Киасма
В детстве меня мало водили в арт музеи. Не знаю почему. Так получилось. А может мне это не запомнилось. В палеонтологические водили, в лесу гуляли, в театр ходили, а вот к созерцанию изобразительного искусства меня не приучали. Поэтому потребности ходить в такие музеи у меня не выработалось. Ну знаете как это бывает, что в детстве не привили - надо потом как-то самостоятельно взращивать, усилия прикладывать. Я медленно прикладывала, но без особого рвения.
Ко всему прочему, довольно долго надо мной довлело консервативное мнение на искусство. Я помню, как в детстве я часто слышала: "Ну что эти импрессионисты - намалевали чего-то там! Видят они так мир, то же мне... Просто ленивые! Вот реалисты - это настоящие мастера. У них каждая деталь выписана!"
Мне было даже немного стыдно, когда вдруг мне понравились картины Ротко. Я не могла объяснить почему, просто я могла смотреть на его картины долго и получала от этого удовольствие.
Потом, в редкие походы по музеям, я потихоньку стала понимать, что и импрессионизм мне нравится гораздо больше реализма.
И вот со мной случилась Киасма. Я слышала, что многие считают это место ужасным, безвкусным и "смотреть там нечего". Но мне неожиданно тут очень понравилось, тут искусство какое-то живое, близкое к жизни. И главное тут - это идея, а не профессионализм её выполнения. Она заставляет задуматься, щекочет воображение, затрагивает не только зрительное восприятие, но и слух, осязание, и не побоюсь этого слова, нюх.
Сейчас в Киасма выставка палестинской художницы из Бейрута Моны Хатум.
Карта мира из стеклянных шариков, земной шар с бликующими горячими точками, огромная сфера, наполненная песком, по которому ходит неотвратимая стрелка и постоянно меняет её рельеф. От неё невозможно было оторвать взгляда, а если прислушаться, то можно услышать тихое шуршание движения песка... Мне хотелось забрать её домой, сесть перед ней и смотреть на движение песка, а потом закрыть глаза и прислушиваться, время бы остановилось, а потом я бы открыла глаза и... случился бы полный дзен :) Такая простая штука, но завораживает.
А стеклянная детская кроватка - смотришь на неё и прямо мурашки по коже! Безопасность ребёнка и хрупкость материала - два этих образа слились в тревожность и страх... Бррр. А ещё там была нарушающая ощущение баланса комната с клетками, где свет играет с тенями так, что голова начинает кружиться и земля уходит из под ног. И вот такой ковёр из лампочек.
Там ещё много чего интересного у этой Моны. Да и постоянная экспозиция сейчас очень занимательна. Один зал с вазами, скрывающими в себе непредсказуемые запахи, стоит похода в Киасму. Или сверкающая горка небесногоубых стразов, олицетворяющая прах художницы, их насыпавшей. А вот еще: экран, вмонтированный в пол, с видео путешествием по лицу человека, где ноздри - это лес, а уши - глубокие гроты. Своеобразное ощущение, скажу я вам...
Я до сих пор читаю себя совершеннейшим профаном в искусстве, у меня очень мало теоретических и исторических знаний о живописи или архитектуре. Всё больше ощущения. И, признаюсь, раньше я стыдилась этой своей безграмотности:
- Это же Шишкин, Ван Гог, Дега! Ты что не знаешь?
- Блин, не знаю..., - думала я краснея.
Но теперь мне даже это нравится, мне нравится сначала воспринять, а потом уже читать о том, что я увидела, чтобы ничто не влияло на моё первоначальное ощущение.
А какие у вас отношения с искусством?
Как вам Киасма?
И, кстати, там есть детский маршрут поиска монстра Киасмы. Так что теперь моя и ваша очередь приобщать детей к искусству.
В буклете можно прочитать о разных выставках Киасмы.