Всё о Финляндии


Бессмертный полк - бессменная распря

Прошел День Победы, но гремят, как салюты, склоки в интернете. «Бессмертный полк» обернулся бессменной распрей в сети. Стоило его проводить в Хельсинки или мы оскорбляем финскую нацию? Продолжим дискуссию?

Наша коллективная память

Передо мной изящная Люба, рожденная после 1990х. Она переехала в Финляндию в 5 лет. Как родной знает финский язык. Когда речь заходит о Великой Отечественной, Любино лицо становится серьезным и глаза увлажняются. Рукой с разноцветным маникюром она убирает волосы за уши. Говорит о подвиге народа, о любви к Родине, о том, что русские – победители мирового зла. Откуда такое в выросшей в финском обществе девушке? Она никогда не беседовала с ветеранами, но чувствует так, будто сама была на фронте. Дело в нашей коллективной памяти.

Война – всегда травма. Участники событий уходят и уносят с собой объективные знания о том, как это было. Люди следующих поколений иначе интерпретируют факты, но сохраняют общую память о войне и передают детям. Это нас объединяет. Мы испытываем сильные эмоции. Мы чувствуем то же, что и солдаты на передовой почти 80 лет назад. Нам так кажется.

sovietsoldarsTurku

Фото 1. Братское захоронение советских военнослужащих в городе Турку

Чужая коллективная память

Я оказалась за пасхальным столом рядом с Юхой. Он финн, ему 65. Добрый лохматый музыкант с пузом-мячиком. Расспрашиваю о Второй Мировой. Меня пихает коленкой русская родственница:

– Не надо с финнами о войне!

– Я бывал в Ленинграде в начале 1980-х. Один раз мне не продали колбасу. Пожилая продавщица отвернулась, не ответив, потому что я финн. Я понимаю, это – из-за блокады Ленинграда. Я понимаю.

– Мямми пахнет рожью,– перебивает родственница. (”Mämmi” – традиционный финский десерт на Пасху). И мне русским шепотом: «Яна, не надо!»

У Юхи увлажняются глаза. Он теребит салфетку толстыми пальцами. С взволнованным лицом рассказывает, что война («Зимняя», 1939 год, нападение Советского Союза на Финляндию, потеря Финляндией территорий и как следствие союзничество с Гитлером) – национальное горе. Отец и другие мужчины никогда не обсуждали тяжелую тему. Однажды маленького Юху взяли в сауну с бывшими фронтовиками. Тогда Юха впервые услышал разговоры о войне. Финские мужчины показывали шрамы от ранений и делились чувствами. У пожилого Юхи на глазах слезы. Это – коллективная память.

С годами память о национальной трагедии может стираться. Мы уже не испытываем боли, когда говорим о Бородино. Так и в Финляндии: молодые люди обсуждают советско-финскую войну спокойнее, чем старшее поколение.

Политика памяти

Мы осознаем, кто мы есть, потому что помним прошлое. Коллективная память формирует наше представление о себе как о нации и идет в ногу с политикой. Власть в любой стране нуждается в идеологической основе и использует коллективную память народа для решения своих задач. Идея борьбы с врагом (свой-чужой, мы-они), память о войне, о поражении или победе служат для идеологического объединения нации. Однако исторические факты не всегда работают на идею. Тогда политика памяти жонглирует смыслами – какие-то факты выпячивает, какие-то прячет подальше.

В 1939 году СССР напал на Финляндию – это факт. В 1941 году Германия напала на СССР – тоже факт. Дальше интерпретации: сами ли виноваты финны, был ли СССР вынужден напасть, так как граница проходила слишком близко к Ленинграду и т.д. Нет, есть два факта начала двух войн. Факт нападение СССР на Финляндию противоречит нашему представлению о Родине как о стране-освободительнице, поэтому мы придумаем интерпретации, убедим себя в том, что финны сами виноваты (к примеру). Или вообще забудем исторический эпизод.

Нам нравится в Финляндии, правда?

Если мы – русскоговорящее меньшинство в Финляндии, то забыть о советско-финской войне не получится. Мы сталкиваемся с коллективной памятью финнов. Мы знаем, финны смотрят на большого соседа с опаской. Мы знаем, русское «ура» ассоциируется с агрессором, вероломно вторгшимся на их землю. И любимых «Муми-троллей» Туви Янсон писала в Хельсинки во время советских бомбежек (отсюда образы потопа и кометы, от которой герои прячутся в грот). Тем не менее, нам – русскоговорящему меньшинству – государство предоставляет все блага, на равных с коренными жителями. Не попрекает историей. Нам это нравится, правда?

Бессмертный полк в Хельсинки

В уставе «Бессмертного полка» прописана главная задача акции – сохранить «в каждой семье личную память о поколении Великой Отечественной». Люди участвуют в шествии в День Победы, неся транспаранты с портретами родственников – участников войны. «Бессмертный полк» объединяет людей с общей коллективной памятью: «Один полк – одна страна».

Когда мы, русскоговорящее меньшинство в Финляндии, проводим такую акцию в Хельсинки, наша цель – почтить память предков. Мы берем плакаты с портретами людей в советской военной форме, привязываем гвардейские ленточки. Изящная Люба надевает пилотку Красной Армии с советской звездочкой. Украшает портрет прадеда черно-оранжевым полосатым бантиком. Так мы чтим погибших. Так проявляется наша коллективная память.

sovietsoldats

Фото 2. Братское захоронение советских военнослужащих

в Пиексямяки (Наараярви), район Южный Саво

Красноречивые символы

Но как быть с добрым Юхой? Он гуляет в центре Хельсинки и видит организованную группу людей, пестрящую символами Красной Армии. С чем ассоциируются у него советская военная форма, звездочка, пилотка? Нет, не с победой над фашизмом, а с национальным горем. С Зимней войной, павшими героями – его предками, которых убили солдаты в советской форме с красными звездочками на его родной земле.

«Бессмертный полк» в Хельсинки невольно бередит раны финнов. Не идеей, а символикой. Задумывается ли Люба о чувствах Юхи? О том, что она – все же иммигрантка в Финляндии и национальное меньшинство, а Юха – коренной житель принимающей Любу страны? Может, Любе стоит тактичнее относиться к коллективной памяти финнов?

Построить мосты, исцелить раны

До Санкт-Петербурга рукой подать. Почему не съездить в Россию и не поучаствовать в победных мероприятиях с теми, с кем у нас общая коллективная память? Посмотреть салют, порадоваться по-русски. Можно не ездить на родину, просто устроить праздник в кругу друзей. Или адаптировать «Бессмертный полк» в Финляндии под местные культурные особенности: не тыкать в глаза финнам советской символикой, не бередить национальные раны.

Я предлагаю осознать: есть наша российская коллективная память. Мы помним войну и героев. Есть финская память об их народной трагедии. Давайте праздновать День Победы, но при этом уважать коллективную память и культурный код принимающей нас страны.

Тогда мы построим мосты и, может быть, исцелим раны, нанесенные Второй Мировой войной.

IaninaKruglikova

Фото 3. Скульптура Юсси Викайнена (Jussi Vikainen) на кладбище

при Церкви св. Катерины в городе Турку. Надпись на скульптуре: 1939-1944, «За Родину»

  

http://moypolk.ru/ustav-polka  – устав «Бессмертного полка» на официальном сайте

Фото 1, 2 с сайта https://patriot37.jimdo.com/ 

Фото 3 - Янина Кругликова

Комментарии  

+13 # Erika 12.05.2017 10:07
Спасибо огромное автору!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+2 # Алексей 12.05.2017 11:05
Автор еще забыл упомянуть, что в самом начале ВОВ, именно СССР напал на придерживавшуюся нейтралитета Финляндию, осществив массовые бомбардиировки утром 25 июня 1941 года.
А что касается самого "бессмертного полка", то в Финляндии проживает огромное количество ингермаланцев, родственников которых насильно мобилизовывали, раскулачивали, выселяли, репрессировали и гнали на войну заградотряды красной армии. Почему организаторы "бессмертного полка" надеются на нашу поддержку?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
-6 # Янина 12.05.2017 15:01
Алексей, да, я это упустила.Спасибо.Мне кажется, организаторы, действуя в рамках закона, просто не учитывают травму финского народа, не задумываются об этом, используя законное право проводить мероприятия.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Наталия 13.05.2017 10:07
Да-да, особенно из региона Свири (покрытого сетью лагерей). И теперь нахожу внуков тех, кто бежал или был угнан в Финляндию - чистые финны, даже языка русского не осталось.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+8 # Elena Saartia 12.05.2017 13:06
Я совершенно согласна с автором. Со своим уставом в чужой монастырь.. Нужно щадить чувства финнов, уважать и понимать их и быть благодарными стране, принявшей нас, эмигрантов и давшей нам все то же, что и своим гражданам, своим коренным жителям. И помните - в стране по закону страны.
( Я лично участвовала в марше в Выборге, специально ездила туда.А в Хельсинки...мне показалось это как минимум аплитичным и ..неэтичным , что ли).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
-4 # Янина 12.05.2017 15:03
Какая вы, Елена, молодец! Мне кажется, это и есть проявление уважения к коллективной памяти финнов и поддерживание своей. Вы строите мосты!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+13 # Igor Desnin 14.05.2017 21:16
Мне показалось, что услышав в новостях россии эту новость, что это какая то подстава. Мы должны быть благодарны финнам, что во время большой чистки выжили русскоязычные которые сменили фамилии на шведские, или знакомые финны их прятали, да что тут , они же не коренные жители этого государства, их можно и поубивать немножко, хотя без того, что русские отбили эти территории у шведов, которые им запрещали финский язык, и потом построили им государственность подарив еще аландские острова и лапландию, также отвоеванную русским солдатом у шведов, об этом и вспоминать не будем. А потом в благодарность финны блокировали и бомбили Питер, уничтожив сотни тысяч жителей, русских уже на российской территории, концлагеря в крелии, в том числе для детей для выкачивания крови для немецких и финских солдат, да что вы, как можно нам эмигрантам, хоть и меньшинством русских до сих пор в финляндии не признали, ну не шведы же и даже не цыгане, нельзя об этом, мы должны быть им за все благодарны. Послушайте, недоумки, мой дед прошел три войны, включая финскую, и было бы что то серъезное, первый бы пошел с его портретом, но слушая вас, вы готовы ходить пока под другими портретами, тех кто ваших родственников уничтожал, и уничтожил бы, а дай им волю, и сейчас бы продолжал, но вы главное щадите их чувства и не дай бог со своим уставом, историей по дню победы, это уже серъезно... убогие вы все..
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+10 # Анна 29.07.2017 12:55
Игорь, хорошо, что есть люди, уважающие свою историю.
Янина, не хотите написать статью о том, что финны "хорошего" сделали для русских? до 1939 года.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+7 # Anton Veselov 12.05.2017 14:04
Спасибо автору, за эту статью. Согласен на все 100%. Война - всегда боль и трагедия, для каждой стороны. И как минимум странно - устраивать марш памяти своих солдат в чужой стране.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+13 # Нина 30.07.2017 10:53
Цитирую Anton Veselov:
Спасибо автору, за эту статью. Согласен на все 100%. Война - всегда боль и трагедия, для каждой стороны. И как минимум странно - устраивать марш памяти своих солдат в чужой стране.

Ну это как бы не марш памяти своих солдат, а шествие в память о погибших в войне против фашизма. любых национальностей. Но Финляндия действительно к борьбе против фашизма никакого отношения не имеет.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+4 # Зоя Владимировна 12.05.2017 14:11
Спасибо, Янина! Ты молодец. Осветила очень важную тему. И растешь, как журналист! Желаем тебе успехов и всего доброго!
Володя и Зоя.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Янина 12.05.2017 15:05
Спасибо! Но я не журналист, нет-нет-нет, ни за что!!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+6 # Наталия 12.05.2017 15:23
Спасибо автору. Полностью согласна, поддерживаю.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
-6 # Эльвира 12.05.2017 16:56
Спасибо автору за статью. Увидев призыв присоединится к "бессмертному полку" в Facebook я написала то же самое только коротко. Была обсмеена одним из лидеров. Пришла в ужас!! Так не уважать эту страну, старающуюся очень мирно относиться к нам.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+17 # Ната 12.05.2017 20:54
Один мой знакомый финн, недавно уехавший на ПМЖ в Германию и приехавший на побывку в разные пенаты в Финляндии, встретившись со мной, удивленно заметил, что немцы с русскими воевали-воевали, а теперь они лучшие друзья и не испытывают друг к другу никакой сознательной или подсознательной злобы. Работают, делают бизнес, дружат. Вот так. И только в Ф-дии муссируют "память поколений". Не от большого ума и широкого кругозора. Сначала не дают работать, а потом за безработицу среди русских нас же винят, мол, глупые трутни.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
-17 # Фрося 23.05.2017 00:34
Ната, вы правильно заметили по поводу Германии. Но...германские русскоязычные переселенцы - это совсем не то что ингермаландцы. У них у всех высшие образования ( у многих несколько высших) и язык они там дотянули до разговорного уровня за полгода! Поэтому и нет полоумных размахивающих транспорантами на тему победы. А в Финляндию одно быдло переехало, Алкашня в 10 - поколении!))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
-9 # galina 12.05.2017 21:03
А знаете, почему шествие Бессмертного полка в Хельсинки так корёжит потомков финских фашистов и сочувствующих им "русскоязычных" прихлебателей? Да потому что они дико, до дрожи боятся нас. Тех, кто не забыл тысячи жертв финского нацизма, тысячи убитых и замученных в финских концлагерях мирных советских граждан - стариков, женщин, детей. Запрещая мирную акцию памяти, они пытаются отнять у нас историческую память и уважение к нашим воинам, спасших мир от фашистской чумы.
Но у них не получится. Не спорьте с ними. Пусть бесятся в своих бложиках и фэйсбуках. Не надо ничего им доказывать, это бесполезно. Просто выйдем на шествие Бессмертного полка в следующем году, и не только в Хельсинки, но и в других финских городах. Пусть они увидят, что нас - десятки, сотни, тысячи, и у нас тоже есть право на выражение своего мнения в этой стране. Пусть лают и боятся.
Наше дело - правое!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
-5 # Гость 13.05.2017 16:09
Вас боятся?... вы видимо сами-то побаиваетесь - обзываете всех, но сами в бложиках комментарии строчите, что не все равно? задело вас? а теперь посмотрите сколько минусов у вашего комментария, где же ваши сторонники? все сдулись? оказалось, что нормальных людей все же больше!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+13 # Анна 29.07.2017 21:08
Цитирую galina:
Тех, кто не забыл тысячи жертв финского нацизма, тысячи убитых и замученных в финских концлагерях мирных советских граждан - стариков, женщин, детей. Запрещая мирную акцию памяти, они пытаются отнять у нас историческую память и уважение к нашим воинам, спасших мир от фашистской чумы.

Забывать действительно не стоит "подвиги" финнов.. Тем более что в этом марше участвовали не только русские, но и многие другие
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+18 # Alexander Kulikov 13.05.2017 19:59
Ваш Юха, уважаемая Янина, какой-то карикатурный персонаж. Так и видишь картину: стоит пухлый мальчик лет двенадцати, который почему-то "бывал" в Ленинграде в столь нежном возрасте (сейчас ему 65, в шестидесятые ему 10-12?) в магазине и жалобно говорит продавщице: "Myy mulle makkaraa! Mulla on nälkää!" А она ну ни в какую!
Потом ваш Юха почему-то в сауне узнаёт: оказывается, Финляндия воевала с русскими! Может, ему стоило какую-нибудь книжку почитать? А теперь он "толстыми пальцами теребит салфетку"? Не уточните, какой музыкальный инструмент мучает Юха своими толстыми пальцами? Вы, Янина, когда-нибудь видели руки музыканта?
Честно говоря, Люба гораздо симпатичнее. И как-то это не интеллигентно заявлять: валите в ваш Петербург и там празднуйте что хотите. Кажется, здесь свободная страна и каждый может праздновать то , что ему близко, будь то Праздник Победы или Курбан-байрам. Или нет?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+6 # Янина 15.05.2017 17:22
Юха играет на барабанах. И немного на пианино. В местячковом театрике. Юха не жирный! Просто не следит за телом и любит makkarat. Но покупать колбасу (и пить водку) в Ленинграде в 12 лет он не мог, не мог! Вы правы. Это после 1975-го. Продавщица-блокадница была точно пожилой. Спасибо, исправлю.

Зачем "валить в Петербург"? Можно туда съездить на День Победы, можно не ездить. А можно сходить на Бессмертный полк в Порккала, где бывшая советская военная база. Я писала о БП в центре Хельсинки. А еще можно адаптировать символику российского БП под финские особенности. Например, обойтись без флага СССР.

Да, конечно, мы в свободной стране празднуем то, что нам близко. Бесспорно! Я напомнила статьей о наличии у финнов их коллективной травмы. Учитывать это в празднованиях Дня Победы диаспорой или не учитывать - личное дело каждого.
Спасибо за остроумный отзыв!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+22 # Алексей Ланцов 13.05.2017 20:15
Спасибо за статью! Пользуясь Вашим приглашением комментировать, внесу и свои "5 копеек". Статья Ваша написана таким образом, что годится в качестве мемориальной надписи к памятнику Юсси Викайнена на кладбище при церкви св. Катерины. Много правильных слов, но они сказаны в безвоздушном, безжизненном пространстве. А если впустить жизнь? Что, например, Вы скажете о финнах, отнесшихся позитивно к этой акции, согласившихся, по крайней мере, с аргументами организаторов? Задели за живое Ваши слова о необходимости уважать "культурный код принимающей нас страны". Чем акция Б.п. оскорбила этот код? И потом, у тех, кто вышел на акцию, тоже есть свой "культурный код". Чем один код хуже другого? Если мы и правда за мультикультурализм и толерантность, то давайте уважать в равной мере всех, тем более что наверняка у многих, кто шел, есть такой же финский паспорт, как и у коренных жителей. Они такие же граждане. И когда правители Финляндии решили взять репатриантов из бывшего СССР, они отдавали себе отчет в том, людей из какой страны берут. И не ставили никаких условий или барьеров для прибывших, включая и все то, что относится к их "коллективной памяти". Но в этой акции в Хельсинки многим видится с непривычки некая неоднозначность. Давайте тогда смотреть на тенденцию. В этом году в 47, кажется, странах прошел Б.п. И не только в странах антигитлеровской коалиции. В Хельсинки он прошел бы рано или поздно. Если все идут, в стороне не остаться. Организаторы Б.п. в Х. анонсировали его как международное мероприятие. Для всех, кто считает это важным для себя. Почему идея нашла столько сторонников? Среди столичных русскоязычных ощущается, на мой взгляд, запрос на общественное действие, которое не могут удовлетворить местные русскоязычные политики и все русскояз. организации, включая ОСОРС. Люди разогреты предвыборной кампанией, которая закончилась месяц назад, а дела стоящего для них не находится. Политики молчат. В этой ситуации выдвигаются те, кто способен создать контент и поднять волну. Полагаю, что фронтмены акции имеют неплохие шансы стать новыми лицами русскоязычной политики в Финляндии. И еще три соображения, непосредственно со статьей не связанные: 1) дискуссия, развернувшаяся в русскояз. группах, оказалась, на мой взгляд, крайне полезной с точки зрения самоосмысления: кто мы? что мы? чем мы дорожим? в чем наши ценности? и т.д. Неожиданной оказалась массовость этого процесса самоосмысления; 2) удивила отстраненность от этой мировоззренческой дискуссии русскояз. политиков, еще недавно претендовавших быть лидерами общественного мнения; 3) отношение к советскому наследию по-прежнему остается для советского и постсоветского человека той точкой, вокруг которой он выстраивает свою идентичность. С уважением, Алексей.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Янина 15.05.2017 17:24
Я отвечала Алексею в ФБ у себя на стенке. Наверно, тоже перенесу сюда.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+10 # Елена 15.05.2017 14:40
А как быть в красными финнами из Тампере, кого в своё время растреливали, сажали в лагеря и всячески преследовали? Как итог, например мои предки разбежались - часть семьи уехали в Швецию, а часть в СССР. И кто-то из них воевал и в ВОВ (прошу не путать не с Зимней, не со второй мировой). И вот их потомкам было разрешено вернуться в Финляндию, как и ингерманландеам, часть из которых сгоняли из-под Питера на поселение в Финляндию, а потом финны их бросили, отправили обратно. И в конце 80-х позвали обратно с извинениями. Почему у этих людей и их потомков не может быть права свои праздники чтить? Может, если родню моего деда не расстреляли в Тампере, то и не воевал бы он на стороне СССР. Но случилось именно так. У любой страны есть "грязные" страницы в истории и нужно быть готовым это признать и не париться, обижает ли меня какой-то чужой поход.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+3 # Янина 15.05.2017 17:37
Елена! Спасибо за отзыв! Разве кто-то у кого-то отбирает право на свои праздники? Финны разрешили провести целых два Бессмертных полка. В Порккала- на бывшей советской военной базе и в центре Хельсинки.

Я писала про Бессмертный полк в центре Хельсинки. Про советскую военную символику, которая ассоциируется у финнов с нападением на их страну.

Да, я согласна, у каждой страны есть "грязные" страницы! Про "не парится" не поняла, извините. Вы имеете в виду, нам не надо париться, обижаем ли финнов? Или им не надо париться, обижаем ли мы их или нет? :)

Про красных финнов. Досталось им в Финляндии. Это история, да. "Грязные страницы" отечественной истории Финляндии.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+9 # Елена 16.05.2017 14:41
Цитирую Янина:


Я писала про Бессмертный полк в центре Хельсинки. Про советскую военную символику, которая ассоциируется у финнов с нападением на их страну.

Про "не парится" не поняла, извините. Вы имеете в виду, нам не надо париться, обижаем ли финнов? Или им не надо париться, обижаем ли мы их или нет? :)

.

Так мой дед урождённый финн сам воевал под этой символикой. Почему бы ему-победителю не пройтись с ней? Она не запрещена и сама по себе никого оскорбить не может. Её даже купить можно в Финляндии и ходить так хоть каждый день. По моим наблюдениям, обижены этим маршем только некоторые русскоязычные финляндцы. А про красных финнов - да, обижены, конечно, вот в Тампере до сих пор не соглашаются улицу Маннергейма открывать.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+2 # Янина 18.05.2017 17:59
Поняла Ваше мнение. Про улицу Маннергейма в Тампере - как раз пример, как коллективную память части общества (ее называют еще социальной памятью) могут задеть какие-то действия. Мне симпатична идея, чтобы вместе вышли на Бессмертный полк и русскоговорящие, и финны. Возможно ли это? В России точно вряд ли, не так ли?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
-4 # Олег 17.05.2017 17:13
"...из трех русско-финских войн даже очень информированный читатель знает только одну — Зимнюю 1939–1940 гг. О ней с 1990 г. опубликованы десятки книг и сотни статей. Ее называют «самой позорной в истории русского и советского оружия»: соотношение потерь советских и финских войск якобы составляло 10:1, 20:1 и т. д.
Как могло в нашей истории образоваться такое огромное белое пятно, или, лучше сказать, черная дыра, в которой пропали две войны: 1918–1922 гг. и 1941–1944 гг., и с точностью до наоборот исказились события войны 1939–1940 гг.?
Дело в том, что о войне с белофиннами в 1918–1922 гг. начиная с 1930-х гг., говорить было не принято. Причин для этого было очень много, но главные две. Во-первых, наши военные, а главное, политики, то есть вожди большевиков, вели себя крайне непоследовательно и трусливо. А во-вторых, значительная часть военных и партийных «героев» этой войны была репрессирована, и упоминать в печати их фамилии запрещалось. С 1930-х гг. пропагандировались только наиболее успешные эпизоды Гражданской войны: рейды Первой конной, штурм Перекопа и т. д., а также славные герои Буденный, Ворошилов, Фрунзе, Чапаев и др.
О Зимней войне 1939–1940 гг. советская пресса много писала с самого ее начала. Естественно, что во всех статьях превозносились подвиги советских солдат и обличались зверства белофиннов."

Александр Широкорад / Финляндия — Россия. Три неизвестные войны
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+2 # Янина 18.05.2017 17:55
Олег, спасибо за комментарий. Начала думать, как написать о 1918-1922 и о других войнах... Пятна в истории нужно отмывать, дыры заделывать. Историки, по большому счету, этим и занимаются.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+16 # galina 24.05.2017 20:43
У большинства граждан России Финляндия ассоциируется с «маленькой уютной европейской страной», с мирными и культурными жителями. Этому способствовала своеобразная «политкорректность» по отношению к Финляндии, которая царила в поздней советской пропаганде. Финляндия, после поражения в войне 1941-1944 гг., получила хороший урок и извлекала максимум выгод от соседства с огромным Советским Союзом. Поэтому в СССР не вспоминали о том, что финны трижды атаковали СССР в 1918, 1921 и 1941 гг. Об этом предпочли забыть в угоду хорошим отношениям.
Финляндия не была мирным соседом Советской России. Отделение Финляндии от России не было мирным. Началась Гражданская война между белыми и красными финнами. Белых поддерживала Германия. Советское правительство воздерживалось от масштабной поддержки красных. Поэтому с помощью немцев белые финны одержали верх. Победители создали сеть концлагерей, развязали белый террор, в ходе которого погибли десятки тысяч человек (в ходе самих боевых действий погибло всего несколько тысяч человек с обеих сторон). Помимо красных и их сторонников, финны «зачистили» русскую общину Финляндии. Причем большинство русских в Финляндии, в том числе беженцы из России, бежавшие от большевиков, не поддерживали красных и советскую власть. Истреблялись бывшие офицеры царской армии, их семьи, представители буржуазии, интеллигенции, многочисленные учащиеся, всё русское население без разбору, женщины, старики и дети. Значительные материальные ценности, принадлежавшие русским, были конфискованы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+14 # Нина 30.07.2017 10:45
Очень ценная информация. Жаль, что мы это забыли. У финнов культ войны с Россией. А у нас нет даже дня памяти жертв геноцида русских в Финляндии, а ведь это значительная и трагическая веха в нашей истории. Кто будет помнить об этом кроме нас? не финны же.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+2 # Anna 15.07.2017 23:59
Мой дед,карел,находился вместе со своей семьей на оккупированной территории.НИ ОДНОГО плохого слова в сторону бывших оккупантов.Они открыли школу,раздали семена жителям деревни,открыли амбулатории,где детям и взрослым даже зубы лечили.Итогом пребывания в оккупации стало отправление моего деда на фронт в качестве "мяса" из тех,с кем он служил осталось на тот момент только несколько человек.до глубокой старости дожили двое.Война для него длилась чуть дольше,т.к он разминировал территории.До самой своей смерти о своей смерти он не смотрел фильмы о ВОВ.В нулевые к нему приехали бывшие "оккупанты".Сделали ему паспорт и визу.Отвезли в Суоми,прооперировали глаза.Мы чтим память нашего ветерана,но делаем это в кругу семьи.Без разрывания тельняшек на груди и криков ура.Самый светлый праздник победы превращен в очередную политическую уловку.К чему это я?К тому,чему меня дед научил.Нет черного,нет белого.Война для каждого была разная.Главное-чтобы больше не было
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Самое популярное в блогах (за последние три месяца):

Вход на сайт

Вход на сайт