О финском сервисе...
Недавно мы летали в Россию, и эта поездка который раз обратила моё внимание на различия в понимании слова "сервис".
Приехав в аэропорт, наши дети узнали, что мы летим Finnair, а не Аэрофлотом, и ужасно расстроились. Догадайтесь почему? Подарков не будет!
А в Аэрофлоте нам всегда дают подарки!
Да, да, наверное, у многих из вас есть эти сине оранжевые сумочки или рюкзачки. А что там? Конфеты? Нет, там развлечения: игры, ходилки, кроссворды, наклейки, карандаши, раскраски, на русском и английском. На разный возраст – свой комплект.
Зачем?
Чтобы ребёнку лететь было не скучно, а заодно, чтобы рассказать детям об Аэрофлоте и принять его в свои ряды.
Чтобы родителям можно было немного расслабиться, а также почитать предложенные им журналы о путешествиях в разные странны, заставить помечтать, ну купить что-то, что им не нужно в магазине беспошлинной торговли.
Да это маркетинг! - скажете вы. Да, маркетинг, никто и не скрывает, но это ещё и удовольствие для детей и взрослых.
Что предлагает Finnair детям?
НИ-ЧЕ-ГО
Взрослым?
Национальную гордость: чистую воду, сок из черники и кофе. И такое меню предлагается не только на коротких переплётах в Москву, но и, например, на 4-х часовом полёте в Испанию. Такое впечатление, что эта компания работает как лоукостер. Плати за всё, что не "место для твоей попы". При той же цене, Аэрофлот кормит, поит и развлекает.
Почему Аэрофлот считает это важным, можно сказать: с пеленок поит детей своим молоком, а финнам это не надо?
В этом и состоит для меня главная загадка финского сервиса, точнее его отсутствия.
Постоянно преследует впечатление, что не ты им нужен, а они тебе. И более того, кажется, что им совершенно всё равно, воспользуешься ты их сервисом или нет. Они тактичны и ненавязчивы, но как-то чересчур.
Тоже самое в ресторанах. Редко, когда чувствуешь себя желанным гостем в ресторане. Разница ощущается сразу, если приходишь в место, которое держат иностранцы. Тут и приветствие, и small talk и ещё какое-то приятное внимание.
Надо еще отметить, что бОльшая часть финских ресторанов работает по принципу столовой: подходишь, заказываешь, сразу платишь и ждёшь. Не могу я тут придраться к быстроте сервиса или качеству еды, нет, тут всё в порядке. Но хочется ещё чего-то, индивидуального обращения, что ли.
И опять про детей. Я знаю только один ресторан в Хельсинки, где есть небольшой такой загончик под лестницей, предназначенный для детей. Там несколько подушек и несколько игрушек. И это всё... В остальных местах и этого нет.
Так сложно запастись карандашами и раскрасками, какими-то маленькими штучками, чтобы дети могли занять себя, пока родители, между прочим, будут тратить деньги в вашем ресторане? Это же в ваших интересах? Ребёнок занят - родители сидят спокойнее и дольше.
Нет, этого сервиса нет как класса!
Почему?
Финские родители не ходят в рестораны с детьми? Вроде ходят, но, видимо, по-быстрому.
Это наша родительская ответственность развлекать собственных детей? Да, в общем-то, но почему бы не помочь? И себе, и людям.
Это дорого? Ну не думаю, что настолько, чтобы оно того не стоило...
А вы как думаете? Где тут собака зарыта? Почему сервис в Финляндии такой ненавязчивый?
P.S. И если вдруг тон статьи может показаться вам возмущенным, то нет, мне просто хочется разобраться, чтобы понять и принять. Помогайте!
Комментарии
В Финляндии предпренимателю приходиться выплачивать очень много дорогих страховок, ни говорю уже о нологах, можит они пытаються сэкономить? Насчет обслуживания клиента по разному, учат все клиенты важны, выделять нельзя кого-то. Я давно ни летала на Финайре, иза-за дороговизны, но в целом насколько помню, тогда кормили, а детям подарки ни дарили тогда тоже.
В ресторанах поведение офицантов очень сдержанно, пытаются обслужить быстро.
Но что я заметила и никак не могу принять-это грязь, грязные полы, туалеты в ресторанах.
В Финляндии ресторан-это место , просто покушать, у нас, где можно и вкусно покушать и отдохнуть, и спокойно пообщаться.
С точки зрения заведения - оно тоже не хочет отвечать за то, что ребенок без присмотра засунет себе в глаз карандаш, любезно предоставленный заведением. А нанимать няню - сами понимаете - удовольствие не из дешевых.
Это опять же не моя точка зрения, а наблюдения, основанные на моем общении с родственниками-финнами. Моя точка зрения ближе к авторской))