В галерею за бревном
В юности я участвовала в одном школьном англоязычном конкурсе, по итогам которого поехала по обмену в США. Нашу группу возили по разным городам и знакомили с местными достопримечательностями. Одной из таких достопримечательностей был Музей естественной истории в Нью-Йорке. О музее у меня сохранилось три сильных воспоминания: гигантский макет динозавра, величиной в пару–тройку этажей; возможность все, что хочется, трогать руками; а еще...
В центре одного из залов стояла большая подставка с грудой металла, что у меня никаких ассоциаций поначалу не вызвало. Обойдя подставку, я поняла, что на ней стоит торс самого настоящего робота. Похожего на киборга из фильма «Терминатор», который мы посмотрели по финскому телевидению (мы жили в Выборге, и у нас «ловилось» финское телевидение) незадолго до того.
Как-то так...Фото из интернета
Я не успела даже удивиться, как обернувшись ко мне, робот поднял руку и сказал «Привет!». Ну или может он сказал «Хочешь чаю?» или «Меня зовут Джон», но мне тогда было все равно. Потеряв дар речи, хватая воздух ртом и мысленно выдыхая: "Мааааама!", я попыталась скрыться от чудища, зайдя ему за спину, но это был очень общительный терминатор. Радостно улыбаясь и размахивая рукой, он крутился вслед за мной вместе со своей подставкой. Кто в те времена слышал о датчиках движения? Я быстренько ретировалась из зала, и после этого очень, очень, то есть ОЧЕНЬ долго не любила музеи – ни естественнонаучные, ни исторические, ни художественные...никакие не любила. Такая вот глубокая психологическая травма неподготовленного к инновациям советского подростка-интроверта...Вам сейчас смешно? Мне тоже, но тогда стоял 1989 год, а мне было 15 лет...Со временем эта нелюбовь к музеям себя изжила, и в последние годы я, видимо, всеми способами восполняю упущенные возможности приобщения к прекрасному...как свои, так и твои, дорогой читатель...Поэтому да, сегодня я снова буду говорить об искусстве. Хотя все же не о музеях...
.....А о галереях, благодаря которым можно приобщаться к крышесносящим современным образцам искусства и всяким инновациям не только в нашей удивительной «Киасме».
Мое знакомство с городскими галереями случилось несколько лет назад благодаря вот такой славной собачке, сделанной из веток и красного совка. Собачка смирно сидела в витрине галереи, мимо которой я пробегала, но просто пробежать не смогла. Удивилась.
Галерея эта потом закрылась, но и без нее в Хельсинки художественных галерей – только выбирай.
Смысл тут в чем – в них выставляются предметы искусства, которые позволяют вам познакомиться с творчеством разнообразных авторов, и, при желании, стать обладателями понравившихся работ. Сегодня я хочу показать вам особо запомнившиеся мне работы современных художников, скульпторов и фотографов, выставлявшиеся в галереях Хельсинки в минувшем сентябре. Некоторые заинтересовали меня невероятным полетом мысли автора, некоторые – неординарным способом подачи, некоторые – сбивающей с ног ценой...
Jouni Airaksinen
Выставка в Galleria G12
У многих из нас висит на двери венок–kranssi, или стоят в огромных напольных вазах монохромно выкрашенные ветки деревьев. А вот таким дизайнерским творением вы бы украсили свой дом? Без шуток – по-моему, не обойтись без какого–то третьего глаза и настоящего мастерства, чтобы из полена сделать Буратино куска вычерненного бревна или нескольких художественно согнутых веток создать такую занятную интерьерную инсталляцию...
Veikko Myller
Выставка в Galleria Bronda
Они все просто ужасно милые, эти бронзовые скульптуры: инопланетного вида человечки, которые, сидя в цветном полуяйце, играют на музыкальных инструментах; трогательные птички с плоскими клювами, похожие одновременно на доисторических птеродактилей и сказочных гадких утят; холеные быки с золотыми рогами и всякие криптиды, своим обликом и цветом ассоциирующиеся не то с Древним Египтом, не то с Византией, не то с Атлантидой...Если бы пришлось выбирать себе одну фигурку по душе, самую–самую, мне было бы очень сложно это сделать...
Susanna Majuri
Выставка в Galleria Heino
Get out of the water, dear ("Выбирайся-ка из воды, дорогая") – так она называлась. Это была совершенно завораживающая фотовыставка...минималистская, представляющая всего несколько работ, но каких! Мы видим нескольких девушек, но живые ли они, или их жизнь уже принадлежит воде? Я не зря в самом начале своей статьи упомянула об инновациях. На этой выставке была представлена впечатляющая видеоинсталляция: в абсолютно темной комнате, в луче света, сопровождаемое короткой прерывистой фразой на непонятном мне языке, из разверзшихся в полу водных глубин к самой поверхности медленно поднимается тело девушки, явно неживой. Колышется в воде одежда, вздымаются и опадают руки, струятся волосы...Разумеется, лишь иллюзия, но очень натуралистичная! У меня из закоулков памяти немедленно вытянулась ассоциация с шекспировской Офелией: очень красиво, очень печально.
Heikki Marila
Выставка в Galerie Forsblom
Придя на эту выставку, сначала думаешь, что попал в мир Сайлент–Хилла...Какие-то кровавые разводы, потеки...Потом присматриваешься...Здесь везде – картина в картине, или, как в Фотошопе, в каждой картине – несколько слоев. Приглядывалась–приглядывалась и поняла, что картины написаны поверх фото–холстов. Это настолько мощно сделано, что просто дух захватывает. Поражает не только энергетика этих картин, но и их цена. Автор этих работ – Heikki Marila, знаменитый финский художник, награжденный в 2011 году премией Carnegie Art Award в размере 1 миллион шведских крон (более 111 000 евро). А еще, между прочим, у него есть невероятно душевные картины с изображением пышных цветочных букетов. Кто бы мог подумать?
Ну и напоследок – пара завораживающих работ с выставки Time is a triangle ("Время – это треугольник") в фотогалерее Hippolyte, автор – Niina Vatanen. Это чудесная галерея, в которой всегда выставлены какие–нибудь очень симпатичные фотоработы.
Длятся такие выставки обычно пару недель, а следить за их расписанием можно на сайтах самих галерей, либо в очень удобной брошюре «Художественные выставки»/taidenäyttelyt – ее, кстати, совершенно свободно можно брать в тех самых галереях. Выставки, о которых шла речь в этой статье, уже прошли, но впереди еще необозримое количество новых. Вход в галереи - абсолютно бесплатный.
Обычные часы работы художественных галерей в будние дни – с 11 до 17 часов. Однако 6 раз в год (трижды – весной, и трижды – осенью) в галереях проходит так называемая «галерейная среда»/galleriakeskiviikko. В эти среды многие галереи открыты для посещения до самого вечера, в некоторых из них проводят экскурсии с гидом, воркшопы, какие-то представления, выступления и прочие интересности. К слову, посетители могут заранее загрузить себе бесплатное мобильное приложение, которое позволит им легче ориентироваться в галереях и выставках. Ссылки на эти приложения, а также вся информация о галереях – участниках «галерейной среды» – вот здесь (на финском языке).
Я мечтаю о том, что в Хельсинки появится галерея, креативное пространство или проекционный музей, где выставки будут проходить в формате «Живые полотна», как это делается, например, в «Ткачах» или в «Люмьер-Холле» в Санкт-Петербурге. Современные инновации позволяют задействовать сразу несколько органов чувств, и это удивительно подходящий для интровертаый способ познавать прекрасное: в приятном полумраке, удобно устроившись на подушках, под деликатную музыку созерцать демонстрируемые тебе шедевры, находящиеся в мягком движении. Знай себе разглядывай: хоть на стенах, хоть на потолке, с любого удобного тебе ракурса, а хоть и со всех сразу. Впечатления обычно бывают очень сильными. Скульптуры тоже, наверное, можно перевести из статичного состояния в динамичное: поставить на движущуюся ленту, и пусть себе едут вокруг посетителей, сопровождаемые собственными изображениями со всех сторон...
Выставка «Айвазовский и маринисты – живые полотна» в креативном пространстве «Ткачи» в Санкт-Петербурге. Фото из интернета.
А может такое место в Хельсинки уже есть, а я просто о нем еще не знаю? В любом случае, будем пока с удовольствием приобщаться к современным шедеврам в музеях и галереях города, и записываем в календарик следующую «галерейную среду» – 5 октября. Надеюсь, мне удалось показать вам, как много интересного таится за дверьми хельсинкских галерей...
________________________
При работе над статьей были использованы материалы с сайта galleriakeskiviikko