Соседи. Презентация.
Мой финский дом стоит в лесу. Вернее это не дом, а очень древний хутор, заброшенный и заросший. Говорят, что это историческое место: именно здесь когда-то поселился первый финн. Ну, не совсем первый вообще, а первый в этих краях. Края и времена были трудные и лихие – Финляндии никакой тогда еще и не было, здесь проходила русско-шведская граница, причем она иногда с боями передвигалась туда-сюда и местные жители поневоле неоднократно меняли подданство. Тот, кто поселился на этой горе и начал пахать и возделывать эту полукаменную землю, был очень отважным финном. Настоящим Илмариненом (был такой симпатичный персонаж в «Калевале», с детства его помню). А когда я отважился купить этот хутор в запущенном состоянии, не зная ни слова по фински, не представляя как и что делать дальше, я представлялся себе не меньшим героем. Поэтому я для псевдонима тоже взял себе это гордое имя – Илмаринен, а фамилию взял Tiippanalle. Потому что именно эта фамилия висит на стене моего лесного дома - на грамоте, выданной местной кунтой за лучшие в районе результаты по садоводству. Так там и написано: I Palkinnon. То, что Tiippanalle это фамилия во множественном числе (от Tiippana), а Илмаринен это тоже фамилия, я тогда еще не знал, но это было и не важно. А cейчас то я уже обе эти фамилии честно заслужил во всех видах.
Вначале я вообще не знал что тут и как, по главной дороге едешь, кругом один лес, никого не встречаешь, но кое-где отходят дорожки разной степени заезженности. Пара домов и у самой дороги, вроде жилые. Значит есть и соседи. Соседей я очень боялся. Понимал, что совсем для них чужой и что отношения с соседями это очень важно. Это и возможная помощь, это атмосфера и настроение. Мой питерский дачный опыт сводился к простой истине – с соседями или хорошо или никак. Но лучше хорошо. Потому что, если плохо – дело труба, кто бы ни был прав, все равно, настроение будет испорчено.
Теперь уж, по прошествии многих лет я с гордостью могу заявить, что нет тут в округе такого дома, куда бы я хоть раз не был зван в сауну, а сауна - это для местных финнов предыдущая степень доверия перед выдачей замуж дочерей. Надеюсь, меня эта последняя степень минует, дочки соседские разъехались по большим городам, да и я уже не тот…
А тогда было страшно, потому что абсолютно не понятно – как с ними знакомиться, если никого не видно и языка не знаешь? И на одном то языке не со всеми говорить можно. Тем более, сначала была зима и приезжал я редко. Пришла моя первая финская весна, начал приезжать чаще и решил сделать финт гуглом – сел дома за компьютер и набирал подряд из карты близлежащие названия улиц и озер в надежде найти хоть какую-то информацию о соседях. Это было давно, уже больше 10 лет назад, и тогда это было не так уж очевидно просто, тем более здесь не все интернетом пользуются даже сейчас. Но мне повезло – всего лишь в 7 км от моего дома нашлось предложение аренды коттеджа с английским текстом. Я написал короткую записку-приветствие и мне ответили!
Хозяева этого коттеджа оказались не финны, а немцы, вернее немец с полуфинкой, а история знакомства с ними это отдельная длинная песня, я ее лучше потом подробно расскажу.
Дом мой тогда был почти не пригоден для жизни и я решил воспользоваться арендой этого соседского коттеджа, чтобы наконец пригласить в Финляндию своих питерских друзей и хорошенько отметить это финское дело, а то с момента покупки хутора его никто кроме меня еще и не видел. Заодно хоть с одними соседями познакомиться. И знакомство это вышло на славу, причем чуть ли не со всеми соседями сразу. Дело было так:
Коттедж я письмом снял на выходные, туда друзей из Питера и позвал. Хозяева коттеджа, проживающие там же, в соседнем доме, извинились и написали, что в день заезда они нас встретить не могут, потому что приглашены куда-то на юбилей, но оставят ключи на определенном месте. Финны так часто кстати делают. Друзей я встретил, хутор показал, потом заселил в арендованный коттедж, все понравилось, мы выпили и начали готовить праздничный ужин.
И тут одной девушке, которая больше всех старалась и готовила, понадобилась терка, чтобы тереть чеснок. А девушка эта была не просто девушка, а повар профессиональный. Мало того, мне она очень нравилась, я на ней даже собирался жениться. Готовить она без терки отказывалась, прямо вынь и положь ей терку. В коттедже мы терки не нашли и тут вспомнил я, что на хуторе моем, в числе прочей старинной утвари, есть просто отличная, антикварная терка, огромная, я ее для красоты даже на шкаф поставил. Проблема только в том, что все уже прилично выпили и за рулем даже не далеко ехать за теркой не хотелось. И решил я тут воспользоваться соседским велосипедом, стоящим у коттеджа – всего то 7 километров, а по лесной тропе и того меньше. Сел и поехал, как был т.е. в приличной городской одежде. Доехал, терку взял и… а обратно как? Куда ее девать то на велике? Она квадратная, тяжелая, размером с хорошую детскую табуретку. Антиквариат одним словом. Привязал ее веревкой сначала на раму. Оказалось ехать неудобно, сваливается, на полдороге пришлось ее отвязать и просто повесить на шею. Еду, она вовсю раскачивается, на солнце всеми гранями сияет, я тоже радуюсь. Но поехать все-таки пришлось не напрямую, а по главной дороге, чтобы не так тряслось и раскачивалось.
Выезжаю за поворот – мама моя... Возле одинокого домика стоят 7 машин и толпа народу. Это же они – мои соседи! И все они смотрят на меня. А я еду мимо. На соседском велике. Красиво так одетый, ботиночки начищены дорогие. С огромной, блестящей на солнце, железной теркой висящей на моей шее на толстой бельевой веревке. Улыбаюсь вовсю, а как же еще, это же соседи, первая встреча, надо выглядеть очень приветливым! А вот они мне нет, серьезно так смотрят, глазами провожают… Приехал я такой смешной, но грустный к друзьям и… ох и напился я же тогда.
- Эй, Йоанна, ты помнишь, я говорил, что старый дом на горе купил какой-то русский?
- И что теперь?
- Он оказывается не только русский, он и еще и полный идиот!
- А как же они тогда пустили его через границу?
- Он выглядит очень добродушным! Надеюсь, что он безобидный.
Такие вот диалоги представлялись мне после этой моей торжественной презентации перед соседями. И как выяснилось потом, я был очень близок в своих догадках - не нашлось у добропорядочных финнов лучшего объяснения моей эксцентричности, кроме как традиционной русской забавы - покататься по лесу на чужом велосипеде с большими железными предметами на шее. Ведь среди встреченной мной компании были и хозяева велосипеда, это и был тот самый юбилей, из-за которого они нас не смогли встретить!
С тех пор прошли уже многие годы, я понемногу реабилитировался, но не было с тех пор совместной выпивки, чтобы не вспоминали мои веселые соседи нашу первую встречу. Мне теперь уже тоже смешно. На той девушке я так и не женился, а терку ей тогда с горя насовсем подарил. Теперь жалею, уж и не знаю, о чем больше, красивая была терка, и девушка тоже. Так моя финская жизнь в первый раз вмешалась в мою личную. К сожалению, или к счастью, но она продолжает это делать и по сей день, но это уже другие истории…
Комментарии