Всё о Финляндии


Петербургские каникулы для детей. Фонтанный дом.

   Наша семья очень любит Петербург. Я родилась в этом прекрасном городе, мои родители живут в Петербурге, мой муж принял этот город, и мои дети уже не представляют своей жизни без поездок к бабушке и дедушке. Ездим мы не так часто, как хотелось бы, но, если уж приезжаем, то стараемся весело и интересно проводить время вместе, открывая для себя много новых любопытных мест в Петербурге.
   Я бы хотела поделиться с вами нашими впечатлениями, рассказать об интересных музеях, выставках и спектаклях в этом чудесном городе. Это будет серия заметок не об известных туристических местах, а о тех уголках, которые обычно не кидаются в глаза в путеводителях, но которые очень интересны  русскоязычным детям разного возраста. Близость с Финляндией и хорошее транспортное сообщение дают возможность многим русскоязычным семьям поддерживать и беречь русский язык, и, одновременно, интересно проводить детские каникулы. Сразу хочу сказать, что мой рассказ основан на моем личном опыте и впечатлениях моих троих детей разного возраста. Я хочу открыть вам те места, которые понравятся именно детям, без вмешательства родительского давления. Итак, начнём!
   Первая моя заметка посвещена Фонтанному дому или Музею Анны Ахматовой в Шереметьевском дворце.
   Это удивительный мир литературы и творчества с чудесными мастер-классами, интерактивными экскурсиями для детей и спектаклями. Там абсолютно уникальная атмосфера, которую создают удивительные, очень талантливые люди, настоящие волшебники. Дети попадают в сказку, видят себя на страницах известных книг, они, сами того не замечая, начинают спрашивать, участвовать в обсуждениях, хотеть узнать больше. Я с детьми уже успела побывать на экскурсии и спектакле по Алисе в Стране чудес, по приключениям Питера Пена, а так же в «квартире Большого Доброго Великана» по произведениям Роальда Даля и посмотреть спектакль по произведению Эжена Ионеско «Сказки для тех, кому еще нет трех лет». Были мы и на экскурсии «Как это работает» и спектакле «Ха-ха-Хармс», где дети путешествовали по морям, искали тайну в старинных часах, видели лабораторную супницу и многое другое.
Ahmatova2 n
   Советую начинать знакомство с этим удивительным музеем с 8-9 лет. Если начать раньше, то многие вещи будут не так интересны и понятны. Все экскурсии очень удачные, экскурсоводами часто были сами актеры спектакля, который завершал каждое маленькое путешествие. Очень много интерактива, можно трогать, щупать, изучать, читать, участвовать, писать, лежать, прыгать, дёргать...Как раз то, что нужно любому ребёнку, и, в то же самое время, детей ненавязчиво погружают в мир серьезной литературы, где они сами становятся персонажами разных историй, ныряют внутрь книги и даже не замечают, как быстро пролетает время.
   Дети ходят как заколодованные за гидом, выполняют все инструкции. Помню, как мои старшие дети участвовали в сочинении общей истории, для которой они сами выбрали артефакты с пиратского корабля или как наполняли собственную банку снов своими ночными видениями. Сразу хочу предупредить, что это место совсем не тривиальное, тут все не очень привычно для взрослого, но очень комфортно для ребенка. Гиды на одной волне с детьми, я не видела ни одного ребенка, который отвлекся бы и не слушал, не участвовал. Очень много русскоязычных детей из других стран, мы встречали семьи из Германии, Израиля, Америки, Франции. Не бойтесь, если вашему ребенку будет не всё понятно. Если что-то и ускользнёт, то общее впечатление и эмоции останутся. Я немного опасалась, например, спектакля по Ионеско, потому что это взрослый театр абсурда, но спектакль был сделан очень талантливо, детям было легко и интересно. Можно так же совместить интерактивную экскурсию и спектакль с мастер-классом. Например, «Театр в шляпной коробке», где дети своими руками делают шляпу-декорацию для целого спектакля, будь то Курочка Ряба или Путешествия Гулливера.
   Обязательно стоит позвонить в музей по приезду или связаться по электронной почте, чтобы точно знать расписание экскурсий, мастер-классов и спектаклей. В наши местные зимние и осенние каникулы мероприятий намного больше, чем летом.
   Прилагаю ссылку на сайт музея, где вы можете подробно ознакомится с мастер-классами, спектаклями и экскурсиями.
https://akhmatova.spb.ru/events/spektakli/

Поговорим? Да? Нет? Наверное?

В современном мире наши дети постоянно находятся в жужжащем информационном пространстве. Из каждого новомодного утюга выливаются потоки нужных и ненужных сведений, дети разного возраста погружены в виртуальный мир, гуглят, лайкают, вотсапят...и молчат. Постепенно теряются не только навыки литературного письма, но и способность чётко и ясно выразить свою мысль в разговоре. Хотя бы одну. И даже язык общения тут не имеет значения. Проблемы самовыражения существуют и у детей, которые отлично говорят на финском языке, а уж если речь идет о языке родителей, каким бы он ни был, то тут преград для развития красноречия намного больше.

Что же нам, родителям современных детей, делать? Как научить своих детей чётко, ясно, красиво и последовательно излагать свои мысли? Как заинтересовать ребёнка разговором? В своей статье я расскажу о различных методах и возможностях, которые помогут родителям разговорить молчунов или же просто обогатить словарный запас своих детей.

Наверное, не нужно лишний раз говорить о пользе чтения детям. Это кажется чем-то очевидным, но вспомните сами, как часто вы читаете книги на ночь? Как часто вы распрашиваете детей о впечатлениях от прочитанного? Могут ли они хотя бы в двух-трех чётких и стройных предложениях рассказать о том, что только что услышали? Конечно, большинство из нас читают детям книги, но мы часто забываем задавать простые вопросы, такие как «А что тебе больше всего запомнилось в этой главе?», «Кто твой любимый персонаж и почему?», «А что бы ты сделал/а на месте героя?», «А давай представим, что волшебная палочка перенесла нас прямо на страницы книги...Что нас ждёт дальше?». Совсем не обязательно спрашивать все вопросы сразу, вы же не на уроке литературы, в конце концов. Но задать хотя бы один вопрос после каждого чтения на ночь, пусть даже шуточный а ля «А ты бы хотел прокатиться на летающем острове вместе с Гулливером?» обязательно нужно.

Какой же ребенок не любит мультфильмы или детские фильмы? Конечно же, любят все. В этом случае действует то же правило, что и при чтении на ночь: «Почему тебе нравится именно этот мультик?», «А расскажи мне, что там фиксики делали со сковородкой?», «А почему у Гарри Поттера шрам на лбу?». И обязательно надо дождаться ответа. Может быть, сначала он будет состоять лишь из двух слов, но со временем ответы станут более длинными и полными.

Не старайтесь целенаправленно навязывать детям свои темы для разговора. Хорошо, когда ваш сын смотрит «Операцию Ы» и смеётся над шутками кота Матроскина, и вам ностальгично есть о чём поболтать и что обсудить. Но что если он коллекционирует покемонов и смотрит «Пираты Карибского моря», а вы так далеки от этого? Тогда научитесь различать карманных монстров, намекните, что Пикачу может эволюционировать в Райчу, а у Джека Воробья антикварная шпага и пистолет 18-го века, реальные музейные ценности! По моему мнению, родители молчунов должны сами активно искать темы для беседы и учиться понимать и изучать увлечения своих детей.

Что касается смартфонов. От них никуда не убежать. Рано или поздно, они все равно появляются у вас дома. Тут я на своем опыте советую родителям держаться до последнего. Моему сыну 9 лет, у него обычный кнопочный телефон. Конечно, сейчас уже начинаются разговоры о покупке смартфона, потому что «ну у всех же в классе есть...». Сын может чувствовать себя не комфортно со «старомодным» аппаратом рядом со смарфонятами, и новый телефон купить придется. Но лично я советую – тяните до последнего, потому что виртуальный мир просто наркотически затягивает детей, а они, зачастую, не могут себя контролировать, даже если и понимают, что что-то не так. Мой сын по дороге из школы с большим удовольствием слушает аудиокниги в автобусе (школа далеко от дома), у него mp3 плеер. Он может даже после прихода домой сесть и дослушивать начатую в транспорте главу.

Igri

Играйте с детьми в настольные игры. Сейчас очень много интересных настолок, которые развивают речь. У нас большая коллекция настольных игр, и я постоянно ищу что-то новое, чтобы удивить своих детей и учеников. Кто совсем не знаком с настолками, начните с игры Alias Junior, в которой нужно объяснить определенное понятие или слово, не называя его другим игрокам. В эту игру можно играть с любыми карточками, и даже можно вместе с детьми сделать игру на любимую тему или про любимого героя из книги или фильма/мультика. Так же есть замечательная игра «Жили-Были», которая подразумевает составление рассказа по карточкам про приключения непоседливого кота, а так же отлично тренирует память, потому что каждый игрок должен повторить полностью рассказа предыдушего игрока, а затем внести в него и свою лепту. Правила игры всегда можно изменять в зависимости от возраста и лингвистических способностей игроков. Так же очень рекомендую игру «Догадайся, кто я!». Есть много разновидностей этой игры, она чем-то напоминает Alias, только игроки надевают на голову повязки с карточками и с помощью объяснений пытаются понять, в кого же они перевоплотились. Игра очень живая, веселая, можно использовать абсолютно любые карточки и даже семейные фото, например.

Широко известная игра Диксит (Dixit) тоже отличный способ времяпрепровождения, развития воображения и красноречия. Мы очень часто играем в эту игру всей семьей, особенно, когда к нам приезжают бабушки-дедушки. Кстати, и Alias, и Dixit можно заказать в любой из библиотек Helmet. Недавно я открыла для себя серию игр Данетки. Это карточки, где на одной стороне рассказана какая-то ситуация или загадка, а на другой дано решение. Ведущий зачитывает «дано», а игроки должны начать рассуждать и прийти к ответу. Они могут задавать наводящие вопросы, но ответы ведущего могут быть только «да / нет». Вот один из примеров: «Он сел в самолёт и увидел впереди себя лошадь, а позади – автомобиль. В чём дело?». Ответ: Он катался на карусели.». Дети очень живо обсуждают все загадки, стремятся их разгадать, и их радости нет предела, когда они находят правильный ответ. Это их маленькое чудо, чувство гордости и успех. Это чем-то напоминает телевизионную игру «Что? Где? Когда?». Кстати, обязательно показывайте эту игру детям, пусть даже сначала она просто идет как фон за ужином. Игра замечательная, вопросы интересные, обсуждайте вместе с игроками, делитесь своими идеями. А потом предложите детям написать вопрос на передачу, пошлите вместе письмо, и даже если ваш вопрос не выберут, то флёр таинственности и загадочности от посланного письма уж точно останется. А дети это просто обожают.

Igri1

Недавно мы открыли для себя квесты, которые как раз нацелены именно на живое общение. Распутывать загадки, искать ответы, делать предположения, анализировать ситуацию и обсуждать расследование с друзьями – это очень увлекательно и захватывает. Можно и самим придумать удивительный квест по собственной квартире с загадками-подсказками на день рождения или Новый Год.  Конечно, в соседнем Санкт-Петербурге квестов намного больше, тематика очень разная, от Фабрики новогодних игрушек до приключений Гарри Поттера, но и в Хельсинки, например, есть квеструмы для детей, в которых можно и дни рождения проводить, и просто с друзьями сходить. Тут вездесущий Гугл вам в помощь. Mishki

И последнее. Просто помните, что если вы сами не разговариваете, если вы постоянно одной ногой находитесь в виртуальном мире, ваш ребенок будет следовать вашему же примеру, да и сверстники только будут подливать масло в огонь. Как только вы сами себя организуете, сами установите границы для себя, то и ребенок оторвет глаза от экрана и заговорит. А то очень грустно слышать от учеников: «У мамы все время телефон...она же там где-то в фейсбуке»..

 

Как спасти чтение на русском языке?

В современном обществе инфотехнологий ребенок оказывается заложником смартфонного общения, которое включает в себя и неживое общение со сверстниками, и погружение в глубины Интренета, и бесконечную игру. Даже взрослому человеку становится все тяжелее и тяжелее отложить в сторону телефон, взять лист бумаги и написать пару предложений от руки или же поиграть в настольную игру со своим ребёнком вместо очередного прокручивания новостного листа той или иной соцсети. Поэтому, прежде всего, сами родители должны стараться откладывать телефон в сторону, а вместо этого читать любое бумажное издание, чтобы ребенок видел живой пример чтения. Одна мама моего ученика во времена, когда смартфоны не лежали еще в каждом кармане, уносила с собой на работу шнур от компьютера, чтобы сын не утонул бесконечных компьютерных играх и взялся за книги. Помогло.

Обязательно читайте детям вслух на русском языке каждый день, без пропусков, даже если это всего лишь 15 минут. Отговорки, вроде тех, что уже поздно, если речь идет о чтении на ночь, это всего лишь отговорки. 15 минут всегда можно найти. Главная проблема это самоорганизация и постоянство. Родителям следует прежде всего установить распорядок для себя, а дети волшебным образом подстроятся. Если детей сложно уговорить сесть послушать книгу на русском, то для начала выбирайте книги на любые темы: про жучков-паучков, киборгов-роботов, принцесс-фей и т.д. Главное, чтобы ребенку было интересно. Мой сын, как и многие другие дети, никак не мог начать читать сам, но был период, когда он стал интересоваться драгоценными камнями и самоцветами, поэтому, когда я принесла ему книгу по геммологии с красочными картинками и интересными фактами, его радости не было предела. Он просиживал с ней вечера, разбирайсь с мелким шрифтом и сложными названиями. Ещё одна девочка, моя ученица, нашла у бабушки книгу «О вкусной и здоровой пищи» и с удовольствием рассматривала старинные пожелтевшие странички, читая загадочные рецепты, которые казались ей волшебными инструкциями по зельеварению. Поэтому читайте детям то, что им нравится, а не то, что нравится вам. Может быть, вы были фанатом Робинзона Крузо, но, вполне вроятно, что ваше чадо может и не оценить достоинства данного произведения. Как только интерес угасает, меняйте тему и книгу. Лучше поддерживать этот огонек познания, чем просто ставить цель дотянуть книгу до конца.

Рассказывайте детям истории из своего детства, придумывайте истории из прошлого. По опыту нашей семьи могу сказать, что лучше всего это получется у нашей бабушки, моей мамы. К сожалению, видимся мы не так часто, но каждый ее приезд – это праздник для детей. Она может закрутить такой сюжет в истории на ночь, что позавидует любой писатель детективного жанра. Если же вы устали после трудового дня или же у вас нет удивительной бабушки рядом, то погружайтесь в лабиринты своей памяти и рассказывайте истории из детства. Прежде всего, вы сможете вовлечь ребенка в мир вашего прошлого, в реалии, связанные с русскоязычной жизнью. Дети обожают такие истории. В них есть некая таинственность и недоступность. Приукрашивайте ваши рассказы, чтобы создать более яркое впечатление. 5 минут в день перед сном каждый день, как бальзам на детскую душу. Мои дети обожали слушать про первые жевательные резинки и дефицит в магазинах. Для них это что-то непостяжимое, но правдивое. Вы будете удивлены, как скоро на вас посыплются детские вопросы, а это прекрасная тренировка разговорной практики. Условие должно быть одним: вы рассказываете на русском, дети вступают в диалог на русском, не переходят на финской. Помогайте им подбирать правильные слова на русском, если идет смешение двух языков в разговоре.

Теперь поговорим о самостоятельном чтении на русском языке. Это, пожалуй, проблема почти для любого двуязычного ребенка в финском обществе. Заставить сесть за книжку на русском бывает очень сложно. Здесь, опять же, действует принцип заинтересованности: надо найти такую книгу, от которой ребенка невозможно было бы оторвать. В качестве совета, могу предложить книги из серии «Дневник слабака» Джеффа Кинни. Это веселая серия о приключениях ученика средней школы Грега Хеффли, который обладает потрясающим чувством юмора и вечно попадает в разные нелепые ситуации. В книге есть небольшие комиксы, что привлекает детей. Это была первая книга, которую мой сын прочитал сам. Если ребенку все же тяжело погрузиться в самостоятельное чтение этой книги, то читайте ему вслух сами, но просите его читать части с комиксами. На русский язык, к сожалению, не переведены все части, но в дальнейшем можно продолжить читать серию на английском, финском или шведском. Книги Джеффа Кинни можно найти в системе библиотек Helmet. Конечно же, можно выбрать книги и русскоязычных писателей, есть много современных интересных авторов, но и про Драгунского и Носова не стоит забывать. Они вне времени. По моему мнению, надо всё пробовать, искать в своих детях интерес и цепляться за него.

Picture article

Не бойтесь давать детям слушать аудиокниги. Это отличный способ расширить словарный запас, а так же всегда очень кстати, если ребенок в дороге, если вы летите в отпуск и т.д. Наверняка у каждого родителя где-нибудь да лежит старенький mp3-плеер, который еще отлично работает. Наполните его волшебными сказками, чудесными историями, смешными приключениями и обменяйте на смартфон, хотя бы на время. Даже если ребенок не хочет слушать аудиокнигу, у него в какой-то момент просто не будет выбора, потому что ничего другого рядом не окажется, и вот тогда он заслушается.
Попробуйте так же разгадывать с детьми ребусы и решать сканворды. В России есть отдельные журналы только с детскими сканвордами и кроссвордами, например, «Сканвордёнок». Если вместе начать разгадывать, то дети тоже быстро втягиваются в этот процесс, узнают много новых слов. Если нет возможности покупать такие журналы, то Google вам в помощь! На просторах интернета можно найти даже генератор ребусов и сканвордов.

Надеюсь, что каждый нашёл что-то новое и полезное в моей статье для себя. В следующий раз поговорим о том, как привить любовь к сочинительству на русском языке у двуязычных детей.

 

Самое популярное в блогах (за последние три месяца):

Вход на сайт

Вход на сайт