Детские сады и школы в Финляндии
Детский сад
По законам Финляндии каждый ребенок дошкольного возраста, достигший возраста 9 месяцев, имеет право на дневной уход, организованный муниципалитетом. Этот уход базируется на системе муниципальных и частных детских садов, семейных детских садов, игровых центров. Для того, чтобы ваш ребенок получил место в дошкольном учреждении, надо начинать действовать заблаговременно. Не менее чем за 4 месяца до начала посещения следует подать заявление на получение места в детском саду. В случае, если возникла срочная необходимость в присмотре за ребенком, вследствие, например, устройства на работу, посещения каких-либо курсов или занятий, а дата начала неизвестна, место в детском саду можно забронировать и в более короткие сроки. Обратите внимание – при подаче заявления в установленные сроки вам, вероятнее всего, будет предоставлено место в детском саду, расположенном достаточно близко к месту вашего проживания. Если же заявление рассматривается в срочном порядке, то будьте готовы, что предложенный вам детский сад может оказаться достаточно далеко.
Начало работы стандартного муниципального детского сада, как правило, 6-6.30 утра, а окончание – в 17-17.45. Стоимость пребывания ребенка в детском саду составляет, ориентировочно, 220Є - 260Є в месяц (точная сумма зависит от размера семейного дохода и конкретного муниципалитета). Если вы определили ребенка в частный детский сад, и плата за посещение в нем превышает 290Є в месяц, то можно обратиться в службу Kela за компенсацией.
Кроме обычных детских садов в Финляндии распространены так называемые «открытые» детские сады, которые можно посещать бесплатно. Как правило, они открыты по 2-3 часа в день или несколько раз в неделю. Обязательное условие – ребенок находится в таком садике только вместе с одним или двумя родителями. Штатный воспитатель такого учреждения организует совместные игры, песни, занятия рукоделием, дети общаются со своими ровесниками, но родители несут полную ответственность за все происходящее и обязаны смотреть за своим ребенком самостоятельно.
Школа в Финляндии
Итак, ваш ребенок окончил детский сад. После него начинается школьное обучение, структура которого тоже существенно отличается от российского. Но первый этап школьного обучения – это еще не школа. Последняя (по возрасту) группа детского сада – это подготовительный класс – esiopetus. Эта группа организуется либо в самом детском саду, если там есть для нее необходимые условия, либо, что значительно чаще, на базе ближайшей школы. Здесь дети получают первые знания в области чтения, математики и т.п., и только после этого переходит на обучение уже в настоящей школе. С 2015 года подготовительные классы стали обязательным для всех детей постоянно проживающих в Финляндии.
Базовые принципы системы школьного образования в Финляндии:
- бесплатное обучение;
- отсутствие экзаменов;
- система оценок - 10-балльная;
- все необходимые учебники, питание (горячие обеды), вся внеклассная деятельность - бесплатно, а также часто экскурсии и музеи;
- в случае, если от дома до школы более 5 км, транспортные расходы оплачиваются муниципалитетом;
- учебный год начинается в середине августа и заканчивается в конце мая, занятия только в будние дни и только в дневную смену;
- в первом полугодии 3-4 дня осенних каникул и двухнедельные рождественские, во втором полугодии неделя «лыжных» каникул (в конце февраля) и пасхальные каникулы.
Структура образования в Финляндии выглядит следующим образом:
- подготовительное обучение (esiopetus)
- младшая общеобразовательная школа с 1 по 6 класс (alakoulu)
- старшая общеобразовательная школа с 7 по 9 класс (yläkoulu)
- средняя школа (гимназия) 3 года (lukio)
Обычно дети идут в школу по году рождения. Если ваш ребенок не идет в какую-то специализированную школу, то школа по закону выбирается ближайшая от дома.
Начинается процесс обучения в так называемой младшей общеобразовательной школе – alakoulu (с 1 по 6 класс). Первые два года – это родной (финский) язык и чтение, математика и другие предметы. В 3-ем классе начинается изучение английского языка, в 4-ом – вводится еще один иностранный язык, он не обязателен и организуется в школе, если набирается достаточное количество желающих, а также несколько предметов на выбор (таких, как, например, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, игра на музыкальных инструментах и т.п.). С 5-ого класса появляются еще предметы. До 6-ого класса обучение почти по всем предметам ведет один учитель. Уроки физкультуры – от 1-ого до 3-х раз в неделю (в зависимости от школы).
Закончив обучение в 6-ом классе, ребенок переходит на следующую ступень обучения – в старшую общеобразовательную школу – yläkoulu (с 7 по 9 класс). Появляются учителя-предметники. Изучаются финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика и многие другие важные предметы, также есть предметы по выбору и трудовое обучение, которое одинаково и для мальчиков, и для девочек. В 9-м классе 2 недели отводятся на знакомство с «трудовой жизнью» (что-то вроде производственной практики).
Часто младшая и старшая общеобразовательные школы — это два совершенно разных здания.
Кроме государственных школ, функционируют и частные. Интересным фактом является то, что им запрещено взимать плату за обучение. Для основания частной школы в Финляндии требуется решение Государственного совета. Частные школы, как и государственные, финансируются правительством в равном объеме, но за это от них требуется предоставление того же пакета услуг: питания, медицинского обслуживания, бесплатных учебных материалов и школьного транспорта.
Следующая ступень финской системы обязательного образования – средняя школа. Только здесь, на третьей ступени обучения, учащиеся имеют право выбирать, где им учиться дальше. Вариантов два (и оба они дают среднее образование) – это либо профессиональное училище (колледж), либо средняя школа, или, как ее чаще называют в Финляндии, гимназия (lukio), обучение в которой длится 3 года (с 10 по 12 класс). Гимназии сами отбирают учеников на основе их успеваемости в общеобразовательной школе. Обучение ведется по курсовой системе, поэтому классического разделения на классы нет. На сегодняшний момент в Финляндии действует 441 гимназия (общее количество мест 130 тыс. человек) и 334 колледжа (160 тыс. мест). Так что продолжает обучение в гимназиях немного меньше половины учащихся. В гимназии учащиеся лишаются бесплатных учебников, но само обучение и питание по-прежнему остается бесплатным.
Окончание средней школы (в обоих вариантах) – это окончание обязательного школьного образования в Финляндии. Обучение в гимназии заканчивается сдачей так называемого общенационального матрикуляционного экзамена (первого, единственного и последнего за все время обучения в финской школе). Важность и значение этого экзамена оценить достаточно сложно, так как его результаты на поступление в высшие учебные заведения никак не влияют. Определяет поступление только удачное прохождение вступительных экзаменов, перечень и организация которых находятся в компетенции конкретного вуза. Однако, как правило, выпускники гимназий, поступают в университеты, а выпускники колледжей – в институты (вузы рангом пониже). Это не значит, что выпускник колледжа не может учиться в университете – просто такова статистика. Кстати, по тем же статистическим данным не более трети всех выпускников средней школы продолжают свое обучение в высших учебных заведениях.
Про детские сады и школы в Финляндии можно прочесть также в рассказазах наших блогеров: "Финская школа - взгляд мамы", "Valmistava luokka, или первый опыт в финской школе", "Esikoulu - подготовка к школе по фински", "Подготовка к школе эскари", "Урок физкультуры в финской школе", "Бесплатные обеды", Образование в Финляндии", "5 детских садов", "Особенный ребенок в финской школе", "Как мы устраивали ребенка в финскую школу", "Собираемся в садик - часть 1", "Собираемся в садик - часть 2".
Няни и платные услуги
Довольно часто семьям с детьми требуется няня или помощник для ухода за детьми, поэтому мы хотели бы рассказать, какие услуги предлагают городские и коммунальные службы, а также частные фирмы и общественные организации в этой области. На всех городских и коммунальных сайтах вы сможете найти информацию и контактные данные службы помощи семье по дому lapsiperheiden kotipalvelu. Для примера расскажем о такой службе города Хельсинки.
В Финляндии помощь по дому для семей с детьми – это часть городских услуг семьям с детьми, которые включают уход за детьми, приготовление пищи, стирку и/или уборку. Целью оказания такой помощи является улучшение благосостояния семьи и предупреждение возникновения семейных проблем. Персонал службы имеет образование сиделок, нянь или помощников по уходу. К сожалению, русскоязычные няни – это редкость, быть может, кто-нибудь заинтересуется этой сферой деятельности и откроет свою фирму? Но когда в семье нужны лишние руки по уходу за детьми, то даже минимальный финский язык не преграда для получения услуги.
В службу помощи на дому можно обратиться в случаях:
- когда требуется помощь по уходу и воспитанию детей;
- когда нужна конкретная помощь в будничных делах;
- когда собственных сил не хватает и беспокоит свое самочувствие;
- когда кто-то из родителей серьезно заболел;
- когда необходим временный уход за ребёнком (например, для посещения врача, службы КЕЛА и т.п.);
- когда в семье родился еще один ребёнок и сил не хватает;
- семья испытывает кризис (помощь при кризисных ситуациях, описана в этой статье: "Помощь семье").
Заказать помощника по дому (kotipalvelun avustaja) можно, обратившись к руководящему наставнику вашего региона (oman asuinalueen johtavaan ohjaajaan).
Если ситуация срочная и помощь требуется в немедленно, то, скорее всего, в городской службе вам помочь не смогут, и вам стоит попробовать найти эту услугу в одной из частных фирм, которые одобрены городской службой. Здесь вы можете найти СПИСОК таких фирм и расценки. В таблице приведены данные за 2015 год, и, возможно, на данный момент произошли изменения как в ценах, так и в персонале. Сайт www.intofinland.ru не несет ответственности за достоверность этих данных на сегодняшний день.
При оплате учитывается доход и количество членов семьи. Если у семьи маленький доход, то услуга оказывается бесплатно или предоставляются купоны (palveluseteli), которыми вы можете расплатиться за услуги, в том числе и у частных фирм.
Вы сами можете выяснить, сколько именно вам будет стоить услуга помощника используя таблицу.
В прилагаемой таблице также даны координаты и расценки «Союза защиты детей Маннергейма». Няни Союза – это, как правило, молодые девушки в возрасте старше 16 лет, которые прошли краткосрочные курсы.
Для составления данного материала, использовались сайты: http://bit.ly/2gBWKLn и http://www.mll.fi/vanhempainnetti/lastenhoito
Подростки
Как-то неожиданно ребенок, еще вчера послушный и ласковый, становится колючим, требовательным и раздражительным. Ага! Вот это тот самый подростковый кризис, причем некоторые дети проскакивают его незаметно, а у некоторых он зашкаливает и проверяет родительское терпение на прочность практически ежедневно. Это изматывает и, кажется, что этому поведению никогда не будет конца. Утешьтесь, это пройдет. Терпение и только терпение! Займитесь своими делами и другими детьми, рассказывайте им о своих переживаниях, вспоминайте свое отрочество, обратитесь к специалистам, если стало уж совсем невмоготу. Вы нужны подростку, как бы он вас не испытывал на прочность, только ваша вера и поддержка будут ему опорой в будущей жизни.
Мы собрали ниже несколько моментов, которые, надеемся, помогут вам в общении с подростком.
- Уважение – искреннее внимание и уважение со стороны взрослого. Потребность в телесном контакте отходит на второй план, даже раздражает, зато потребность в коммуникативном контакте – побеседовать, выслушать, пообщаться, возрастает. Нужен диалог, в котором он чувствует себя свободным, равноправным и полноправным участником. Потому что протуберат – время наполеоновских планов и амбиций. Необходимо посвящать подростка в свои планы и советоваться, делиться сомнениями, спрашивать совета. Доверие и уважение должны быть искренними. Мне очень интересна твоя мысль/мнение/рассуждение. Я тебя внимательно слушаю.
- Тактичность. Нудные расспросы, высокомерие, нотации и резкая критика провоцируют агрессивную реакцию. Пропускайте дерзости мимо ушей с тактом и спокойно реагируйте на отсроченный ответ о какой-либо просьбе. Не доводите до комплекса вины. Критика должна быть как «сандвич», иметь нейтральные и сглаженные формы. Объясняйте суть проблемы, а не акцентируйтесь на эмоциях. Мне не понравилось твоя затея потому, что: во-первых, во-вторых. …Что скажешь по каждому пункту? Я недоволен тем, что случилось, и хочу услышать твои соображения. Мне неприятно, и я вижу, что можно решить это так… А что ты скажешь? Ты спокойно выслушаешь мою версию, а потом изложишь свою, договорились?
- Хобби и подростковая субкультура. Увлечения меняются, и это один из способов социализации. Они недолговечны. Постарайтесь превратить негатив в позитив. Например, заинтересовался ролевыми играми – помогаете сшить костюм, узнать вместе о герое, которого выбрал подросток.
- Фотографируйте с подростком его истории, принимайте участие и будьте на стороне его увлечений – это одна из форм поддержки и сохранения обоюдной привязанности с подростком.
- Речевой баланс. Сохраняя дистанцию и авторитет, избегайте панибратства и развязности. Да, но… Да, я поддерживаю твою идею, но вернуться тебе надо… Принимаю твои возражения, но вот это вызывает у меня сомнение…
- Поддавки. Если есть устойчивое сопротивление и неприятие норм, то можно отпустить ситуацию и дать «наесться до отвала».
- Не реагируйте на провокации. Испытывая терпение, они проверяют границы. Можно проигнорировать, спокойное прореагировать на хамский выпад и сразу задать встречный вопрос - А дальше что? Или контрастное высказывание – Ты очень любезен! Спасибо на добром слове! Амортизация: Да, конечно, я плохой! Ты совершенно прав, разумеется, это так!
- «Дарим» правильные мысли. Не детское копирование, а отроческое рефлексирование. Без задевания самолюбия, давая выбор и свободу решения. Игра на комплексе взрослости, отчасти даже манипулирование, но в воспитательных целях. Помнишь, ты сам говорил об этом, так, может, возьмешься и попробуешь сделать? Я повторяю и уточняю твои мысли, ведь ты сам предложил это сделать. Мы с тобой взрослые люди и найдем общее решение. Хочу услышать твои доводы, объяснения, чтобы убедиться в их правильности.
- Разрыв шаблонов, нестандартное поведение в стандартной ситуации.
- Подростки находятся в группе риска игровой и компьютерной зависимостей. В этом возрасте потребность в общении и понимании значительно проще достигаема в интернете, чем в живом общении. Если к этому добавляются агрессивность, болезненность и грубость при отрывании от экрана, нарушение режимов еды и сна, пропуски школы, апатия и отказ от правил гигиены, то стоит обратиться к профессионалам, родительского участия будет недостаточно, чтобы справиться с проблемой. И обязательно ненавязчиво демонстрируйте подростку заботу и поддержку, он не должен чувствовать себя наедине со своей проблемой. Постарайтесь проанализировать причины зависимости, когда и почему она началась - часто это из-за семейных проблем между родителями или каких-то перемен, которые повлияли на поведение подростка.
Советуем посетить несколько сайтов на финском и русских языках:
1. Чтобы найти помощь у муниципальных специалистов вам надо открыть сайт муниципалитета, в котором вы проживаете, далее зайти на раздел Sosiaali- ja terveyspalvelut/ и подраздел Lapsiperheet/услуги для молодежи в разделе Nuoret.
Helsinki: Nuorisoasema
Vantaa: Nuortenkeskus Nuppi
Союз защиты детей Маннергейма - помощь молодежи и родителям по всей Финляндии.
2. Если у вас есть сомнения в степени увлечения подростка играми или своим телефоном, в том, страдает ли от этого школьная успеваемость и его развитие, то советуем ознакомиться с финскими сайтами, на которых вы сможете, пройдя тестирование, понять – есть ли основания для серьезных опасений. Обратите внимание, что при использовании термина «игровая зависимость» в Финляндии подразумевают также игровые автоматы.
Peluuri.fi - на этом сайте вы можете получить различные советы и помощь профессионалов, дистанционно или обратившись лично. Если проблема зависимости вас волнует, советуем о ней поговорить, это вас ничем не обяжет, но может успокоить или поможет справиться с проблемой в самом начале.
3. Вот несколько сайтов профессиональных психологов: Vastaamo.fi и Annanterapia.fi
4. О игровой и компьютерной зависимостях можно почитать и на русском языке, например, на сайте computer-timer.ru или odepressii.ru.
Двуязычие
Русскоязычные родители в Финляндии часто задают себе вопросы – как обеспечить сохранение родного языка, как ребенок освоит финский язык, какие трудности возникают у двуязычных детей? Существкет много статей о билингвизме (вот, например, несколько из них: http://bbc.in/2nBjyOS, http://bit.ly/2njKYq9). Также в Финляндии, в разных городах, проводятся регулярные встречи с родителями, на которых на вопросы отвечают специалисты. В этой статье мы хотели бы поразмышлять и задать некоторые вопросы родителям, рассказать о наших наблюдениях детей-билингов.
1. Один родитель – один язык, если родители разных национальностей, то каждый говорит с ребенком на своем родном языке. Дети быстро приучаются и реагируют на человека, который с ним говорит. Даже если ребенок задает вопрос на языке другого родителя, отвечать надо на родном, и, если ребенок делает ошибки, всегда повторять правильно. Для развития звуков и правильного произношения надо обогащать речь с помощью суффиксов и приставок (коробочка, зайчонок, побежал, забежал).
2. На развитие детей и речи влияют не только физиологические особенности самого ребенка, но также его окружение и среда. За обеспечение благоприятной среды ответственность несут родители и, если они создают благоприятные и безопасные условия, в которых ребенок играет и учится на двух языках, то проблем с освоением языков не будет. Но если ребенок, не владея финским или английским, попадает в детский сад, то ему нужно время на адаптацию и освоение языка. Преподаватели владеют навыками и методами помощи, но и родители могли бы заранее подготовиться, показывая мультики, слушая песенки, чтобы ребенок уже дома начинал осваивать азы другого языка. Часто преподаватели детских садов жалуются на агрессивное поведение детей, которые не могут выразить свои желания, требования или чувства словами. Это исправляется, как только дети осваивают язык и могут себя выразить, родители должны помочь ребенку, работая вместе с педагогами.
3. У кого-то в семье говорят на двух языках, а некоторые осваивают финский язык только в детском садике или в школе. Родителям стоит ответить на вопрос «Где они собираются жить с детьми, и на каком языке ребенок будет учиться?». Если Финляндия - временное место жительства, то стоит подумать, нужен ли будет финский, не лучше ли отдать ребенка в детский сад или школу с английским языком? Если дети будут учиться в школе и дальше в Финляндии, то нужно как можно раньше и чаще бывать в финскоязычной среде, например, в различных открытых детских садиках и группах. Многие родители боятся за потерю русского языка и начинают с раннего возраста водить детей в различные русскоязычные кружки и «развивалки», часто причиной служит их собственный плохой финский. Родителям, которые не говорят на финском, не стоит стесняться, а нужно также водить ребенка и в финскоязычные кружки, соблюдая принцип 50/50.
4. Освоение родного языка (особенно письменного) в иноязычной обстановке отстает от уровня, который ребенок получил бы, учась в родной среде. Богатый словарный запас, различные крылатые выражения, которыми владеют его сверстники – это развивается и обогащается через живое общение. Родителям стоит подумать и понять, что для ребенка важнее – стресс от выполнения большого объема письменных заданий или увеличение количества часов живого общения, обсуждений игр, различных ситуаций со сверстниками, во время которых они учатся речевым оборотам и новым словам?
5. Для сохранения родного русского языка с ребенком надо вести живое общение, диалог, отвечать на его вопросы и спрашивать у него про то, что он увидел/услышал/узнал… Проговаривать эмоции и чувства, давать им названия и подтверждать услышанное от ребенка о его чувствах. Петь песенки и играть на русском языке, читать на ночь книжки и рассказывать сказки – для усвоения языка нужна добрая и теплая атмосфера, и тогда язык не будет ассоциироваться с чем-то трудным и принудительным. Самый большой помощник в освоении родного языка – совместное чтение.
6. Если у ребенка речевые нарушения и ему трудно даются звуки, то стоит проконсультироваться у специалистов и выяснить физиологические возможности ребенка. Эти проблемы не относятся к билингвизму, но у родителей вызывают беспокойство, потому что мешают общению ребенка со сверстниками. В Финляндии есть русскоязычные логопеды и разработаны методики коррекции (здесь будет ссылка на логопедов).
7. В подростковом возрасте приходится почти каждый день проговаривать, что русский язык – это родной язык, и его надо учить, т.е. заниматься – читать и писать. НО! Заставить делать письменные упражнения в подростковом возрасте очень трудно, это сильный стресс и для родителей, и для подростков. Оцените свои ресурсы и цели – насколько письменный русский потребуется подростку в будущем? Может быть, сконцентрироваться на освоении устного и навыков чтения?
В заключении хотелось бы напомнить, что каждый ребенок индивидуален, и каждому нужно свое время для освоение языков.