О рисовании на воде
Есть многое на свете, друг Горацио...Каких, казалось бы, сюрпризов можно ждать от рисования? Взял краски-кисти, и знай себе рисуй. А пробовали ли вы когда-нибудь красками рисовать на воде? Я пробовала...в Финляндии...
Немного сейчас слукавила, т.к. рисовала я все же не на простой воде, только что налитой из крана. Для того рисования, о котором сегодня расскажу, в воду добавляется загуститель, увеличивающий вязкость воды, поэтому краски держатся на поверхности и не тонут. Сами краски наносятся или разбрызгиваются с помощью кистей прямо на воду. Затем в ход идут фантазия творца и разнообразные инструменты, например, гребни или шило (вариант попроще – зубочистки), с помощью которых хаотичные пятна краски преобразуются в узоры определенной формы.
Капли краски кладутся одна на другую и создают основу для будущего рисунка
Сам вид такого творчества называется эбру, или «турецкое марморирование» – в результате рисования на воде (ну да, ну да, на водном растворе ;) ) получаются узоры, подобные узорам на мраморе.
Акриловые краски для марморирования можно купить в Хельсинки в художественных магазинах, например в Temperа или Hobby Point.
Готовый узор на поверхности имеет консистенцию пленки, и его можно перенести на бумагу, ткань, кожу, керамику, любую поверхность, не обработанную лаком. Чаще всего эбру используется для декорирования бумаги – собственно, в этом и была его изначальная задача. Древнее искусство рисования на воде использовалось в переплетном деле, в основном для декорирования форзацев книг и альбомов.
Фото книг из интернета
Родину возникновения эбру однозначно не называют (Турция? Китай? Индия? Даже Алтай однажды промелькнул), но все же местом настоящего его расцвета стала Турция. Не могу сказать за всю Одессу за всю Турцию, но мастера эбру – люди, безусловно, терпеливые, с хорошей выдержкой. Марморирование бумаги требует определенных подготовительных действий, часто довольно затратных по времени, без которых процесс не состоится: краски пойдут на дно, или не раскроются на воде, или будут не той яркости...Нюансов разных много: например, для профессионального эбру используют натуральные краски с минеральными пигментами, процесс создания которых занимает несколько месяцев (выращивают, растирают, просеивают и т.д.). Краски такие продаются в Турции, в России, в Голландии. Но просто этими красками рисовать не получится – их нужно разводить бычьей желчью, в определенных пропорциях, благодаря чему краски будут активнее, или наоборот, медленнее раскрываться на воде. Кисти для эбру используются из конского волоса, а ручка для кистей делается из стеблей розы. Всевозможными загустителями тоже нужно уметь пользоваться, и так далее. Это уже высший пилотаж...
Мы же, простые смертные, ходим рисовать эбру на занятия, где все за нас уже подготовили, развели и смешали мастера. В Хельсинки я знаю двух сертифицированных специалистов по марморированию бумаги. Одна из них – Nurhayat Polat, преподаватель живописи с многолетним стажем. Она родом из Турции, и очень творческий человек. Сейчас Нурхаят живет в Хельсинки, и проводит занятия для заинтересованных жителей Финляндии на финском языке. Самый первый такой мастер-класс, на который я попала, проводился для фонда Cultura. Загляните на страничку Artpiste – творческой студии Нурхаят (и единственной в Финляндии студии эбру). Посмотрите ее удивительные работы в этой технике (и не только), не зря у нее проходили выставки в Финляндии и в Эстонии. Artpiste в Фейсбуке. А вот здесь и здесь можно одним глазочком подглядеть за работой мастера (видео). Она завораживает!
Нурхаят в процессе творчества...
Второй сертифицированный специалист, который откроет вам в Финляндии мир эбру – моя подруга Анна Кервинен. Аня училась этому искусству в Русско-Турецком Культурном Центре в Санкт-Петербурге, а в Хельсинки под руководством Нурхаят шлифовала мастерство (для меня загадка, когда она все успевает: Аня не только ас эбру, у нее 4 высших образования, из которых два получены в России, и два – в Финляндии). Часто Аня с Нурхаят ведут МК по марморированию вместе: Аня может проводить их, помимо финского, также на русском и английском.
Анин МК для новичков
Для меня в эбру есть три очень привлекательных момента. Во-первых, эбру – это настоящая художественная медитация, возможность получить удовольствие от процесса, никуда не торопиться... Раскрываются на поверхности воды капли краски, мягко образуют они абстрактные формы, складываются в уникальнейшие узоры... По нашей воле могут эти узоры запечатлеться такими навеки или трансформироваться во что-то еще более артистичное. Никакой спешки, никакой суеты, лишь гармония и творчество!
Во-вторых, даже человек с незначительным художественным опытом (да и абсолютный новичок в рисовании) может в первый же раз создать довольно красивый рисунок. Поначалу вроде как волнительно и руки дрожат: а вдруг напортачишь? Тут как раз не нужно бояться совершить ошибку и испортить рисунок. Ляпнул красками что-то не то, не так, не туда, красок не тех намешал – можно тут же преобразовать свою ошибку в красивый художественный элемент, будто так и было задумано. Да, вот такая вышла импровизация...да, уникальная, как и любой результат эбру.
Но третье и самое главное, наверное, чем мне нравится этот вид творчества – эбру дает людям радость. Взрослые и дети радостно разбрызгивают краску на воду; с радостью превращают пятна краски на водной поверхности в цветок или сердечко; одинаково искренне радуются, когда переносят свой рисунок на бумагу, и видят, что же у них получилось. Это очень непосредственная, живая радость, и видеть ее приятно. Долой стресс! Долой проблемы! Эбру – отличная арт-терапия!
Этот рисунок, как и два приведенных выше – работа Ани
P.S. Читала, что есть еще японское рисование тушью на воде, суминагаси называется....Не пробовали?