Просто о бизнес-консалтинге или ответ Лане Корбелайнен
Собственно, эта статья - ответ Лане Корбелайнен на ее публикации в блоге Союза русскоязычных предпринимателей Финляндии. Вот они тут все вместе:
Согласна со многими комментаторами в ФБ - статьи ни о чем. Точнее, тема не раскрыта. Не раскрыта так, как ее ожидали читатели, купившиеся на громкий заголовок. Т.к. репост этих статей делала я (как редактор блога Союза), то многие решили, что я там как минимум соавтор. Нет, это не мои статьи. И я с ними во многом не согласна. Точнее, не согласна в одном - тема не раскрыта.
Что мне понравилось у Ланы. Ее основная мысль - сначала научись зарабатывать, а потом открывай свое дело. Конечно, нет смысла открывать фирму, если на практике нет подтверждений, что дело пойдет. Но она не пишет, что тестирование бизнеса должно проходить ЗАКОННО. Ну, видимо, не хотела забирать мой хлеб. Возьмем к примеру мастериц красоты. Можно устроиться в салон на практику, поработать в паре с опытными мастерами, приобрести довольных клиентов. А можно "по-черному" работать на дому, принимать клиентов в коридоре на табуреточке и давать рекламу типа "приглашаем модель, оплата только за материалы". Каждый делает свой выбор. Но если ты выходишь на этот рынок, делай это красиво!
Или, например, деятели лицензированных профессий. Ну если у тебя нет лицензии, поработай под "крышей" лицензированной фирмы, пока не получишь лицензию! Зачем с самого начала "огребать", работая незаконно? Ну, назови свои услуги не "психологическая помощь", а "консалтинг в области семейных отношений".
Про полноценный отдых полностью согласна. Не согласна в реализации этого "плана" некоторыми. Не все правильно понимают. Сидит человек на безработице, захотел открыть свой бизнес, пойти работать, начать новый проект.... С чего он начинает? С хорошего отдыха! Отдыхать нужно, как пишет Лана, перед тем как устанешь. Но не перед тем, как начнешь работать.
Про "рассчитывай только на себя" тоже согласна. На свои силы, на свои деньги, на свои умения. Если берешь кредит, то нужно предусмотреть все варианты, в том числе, когда дело не пойдет ВООБЩЕ. Открыла на днях protestilista в газете Kauppalehti. Огромные списки фирм, не оплативших по счетам или не отдавших долг. Большие суммы у многих. Т.е. взяли, например, в Finnvera на развитие бизнеса, а он не пошел. И риски этого "не пошел" полностью ложатся на Finnnvera. Предприниматель просто не платит по кредиту и закрывает фирму. Какой-то инфантильный подход к бизнесу - Finnvera не нанимала Вас работать на эту идею, почему она несет эти риски? (про инфантильность финского бизнеса и финских работников можно не одну статью написать)
Сложно мне понять, как относится совет Ланы "не болтай" к бизнес-консалтингу, но это, видимо, на уровне высших материй. Но ведь сколько раз у меня было, что если я расскажу людям о своих планах, то что-то всегда мешает в их реализации. Особенно когда начинаешь планировать, куда потратишь деньги от будущего проекта. Вот обязательно что-то случится, и проект "сольется". С другой стороны, если народ не знает о твоих планах, например, найти работу, найти клиентов и т.п. - то и ни работы, ни клиентов. Нужно обязательно найти эту грань - когда можно говорить, а когда лучше промолчать. Это касается и бизнес-идей. Раньше не понимала конкурсов на лучшую бизнес-идею или выставок идей для привлечения инвесторов. Я считала, что на таких мероприятиях идею можно просто украсть. А сейчас понимаю. Если идею можно украсть, то это не твоя идея! У моей подруги есть отличная бизнес-идея, о ней уже многие в общих чертах знают. И ценность этой бизнес-идеи в том, что кроме нее эту идею никто не сможет реализовать. А у друга проект - там все просто, хоть и гениально. То есть гениально просто. Но слабость этой идеи в том, что ее любой может осуществить. Поэтому ему, прежде чем делиться с миром своими мыслями, нужно вложиться в патентование. И опять же, где эта грань? Любить себя мало (см. четвертую часть статьи Ланы), нужно еще и уметь критически относиться к своим талантам, смотреть на систему (себя, бизнес, себя в бизнесе) снаружи.
И тут мы переходим к нераскрытой теме бизнес-консалтинга. Талант хорошего бизнес-консультанта в том, что он умеет смотреть на бизнес "сверху", извне системы. Он не учит булочника печь булки или изобретателя патентовать свои изобретения. Но он видит, что булочник возит свои булки только новым клиентам, а старых забыл, он не работает со старыми клиентами, потому что "заработался", хотя у него вполне достаточно времени обзвонить старых клиентов или хотя бы послать смс к празднику. Бизнес-консультант видит со стороны, что ты, мол, гениальный изобретатель, но твою идею легко украсть. Изучи-ка этот вопрос. Бизнес-консультант видит "снаружи", что реклама не работает. Бизнес-консультант проанализирует, почему клиенты не отвечают на письма, и что не так в этих письмах. Да я сама тому пример. В своей работе я выявила определенное количество ошибок по работе с клиентами. И что Вы думаете? Думаете, я сразу их исправила, раз я перфекционистка? Нет, конечно. Но вот будет у меня сторонний бизнес-консультант, он будет меня "пинать" и указывать на эти ошибки. И думаете, я не знала про эти ошибки, не знала, как работать с клиентами? Конечно, знала! Этому учат во всех школах! Именно в этом хочу поспорить с комментаторами статьи Ланы. Да, мы сами умные, сами все знаем, сами все умеем. Но делаем ли?! Когда Вы последний раз отправляли клиенту емэйл только для того, чтобы просто спросить, как дела? Когда Вам парикмахер присылал смс, что, мол "Надежда, ты давно не была на стрижке, а у меня есть "окно" для тебя в пятницу в 12ч"?
Если мы все это знаем, то почему не делаем?!
Мы все такие замыленные в своем бизнесе. Внутри. А консультант смотрит снаружи. Вот и вся разница.
И спасибо Лане, что зацепила за живое....
С уважением,
Ваша Надежда.