проекте фотографа Ульяны Кучеренко. 

Книги месяца: "Люди, которые всегда со мной" Наринэ Абгарян, "Убийственно тихая жизнь" Луизы Пенни, "Счастливые шаги под дождем" Джоджо Мойес. 

Новый опыт - запись аудио подкаста для сайта сканеров. Рассказывала о своем вызове и о том, как прохожу марафон по привычкам. А еще детективный сериал полностью на финском "Sorjonen". Неожиданно понравился, несмотря на русско-финскую тему. Герой уж очень напомнил мне Шерлока из американского "Элементарно". И фильм на английском "One chance", основанный на реальных событиях. 

Устроила детокс от соцсетей, встретилась с друзьями, сходили на два спектакля и творческий вечер "Восток-Запад", поучаствовала со Степой в мастер-классах (сделали птичку-веснянку, куколку-оберег и сплели фенечку), марафоне по предназначению, интенсиву в поиске клиентов оффлайн,  Побывала 2 недели на практике, сейчас снова на курсах финского языка (с 3 апреля), 3 модуль. На все лето остаюсь в Финляндии, вот уже где практика благодарности будет ежедневно, иначе не выдержу=)

А если серьезно, то поняла банальную вещь: если ты занят, погружен в любимые дела, делаешь то, что нравится и то, что вызывает, как минимум, интерес, грузиться тебе некогда, обижаться - тоже. Ты просто живешь и понимаешь, что это и есть - простое счастье быть! А когда пишешь вот такие статьи, осознаешь, как много всего происходит в жизни, и как важно уметь это замечать!

Спасибо, март! Апрель, ты будешь счастливым, я не сомневаюсь. А вы? 

 

Спасибо, февраль!

tulips1Как здорово, что однажды в сентябре я решила запустить этот годовой проект! Во-первых, жизнь становится осознаннее, а во-вторых, у меня есть повод встретиться с вами, даже несмотря на то, что уже и март почти на исходе, а я все еще про февраль не вспомнила. Обещаю исправиться, и в апреле поблагодарить март пораньше. 

Все дело в том, что весь февраль и март я активно занималась своим личным блогом, который возродился на старой платформе в абсолютно новом формате. И совсем скоро я вас приглашу в гости, чтобы вы могли познакомиться со мной поближе и читать статьи не только о моей жизни в Финляндии, но и о моих эмоциях, открытиях и путешествиях снаружи и внутри, а также участвовать в различных проектах, марафонах и конкурсах. Потому что больше оттягивать нет смысла. Или я запускаю блог неидеально, или не запускаю совсем. Идеально не будет никогда, особенно для перфекциониста=)

На самом деле я не переставала писать. Писала много. Участвовала в очередном текстомарафоне в Инстаграме, написав 5 отличных, на мой взгляд, текстов, используя разные приемы. Получила очередной взрыв мозга и колоссальный опыт, а еще огромное количество новых, интересных людей, которые меня читают. Он захватил и первые дни марта. А следом за ним - еще один текстомарафон, в котором я сейчас пишу тексты просто на немыслимые темы. Оказывается, писать - это огромный труд, от которого тоже можно устать. 

Читала тоже много. Процессы "писать-читать" очень тесно связаны между собой. Прочитала "Мое первое убийство" Леены Лехтолайнен, "Ребекка" Дафны Дюморье, "Общаться с ребенком. Как?" и "Продолжаем общаться с ребенком. Так?" Юлии Гиппенрейтер, "Катушка синих ниток" Энн Тайлер

Кроме того, в группе "Я-сканер" я стала одной из победительниц в вызове с темой внедрения привычек по книге "Одна привычка в неделю" Бретт Блюменталь, и в связи с этим еженедельно отчитываюсь не только на своих страницах в соцсетях, но и в группе о проделанной работе. Это здорово стимулирует и вдохновляет на новые подвиги. Кстати, вы всегда можете присоединиться и начать внедрять новые счастливые привычки в жизнь.

Новый опыт месяца февраля - подледная рыбалка, небольшое местечко Инкеройнен с большой историей, детективный сериал на финском "Sorjonen", опера "Кармен" онлайн на сайте театра оперы и балета в Хельсинки, а также участие в онлайн спектакле в фэйсбуке. Мне досталась роль Элизабет, она же Восторженная. Это непередаваемое ощущение, сколько всего о себе можно узнать, казалось бы, в обычной игре, когда тебе нужно наиболее точно раскрыть роль. Наблюдать за тем, какие "программы" из тебя выходят в решении проблем, когда страшно, когда интересно. Это дорогого стоит! 

Месяц получился не самым простым в плане здоровья, эмоций не только моих, но и близких. Но это жизнь. И это абсолютно естественно, что в ней есть место разным по окраске событиям. Лучше начинаешь ценить то, что уже есть. Заметила, что последнее время жизнь постоянно подбрасывает мне моменты для того, чтобы я искренне начала испытывать благодарность к настоящему и доверять ей. Что ж, я - хорошая ученица. Хочется, что чувства дружбы и любви с жизнью у нас были взаимными. 

А вы помните, что хорошего принес вам самый короткий месяц года? Поделитесь! 

Спасибо, январь!

januaryУже и март совсем скоро, а у меня еще живы воспоминания о январе. Январе, который прекрасно начал год, о январе, который подарил мне радость, которую я так ждала. О счастливом и таком разном январе. 

Я не стану описывать подробно, чему научилась, что сделала, какие события произошли за это время. Не потому что не помню (я все записываю в тетрадь ежедневно), а потому что понимаю, что многим и не очень-то нравятся такие статьи. Я и сама за собой замечаю иногда: если у человека столько всего происходит, постоянная активность и движуха, а у меня застой, лень и апатия, я начинаю на себя злиться и пытаться подгонять. А не работает. И от этого - еще большая злость. В какой-то момент я осознала, мои победы, даже самые маленькие, - это мои победы. Мои поражения - мои и только. Как и перемены в жизни. Невозможно заставить и даже вдохновить другого на перемены, если он не готов или не хочет. Если я хочу поделиться своим успехом, то лучше это сделать как описание уроков и реальных шагов по достижению цели. Поделиться пользой, лайфхаками, знаниями. 

Январь научил меня верить в чудо. В миндальный орешек в рисовой каше на Рождество. В загаданные желания. В молитвы и в каждый свой шаг. В людей. В счастливые случайности. Вера - это то, что есть у каждого из нас, не зависимо от социального положения, дохода, пола и страны проживания. Это больше, чем просто знать, что все будет хорошо и так, как нужно. 

Январь дал мне понять, что если проиграна одна битва, это не значит, что проиграна вся война. И то, что иногда друг может оказаться врагом, а враг - неожиданно другом. 

Январь проверил на прочность на УКИ-тесте и на ответственность за сказанное и сделанное, за выбор. 

Январь помог мне разобраться со своими мечтами, определиться с целями и начать делать то, что давно откладывалось. Помог выбрать наставника душой, а таланты - сердцем. 

Январь воскресил в памяти детство, разворошив старые фото, письма, открытки и блокноты. Сохранил в памяти еще несколько моментов для истории.

Январь подарил мне встречи с самой собой и людьми. С теми, с кем уже знакома, и с новыми. И онлайн, и оффлайн. Дал особый взгляд посмотреть на них иначе, заметить то, что раньше ускользало. Наш первый организованный обмен открытками успешно завершен: все участники получили, как минимум, по одной открытке. Это значит, что обмен получился успешным на все 100! Опять же - благодаря людям. Да и блог мой неожиданно перевалил за отметку 74000 просмотров! Спасибо вам, читатели!

Январь вдохновил на чтение новых книг, писательство и получение новых знаний. Прочитала 5 книг, прошла 27-дневный писательский марафон в Инстаграм, поучаствовала в вебинаре о счастье. 

Январь поддержал мои начинания, сумасшедшие идеи и очередные марафоны. Так появился марафон "Измени себя за год" по книге Бретт Блюменталь и английский клуб (я - еще и преподаватель английского) в Коувола.

Январь был по-настоящему волшебным, каким и должен быть месяц, с которого начинается год. Хотя в каждом из нас живет волшебник, и если чудес не хватает, пора чудить самим! 


YKI-testi, Или экзамен на прочность

yki28 января по всей Финляндии прошёл очередной Yleiset kielitutkinnot, или известный в народе, как УКИ тест. И я была одним из его участников. Если бы я написала эту статью сразу же после возвращения с теста, то кроме эмоций и восклицаний, как это было непросто, как вообще кто-то может понимать финский, вы вряд ли что-нибудь прочитали. Боюсь, что статья получилась бы не очень интеллигентной =)

Сегодня я уже могу говорить об этом почти спокойно, без нервного тика, дрожащих рук и раздражительных замечаний. Тем более, что в последнюю неделю перед тестом мой организм пошел в отказ: я категорически не хотела говорить с мужем на финском, читала книги только на русском, не слушала финскую музыку. В общем, от финского меня отвернуло так, что я уже начала бояться, что на экзамене просто сдам пустые листы. Хочу сразу отметить, в Финляндии на постоянной основе я живу 1,5 года, финский на курсах изучала 9 месяцев. Школа по результатам учебы и практики присвоила мне уровень В2.1 и решила отправить меня на тест за свой счёт. И думаю, зря потратила деньги =) 

О процедуре теста вы уже наслышаны. Здесь, на сайте, блогеры не раз писали о заданиях и регламенте. От себя лишь добавлю, что задания каждый раз новые, количество заданий внутри одного теста также варьируется. И приведу свои примеры. Вдруг кому-то пригодится. 

В тесте на понимание текстов через чтение было 7 заданий разной степени сложности, с вариантами ответов, с выбором "правильно", "неправильно" и с открытыми ответами. Время - 60 минут. Самыми трудными для меня были тексты про нелегальную рыбалку "salakalastus" (я его практически не поняла, ставила ответы наугад) и про непонятную свадьбу. Остальные тексты были непростыми, но все же не такими заумными. При этом, сразу хочу сказать, что вопросы построены по принципу "а понял ли ты весь текст"? То есть не будет таких вопросов и ответов, как "Что любит Пекка?" - "Пекка любит молоко". А будут, типа, Пекка всю жизнь любил молоко, у него была корова, он добавлял молоко в кофе, бла-бла-бла, и в конце - но однажды он открыл для себя сливки и понял, что встретил настоящую любовь =) И вот пойми, любит он молоко или сливки. Такого вопроса не было, я привела всего лишь пример, как звучали вопросы к заданиям по моим ощущениям. Например, в одном из текстов был вопрос, на который нужно было ответить "верно" или "неверно". Он звучал так: "Историю можно послушать раз в неделю?". А в тексте употребляется выражение: viikon välein (каждую неделю). И если ты не знаешь его значения, можно надеяться только на удачу. В моем случае, если я не знала и не понимала смысла, я ставила в ответах хоть что-то. Лишь бы не оставлять пустыми клетки. Если нужно было писать самой ответы, то старалась написать хоть что-то. Написано, что должно быть 2 asiaa, я писала именно 2. 

В тесте на письмо было три темы и 55 минут на выполнение: письмо другу по электронной почте (у вас появилось новое хобби, вы приглашаете его с собой, почему), написать претензию производителю и вернуть продукт (в данном случае, продукт питания, где купили, что не так, как хотите, чтобы решили вашу проблему) и размышление на тему по выбору. Мой выбор пал на тему: может ли обычный человек сохранить природу чистой? Наверное, для меня это было самое простое задание из всех. Хотя я напрочь забыла все умные слова, которые знала, и писала самым примитивным языком, который только может быть. И не помню, на своих ли местах я написала электронные адреса получателя и отправителя. 

В тесте понимание на слух также было 7 заданий, опять же с различными вариантами ответов. И вот это то самое задание, которое прибило меня к стулу, и я поняла, что я ничего не поняла. Говорят быстро, на разговорном языке, опять же - вопросы к заданиям можно выполнить, если понял весь текст. Если варианты ответов можно поставить наугад (а вдруг повезет?), то открытые вопросы нужно писать самой, причем сразу, буквально за 10-15 секунд. В конце дается 10 минут перенести ответы в бланк, но ответы на открытые вопросы дописывать уже нельзя. Я наивно полагала, что смогу исправить, дописать, хотя бы аккуратно написать. В итоге, я искренне надеюсь, что проверяющий понимает почерк врачей, и хотя бы отдаленно догадывается, что этими буквами я хотела сказать. Самое сложное задание для меня, которое, по моим ощущениям, я провалила полностью. 

yki1

И на говорение было предложено 5 заданий. 1 - говорить 1,5 минуты на тему, какой бытовой прибор вы хотите купить, где и почему, по какой цене. 2 - разговор в аэропорту по поводу того, что вашего багажа нет (работник говорит, вы - отвечаете). В третьем были даны 5 ситуаций, и по каждой нужно было 15-20 секунд говорить. Например, дети бегают во дворе прямо возле чистого белья, которое сушится. Попросите их уйти. Или вы потеряли карточку, пришли в банк и вам нужно объяснить ситуацию и попросить помощи. В следующем задании вы - участник телефонного разговора. Вы звоните подруге, чтобы поздравить ее с рождением ребенка, поболтать и предложить помощь. В этом случае вы задаете вопросы. И в последнем ваши мысли на тему по выбору. Я не помню, о чем была первая, но я выбрала вторую, в которой нужно было высказаться на тему, какие иностранные языки вы учили, какой хотели бы выучить и почему, как язык связан с культурой и т.д. Приблизительный список вопросов прилагался. Говорить 2 минуты без перерыва. На подготовку к каждому заданию 1-2 минуты, чтобы прочитать задание, что-то записать и собраться с мыслями.  Самое сложное здесь было реагировать быстро на вопрос и понять, что у тебя спросили. А еще сосредоточиться на том, что звучит у тебя в наушниках, а не то, что в это время говорит сосед. Так как все начинали говорить в одно время, то можете представить, какой гул стоял вокруг. Несмотря на то, что мы тестировали звук, и достаточно было говорить спокойным и обычным голосом, девушка рядом со мной, видимо, решила, что вся Коувола должна слышать, как она отвечает на вопросы. Если честно, мне кажется, что в моей записи ответов ее будет слышно громче, чем меня. 

О чем еще хочу сказать? Телефоны и любые гаджеты запрещены. Их нужно сдать на входе. Во время перерыва одна девушка достала телефон, даже не успев позвонить. Была удалена с экзамена сразу же. Никаких лишних движений в сторону соседа, никаких объяснений тому, кто что-то не понял. Для этого есть специальные люди. Только ваша работа и вы. И все. 

Мне показалось, что времени катастрофически мало. С другой стороны, если ты не знаешь и не понимаешь, поможет ли время? Кроме того, я искренне считаю, что подготовиться к этому экзамену нельзя. Ты либо говоришь, понимаешь, знаешь слова и употребляешь их, либо нет. Ну или ты очень везучий, и из любой ситуации можешь выкрутиться. Единственное, к чему стоит готовиться, так это к действиям в стрессовой ситуации. То есть создавать себе такие условия, как на тесте: ограничение по времени и непростые задания, контролировать эмоции и сохранять спокойствие. И учить не только слова, грамматику, активно их употреблять, а делать упор на разговорную речь.

Сейчас результатов нужно ждать 2 месяца. Они придут на почту в конверте. У меня ощущения, что я не сдала. Хотя многие "бывалые" говорят, что у них были такие же ощущения, но они сдали. Правда, мне нужны высокие баллы во всех 4-х заданиях, так как результат тестов мне нужен будет для допобучения в университете. И если уровня будет недостаточно, я пойду на пересдачу. Но это все будет потом, а пока - период ожидания и очередных попыток подружиться с финским языком. Вот только, если честно, иногда мне кажется, что я никогда его не осилю. 

Картинки из сети

Valmistava luokka, Или первый опыт в финской школе

koulu1Пишу эту статью, как ответ на вопросы, которые мне задают знакомые и не только. Да, случилось, огромное счастье, и Степа, наконец, переехал к нам. И сразу же пошел в школу. Для меня и для сына это абсолютно новый опыт. Мы оба очень волновались, как все будет проходить, будет ли трудно находиться среди детей, которые уже немного говорят на финском, и вообще, как это - учиться в финской школе? 

Скажу сразу, сейчас я делюсь только фактами из нашего личного опыта после 1 недели Степиного нахождения в школе. Не сравниваю, не идеализирую. Просто делюсь. И предупреждаю: будет много букв=)

Итак, Степа пошел в Vahteron koulu - одну из двух школ в Коувола (город, где мы живем), в которых есть интеграционный (подготовительный) класс - valmistava luokka. Класс - разновозрастной (от 7 лет и до 16), дети попали в этот класс в разное время. Обучение в таком классе длится год. То есть, например, Степа пошел в школу в январе, значит, в обычную школу он пойдет через год в январе. Может быть и раньше. Это зависит от результатов учебы и изучения финского.

Яна - педагог с 30-летнем стажем. Любит детей, это видно и по манере обращения, и по методикам работы. В первый школьный день я была со Степой с утра и до окончания уроков. Переводила, объясняла, поддерживала, делала с ним задания. Финские школы придерживаются правила "открытых дверей", согласно которому родитель в любой момент может прийти на уроки ребенка и посмотреть, как проходит обучение. Учитель вместе с детьми поет, скачет, вырезает и т.д. Полностью включена в процесс. Показывала мне учебники, объясняла методику, а главное - интересовалась сыном. Его успехами, сильными сторонами, особенностями поведения. На что обратить внимание, как ему помочь, что ему нравится, какую еду ест, можно ли его фотографировать (и,например, выкладывать на сайт школы). У родителей есть специальный вход в электронную систему "Wilma". Это своего рода журнал на каждого ученика и способ общения с родителями. Зайдя в систему, можно узнать, что проходили на уроке, что задали, узнать о новостях и предстоящих событиях в классе, узнать об успехах ребенка и т.д. 

koulu2

Нет школьной формы. Каждый ходит в чем удобно. Сменная обувь нужна, правда, большинство учеников ходят просто в носках. И да, окружающим абсолютно все равно, какой марки и сколько стоит твоя одежда. Например, учителя и вовсе могут ходить в одной и той же одежде в течение месяца. Как и дети. 

Тетради также отличаются от привычных нам. Крупная клетка и необычная линейка=) Пишут всегда карандашом, чтобы, в случае ошибки, можно было стереть и написать заново. Я считаю это огромным плюсом, особенно, когда дети учатся писать. 

Для Степы было составлено расписание и индивидуальный план занятий: с 9 утра до 13.15. При этом 1,5 часа, как минимум, он проводит на улице в связи с переменами. Это отдельная история в финской школе: каждую перемену все ученики обязательно идут на улицу, несмотря на погоду. Так как Степа не знает финского вообще, он начал с простых заданий в виде алфавита и чтения слогов и слов. И это у него получается на отлично, даже если он пока и не понимает значения слов. Тем более, что в финском простые правила чтения: как видишь, так и читаешь с ударением в словах всегда на первый слог. 

У каждого ребенка есть свой шкафчик возле двери класса, все необходимые материалы и учебники ему выдали. Как и коньки и шлем для катания на коньках. Питание в школе также предоставлено бесплатно. Что мне еще понравилось, что в классе есть отдельный кабинет, в котором стоят компьютеры и стол для индивидуальных занятий. Именно здесь Степа занимался на компьютере, на сайте, где тренировал на слух финские звуки и буквы. А также занимается с учителем и читает. 

Я уже писала в одном из постов в соцсетях о том, что в школу мы добираемся на городском автобусе, пока решается вопрос о школьном такси. В заявлении мы указали, что расстояние от школы до дома - 3,2 км, прямого автобуса из школы нет. Кроме того, указали возраст, и то, что он не умеет пока ездить на велосипеде и дорога для него небезопасна. Ждем ответа. Если он будет решен в нашу пользу, то за сыном будет приезжать школьный автобус и привозить его прямо к дому. Если нет, то будет выдан проездной на автобус. 

Как уже писала выше, я очень переживала, как Степа вольется в финскую школьную жизнь. И зря. Оставив его в школе, я рисовала себе самые ужасные картины: он будет плакать, молчать, нервничать и не захочет в нее возвращаться. Но каково было мое удивление, когда в конце учебного дня ко мне вышел счастливый ребенок, с горящими глазами, рассказывающий мне о своих успехах! И это при том, что он почти ничего не понял из того, что говорит учитель! Это вообще как? В чем секрет? А после занятий на коньках он весь вечер только и говорил о том, как это здорово! И когда мы пойдем на каток. Сегодня, узнав, что снова будут коньки, искренне обрадовался. А когда учитель дала ему школьные коньки, чтобы на выходных он мог покататься, обрадовался вдвойне. За два дня в школе его научили стоять, ходить на коньках, не бояться падать и даже немного кататься. Как они это делают? Да и удивлению не было предела, когда на катке вместе с учениками школы находился директор, который помогал новичкам обучаться и играл в хоккей с теми, кто уже умеет кататься на коньках. 

Домашних заданий действительно много не задают, но много дают на уроке. Степа напевает песенки финские и с радостью делает задания. Говорит, что учитель хвалит его даже за самые небольшие успехи. Ни разу учитель не сказала мне при Степе (пусть он даже не понимает), что у него проблемы или он отстает. Она отмечает каждый, даже самый маленький шаг и успехи. С утра нет никаких проблем с походом в школу, он даже боится опоздать. Говорит мне: "Мама, если мы опоздаем, мы столько интересного пропустим. Давай быстрее!". И это всего за неделю. Посмотрим, что будет дальше, но уже сейчас я могу сказать, что за одни только горящие глаза и довольную улыбку сына я уже люблю финскую школу. 

Буду и дальше продолжать изучать этот загадочный феномен финской школы. А пока поделитесь, пожалуйста, опытом ваших детей обучения в финской школе. В чем видите плюсы и минусы? С удовольствием послушаю мнения опытных мама. 

Вход на сайт

 

Вход на сайт