Свадебный переполох

wedding night 1116722 640Именно под таким названием проходил флешмоб в Инстаграм, где русскоговорящие девушки рассказывали о свадебных традициях и своей свадьбе в разных странах. Сколько всего интересного, оказывается, в мире и в свадебных церемониях! Особенно меня японцы впечатлили со своими обрядами: по статистике в Японии до сих пор половина браков заключается по расчету. И когда все договорено, молодые облачаются в свадебные кимоно (иногда их стоимость привышает весь бюджет свадьбы). При этом, сначала невеста в белом кимоно, как символ того, что готова начать с чистого листа, а из храма уже выходит в праздничном, цветном. 

Или вот, например, в Египте. Мало того, что палят из автоматов во все стороны, так и не накормят и не напоят. Максимум пирожное и бутылочка пепси каждому в руки. Потанцевали, проводили молодых до дома и все.  А в Мексике для свадебной дискотеки существует традиция: раздают домашние тапочки, чтобы всем было удобно танцевать. В том числе, и невесте. И так все девушки, скидывают каблуки, надевают тапочки и пляшут 2 часа без остановки.

В общем, если интересно, сходите, прогуляйтесь по хештегу в Инстаграм #свадебный_переполох_в, там и про Францию, и Корею, и Германию, и Италию, и Болгарию....

И, конечно, я не могла пройти мимо и поучаствовала, рассказав о своей свадьбе. О традициях мне рассказывать нечего: я не была на нормальной финской свадьбе, была только на какой-то неформальной. А у нас с мужем была просто роспись. Хотя некоторые финны сами говорят, что "На похоронах веселее, чем на свадьбе", так что, может, я ничего и не пропустила. 

Мы поженились 3 июля 2015 года в магистрате города Коувола ровно за 3 минуты! Именно столько времени понадобилось на то, чтобы три раза ответить "I do", или "Tahdon" на финском. Кольца у нас уже были. Я даже не успела испугаться: так быстро работник магистрата прочитала фразы с листка формата А4, который нам, кстати, вручили вместе со свидетельством о браке

Пришли в магистрат. Помню, это была пятница и регистрация была назначена на 12 часов. С нами были 2 друга Рику, как свидетели. Правда, их роль заключалась только в том, чтобы поставить подпись и фотографировать наши лица. До сих пор смотрю фотографии и смеюсь. За эти 3 минуты на наших лицах сменились самые разные эмоции: от изумления до облегчения.

Это была самая быстрая роспись, на которой я присутствовала. Если брак заключается в церкви (он имеет такую же официальную силу, как и роспись в магистрате), то обряд более торжественный, красивый и долгий. У нас же самым долгим было празднование. Без гостей и атрибутов. Мы отправились отпраздновать в ресторан, а потом рванули в другой город смотреть песчаную выставку, пить шампанское на набережной и есть мороженое 

Медового месяца, который здесь иногда называют "kuherruskuukausi" (от финского глагола kuherrella - ворковать), у нас не было. Хотя многие финны предпочитают сразу же уезжать за границу. Мы занялись моими документами на получение разрешения на проживание. Вот только почему-то жениться разрешают быстро, а документы получить - нет. Хотя, как мне казалось, все должно быть наоборот. Но с документами это уже другая история. 

Кто ещё помнит свою роспись? Может есть те, кто обогнал нашу по скорости? И, может, вы были на настоящей финской свадьбе и можете поделиться традициями? 

Дети зарабатывают. За или против?

detstvoВ этой статье хотелось бы обсудить один интересный, но очень неоднозначный вопрос: должны ли дети зарабатывать сами или это прямая обязанность родителей обеспечивать их до совершеннолетия? 

Когда я написала пост на эту тему на моей странице в Фэйсбуке и в аккаунте Инстаграм, я и не ожидала, что количество выступающих за самостоятельность детей в вопросах зарабатывания превышает количество тех, кто против. Комментарии были с реальными примерами и стали отдельными интересными темами для обсуждения среди подписчиков. 

Вот, к слову, и сам пост, с дополнениями и исправлениями :) 

Однажды я увидела, как финские дети собирают бутылки.

Они проходили по вагону электрички, заглядывая в урны и спрашивая у пассажиров, есть ли у них пустая тара. Детям лет 10 максимум. Баночек из-под пива, сидра и бутылок из-под воды было много (это были те самые дни, когда в Котка были дни моря), пассажиры с радостью бросали пустую тару в их пакеты. У каждого с собой что-то было. 
Один мужчина спросил, зачем они собирают? На что у каждого из трех ребят был свой ответ: купить себе Лего, которое давно хочу; купить подарок сестре на день рождения за свои деньги; накупить сладостей. При этом, дети не бродили сами по себе по вагонам. На одной и станций они  вышли вместе с папой, который помогал нести пакеты.  

И, наверное, можно было возмутиться, что, мол, как так? Родителям не стыдно, что их дети бутылки собирают? По крайней мере, в Беларуси, мне кажется, большинство родителей сами бы поскорее всучили ребенку деньги, чтобы он их "не позорил" и "что, у нас денег нет что ли?". Ведь ребенок, собирающий бутылки, - показатель неблагополучной семьи, а никак не признак предпринимательства.

У финнов по-другому учат отношению к деньгам. И мне такой подход все же ближе. Исключения есть всегда, но чаще всего здесь не дарят дорогих подарков, не покупают лишних вещей и не считают зазорным, если ребенок ищет способы заработать самому. Многие подростки с 14-16 лет официально начинают устраиваться на летние работы, разносят газеты и продают мороженое. Некоторые и раньше начинают газеты разносить, просто работа оформлена на родителей. Например, мой сын (почти 9 лет от роду) просит дать ему возможность заработать именно таким способом. И кто-то может воскликнуть, что не детское это дело, и я соглашусь, но инициативу поддержу. Пусть попробует, узнает, что это такое, и осознает, что деньги не на дереве растут, и как с ними обращаться. К слову, свои первые 20 евро Степа заработал, помогая переносить дрова. Самое удивительное, что он не просто не пытался схалявить, а именно "заработал" эти деньги. Причем, изначально договаривались на 10 евро, потому что не были уверены, что его хватит хотя бы на 20 минут. 10 евро он получил в виде премии за старательность. Тем самым, он сам отметил, что "надо делать свое дело сразу хорошо, а не думать только о том, что получишь, и тогда сможешь получить гораздо больше". Еще один урок, который он получил в реальности, - расход и сбережение. Внимательно изучал цены, считал, решал, что хочется купить, а на чем можно и сэкономить, чтобы на 20 евро купить больше. В итоге, помимо сладостей, которые гордо купил сам (знал, что меня на такие покупки не раскрутить), подарил мне букетик цветов и у него еще осталось 5 евро. Сказал, что будет собирать на какое-то там Лего. Это как пример из нашей семьи. 

То же самое касается и школы. У родителей не просят денег на экскурсии, развлечения для детей. Дети устраивают ярмарки, продают предметы ручного труда, выпечку, устраивают лотереи, и все вырученные деньги тратят на нужды своего класса! Конечно, родители активно участвуют и в приготовлении, и в покупке этих самых товаров и дают деньги, если нужно. Но посыл изначально такой - собрать самим, как можно больше. Когда в школах нашего района планируется очередная ярмарка, в почтовом ящике обязательно будет приглашение. 

Сравнивая с Беларусью, могу сказать, что менталитет все же играет свое дело. (Я писала о разнице менталитета в  сказке о финском петухе и белорусской курочке). Если родители не сдадут деньги на поездку, экскурсию и развлечения, то ребенок на них не попадет. То есть ты или обеспечен, или нет. А если бы изначально у всех детей были равные возможности хотя бы попробовать собрать на свою поездку? 

Что еще меня удивило, так это то, что дети сами ходят по домам и что-то продают. Например, в начале лета к нам приходили девочки из 4 класса ближайшей школы, у которых мы купили пачку лакрицы за 6 (или 8, не помню) евро, на которой было написаны цель сбора, благодарность и пожелания хорошего лета. Часть этих денег ушла производителю, с которым был заключен договор, а часть - детям на школьную поездку на Север Финляндии для знакомства с природой того края. Когда я была на практике в школе, то в учительской стояли свечи ручной работы, средства от продажи которых шли на благотворительность, а также упаковка бальзамов для губ от 6 класса. Ребята собирали на поездку. Цена одного - 5 евро. Из них 3, если я помню верно, ушли классу. Естественно, мне хочется поддержать такие инициативы. 

По-моему, это здорово, когда детям с детства прививается не потребительское отношение, а грамотное управление финансами, поощряется самостоятельность и умение брать ответственность за результат.

А вы как считаете?  


Спасибо, лето, ты прекрасно!

water12По крайней мере, именно так, несмотря на дату в календаре, мне хочется закончить цикл статей с благодарностями месяцам, который я вела год! В сентябре будет год, но там уже начинается новая жизнь и проект Счастье. Но сейчас не об этом. 

Я знаю, почему перестала писать сразу же после окончания того или иного месяца. 

Во-первых, я веду дневник и ежедневно пишу в него все, что собирается за день: и хорошего, и плохого. Рассуждаю, злюсь, делюсь, отмечаю успехи и провалы. И тем самым, уже понимаю, что хорошего принес мне день, потом неделя, а потом и месяц. Когда пишешь от руки, многое отпечатывается гораздо ярче и интереснее. 

Во-вторых, как бы мы не говорили "Мой блог - мои правила", этот сайт все же о Финляндии. И люди, которые приходят сюда, прежде всего, ждут, когда мы расскажем не о том, какой ты сам молодец, а о том, какая Финляндия молодец, а ты в ней :). Поэтому делиться своими мыслями, страхами, проектами и статьями, не связанными с Суоми, я продолжаю в личном блоге. Там уж точно: "Мой блог - мои правила". И о Финляндии я там, кстати, тоже периодически пишу. 

В-третьих, я понимаю, что не всегда нравится читать о том, что у другого все хорошо, и вот столько всего у него в жизни случается, а у меня: а) каждый день одно и то же; б) я бы тоже так хотел, но у меня...; в) я - вообще круче, чем на, только вот не хвастаюсь....И т.д. и т.п. Я и сама, если нахожусь в состоянии "шторма" и под влиянием звезд, готова разорвать этих неубиваемых оптимистов хотя бы за то, что они себя так называют. Я себя так тоже, кстати, называю в хорошие дни :)

И, наконец, проведя месяц июнь в инфодетоксе, я окончательно поняла, что не обязательно всегда делиться своим опытом. Мир не рухнет, если не узнает, что в моей жизни что-то случилось. В мире вообще каждую секунду что-то происходит, но об этом знать не обязательно. Поэтому для себя решила не занимать чужое информационное пространство "хвастушками" и "ярмаркой тщеславия", а делиться только тем, что может быть интересно читателям, которые заходят в блог ради Финляндии и заметок о ней. Все остальное, не относящееся к теме, будет там, в моем блоге, где я могу морозить ерунду, писать обо всем на свете и хвастаться, если уж очень сильно захочется. 

Спасибо, лету за открытия! Без 13 осень...Я просто продолжу ловить лето за хвост и консервировать в банки воспоминания, звуки и моменты, чтобы зимой, открыть заготовки и разделить их за чашкой чая с дорогими людьми...

Спасибо всем, кто читал мои благодарности месяцам и оставлял комментарии! И всем, кто читает мой блог. Все-таки почти 100 000 просмотров говорят о том, что не зря я здесь собираю слова в тексты :)

А за что вы благодарны уходящему лету? 

Спасибо, апрель! И май заодно!

thanks3Наверное, если бы не моя привычка доводить данные публично обещания до конца, я бы вряд ли стала писать благодарности предыдущим месяцам. Даже если на жизнь я стараюсь смотреть позитивно, и понимаю, какую силу в себе несет благодарность. Несмотря на кажущийся внешний успех, внутренний шторм достиг своего апогея. И этой волной меня "накрыло" с головой. Я барахталась, пыталась выплыть на поверхность, но в итоге поняла, что сил не осталось.

Что привело к состоянию упадка? Не знаю. Может, затяжная финская весна и отсутствие солнца, а может быть пришло время очередного кризиса, после которого обязательно произойдет рост. Не знаю, время покажет. Одно я знаю точно: на месяц я решила уйти из социальной жизни, оставив минимальные контакты для связи и провести это время со своими писательскими идеями, пройти челлендж ранних подъемов, неделю без сахара, в общем, выполнить несколько пунктов моего лайфлиста, накопить энергию и переосмыслить путь. 

Когда я говорю знакомым о моей тотальной внутренней и душевной усталости, мало кто просто поддерживает меня. Кто-то начинает "учить жизни" и рекомендует пойти "пахать" на работу или в огород, тогда сил на размышление не будет. Ага, конечно, особенно, когда желания вставать с кровати нет, когда мне абсолютно все равно, что там в огороде и вообще я на практике, и мне этого достаточно. Кто-то отправляет в церковь, потому что только Бог дает нам счастье и горе, а значит успокоение только в Боге. В такие моменты мне хочется орать, потому что для меня Бог - внутри, как и моя вера. Мне не нужна внешняя атрибутика, чтобы обращаться к нему или благодарить. Я хожу в церковь не потому, что "надо", а потому, что мне в данный момент это важно и хочется. При этом, я точно знаю, что в итоге такое состояние все равно обернется для меня в лучшую сторону. В этом с моим Богом мы абсолютно уверены. Некоторые срочно рекомендуют обратиться к врачу и начать лечить депрессию. Она именно такие симптомы имеет. Но мне почему-то кажется, что это не депрессия, это кризис. Кстати, в китайском языке слово кризис состоит из двух иероглифов. Один означает «опасность», а другой представляет собой «возможность». Я выбираю второй вариант. Тем более, я замечаю за собой, что мне хорошо, когда вокруг нет информационного шума, картинок идеальной жизни и "умных" постов, я по-прежнему получаю удовольствие от чтения. Я прочитала за два месяца 8 книг, поучаствовала впервые в книготерапии и синхронном чтении по новеллам Андре Моруа "Фиалки по средам". И это был настоящий сеанс психотерапии наедине с собой. 

Как и книга Регины Бретт "Бог никогда не моргает". Эта чудесная книга, в которой и не о боге вовсе, а о состоянии души и вере, помогла мне принять факт очередной маминой болезни. Моя мама точно могда бы написать такую же книгу. Главная мысль: "Жизнь хороша, передай другому"

Да и на свой блог "Влюбленная в жизнь" я продолжала писать, как и внедрять полезные привычки. Моя статья "Не будьте чересчур самокритичными" попала в рассылку очень популярного портала HelloBlogger. А это по всем признакам - успех, хотя и очень неожиданный для меня. А статья "Если ты - финн" только за два дня собрала более 700 просмотров, а в блог за месяц май заглянули более 1150 уникальных посетителей, а общее количество просмотров блога за месяц - 2 619. Показатели почти в два раза больше, чем за апрель месяц. И это действительно моя гордость. Я вкладываю в каждую статью и в мой блог частичку души, именно поэтому я не гонюсь за количеством. Мне не нужны все, мне нужны свои. Все остальное - автоматически подтягивается. 

Я почти "снесла" свой Инстаграм. Поняла, что я так до сих пор и не научилась публично "обнажаться". Дала себе слово не затрагивать личное в соцсетях настолько, насколько возможно. Писать о себе, своих успехах и поражениях, и меньше рассказывать о том, что происходит внутри семьи. После инфодетокса, я уверена, появятся новые идеи, отпадет все ненужное, и уроки будут усвоены. Благодарю эти месяцы за то, что они были, за то, что удалось, и что не очень, за возможности и открытия, а главное - за самых прекрасных людей (знакомых и не только) в моей жизни! 

Что принесет июнь? Обязательно расскажу в июле! Тем более, он будет самым необычным месяцем в этом году :) 

Карандаш против ручки?

photoshoot18О том, как Степа вливается в школьную финскую жизнь, я уже писала здесь в блоге в статье о valmistava luokka. Но сегодня мне захотелось подробнее обсудить один момент, который я, как мама и педагог, считаю положительным в начальном образовании, а именно: использование простого карандаша и ластика. 

Как вы знаете, простым карандашом в Финляндии не только в школе пишут, но и на выборах заполняют бланки. Даже тесты (УКИ тест я тоже писала карандашом). И все для того, чтобы у пишущих была возможность заметить ошибку, исправить ее или просто переписать заново то, что не нравится. Кроме того, даже в официальных бланках ошибку можно зачеркнуть, написать правильно и не переписывать весь лист. 

Мне кажется, что такая простая идея, особенно у младших школьников, помогает избежать слез и разочарований. И я убеждена, что дети от этого не пишут хуже. Я сама вижу, как Степа пишет буквы. Ему непросто даются финские Ss и Dd. Он пишет, стирает, пишет снова, при этом без паники, слез и истерик. Пишет до тех пор, пока буквы не будут написаны в нужную сторону. Нет уныния, обиды, злости. Степа понимает, что учится и знает, что ошибки на этом пути неизбежны. Главное - продолжать и стараться. 

Когда же мы делаем задания белорусской школы, практически всегда письменные работы через слезы. Нужно отсчитывать определенное количество линеечек, клеточек, писать, отставляя палец, чтобы получилась красная строка. При этом, за исправления и помарки снижают оценку или пишут замечание. Все должно быть аккуратно и четко. Не соблюдаешь инструкции - не получаешь высокую оценку. Только мне, как маме, прежде всего, важно понять: неужели написание по схеме важнее правильного ответа и верно решенной задачи? И почему оценка может быть снижена, если ответ правильный, а записан в ответе без слова? Неужели именно эти навыки чистописания и соблюдения инструкций пригодятся в жизни? Или, может, я не права, и детям с младших классов нужны именно такие строгие требования и никакого права на ошибку?

photoshoot17 

С таким вопросом я обратилась к друзьям и подписчикам на своих личных страницах в соцсетях и получила самые разнообразные ответы. Причем со многими ответами в пользу ручек я согласна, потому что они подкреплены опытом и фактами из личных историй. Ниже привожу комментарии к обсуждению с разрешения их авторов. 

Большинство мам, дети которых имеют опыт обучения в постсоветских школах и финских, отдают свой голос за простой карандаш, как более спокойный и нетравмирующий психику инструмент для письма. У многих в копилке есть история, связанная с почерком, помарками и снижением оценки за неаккуратность. При этом, объясняют это еще и тем, что почерк - это индивидуальная особенность, черта характера. Тот, кто в детстве писал "как курица лапой" (я, например, тоже из таких), в старших классах и во взрослом возрасте имеют идеальный, красивый, ровный почерк. И наоборот. Это значит, почерк формируется под влиянием многих факторов, а не зависит от того, сколько помарок сделал и сколько клеточек отступал. 

В то же время учителя, которым приходится проверять письменные работы вручную, все-таки считают, что очень важны аккуратность и разборчивый почерк, потому что это значительно упрощает жизнь во многих ситуациях. Например, когда на экзамене тестовую часть проверяет компьютер. И если он посчитает "И" за "Н", то ответ на будет засчитан. Например, Анна пишет: "А я из того поколения, которое носило в портфеле стеклянный пузырек с чернилами, потому что перьевые ручки надо было дозаправлять. И только в классе 7 или 8 нам разрешили писать шариковыми ручками. Возможно сейчас у детей психика более расшатанная, чем была у нас, но я не припомню, чтобы помарки или ошибки так серьезно влияли бы на нашу нервную систему. Во-первых, все и всегда вначале делалось на черновике, во-вторых, любую ошибку или опечатку можно было аккуратно зачеркнуть и вверху написать правильный вариант, - за это оценка никогда не снижалась. А уж о роли каллиграфии я не буду распространяться, - почитайте в интернете об исследованиях на эту тему. По-моему в Японии специально выделяют время на предприятиях для занятий Shodo."

Не меньшее количество комментирующих считают, что привычка писать карандашом приводит к тому, что человек начинает считать, что все всегда можно исправить, и начинает относиться невнимательно к тому что делает. Если ошибку можно исправить, то зачем думать над тем, чтобы ее не допускать? 

Ксения, детский логопед и писатель из Москвы, имеет на этот счет не только свое мнение, но и реальные примеры из работы: "Слушай, так я, оказывается, работаю по финской системе! Мои занятия вне школьной сетки уроков, потому правила устанавливаю сама. И дети у меня всегда пишут карандашами, именно - чтобы стереть ошибку. Ручки берут по собственному желанию, если уверены в себе (или когда речь о техническом чистописании). Я работаю с проблемными детьми, без ошибок писать они не могут, потому в моем случае это оправданно. Более того, создает здоровую конкуренцию - деткам хочется показать, что они уже готовы писать ручкой и без ошибок. Если говорить про успевающих детей, то там карандаш я бы предлагала лишь при освоении нового материала, в конкретных дополнительных тетрадях по теме, но не в общих рабочих. Более того, сейчас довольно большой пласт направлен именно на правильное графическое заполнение тестов, где четко оговорено - чем они должны заполняться. И это не карандаш."

А вот, например, Ольга (филолог и копирайтер) из Минска пишет так: "Зачем отсчитывать клеточки, не понимают даже учителя математики. Давеча подруга рассказывала, как она бодается с проверяющими на экзаменах. Обидно, когда из-за такой ерунды ребенок теряет заслуженную медаль. А потом в школу приходит директор-крючкотвор, который заворачивает все документы, если правое поле в них 2 см, а не 1,5.
Насчет описок - я бы поспорила. Для каких-то предметов это, наверное, важно. Для каких-то, наверное, не очень. Если рассматривать это все как способ воспитания аккуратного и внимательного к деталям человека - оно, конечно, нужно. Но очень может быть, что это не лучший способ.
А еще я однажды читала интервью Михаила Барщевского (кто смотрит "Что? Где? Когда?" знает, кто это) и его дочери (уже совершеннолетней). Дочь рассказала, что родители воспитывали ее в строгости. Они, конечно, не изобрели колесо, запрещая, к примеру, смотреть телевизор, если она не выучила уроки. Но сам Барщевский отметил такой момент: даже если она просила прощения и делала то, что обещала, наказание с нее не снимали. Он сказал, что реальная жизнь очень редко дает возможность исправить ошибку и ребенка надо приучать к этому с детства. Поскольку он юрист, он очень хорошо знает цену ошибкам и недосмотру. Такой подход воспитывает ответственность. В общем, не так просто все, наверное. Но возможно, что твоему ребенку, которому приходится адаптироваться к жизни в другой стране и другой языковой среде, так действительно проще и именно так для него лучше всего."

Влияет ли на уменьшение ошибок невозможность их исправить? Может, и да. Но будет ли в этом случае прожит опыт и сделаны выводы? И будет ли ребенок психологически здоров после истерик, неправильно отсчитав клеточки или сделав помарку? Бояться ошибок и делать их - это одно. Бояться ошибок и перестать их делать - это уже другое, и как по мне, не всегда практичное решение.

А как вы считаете? Ручка или карандаш? :) 

Мой новый проект "Влюбленная в жизнь"! Приглашаю в гости! 

 

 

Вход на сайт

 

Вход на сайт