Финский детский сад: чтение
В сентябре и октябре этого года я поработала волонтером в частном детском саду «Lastenlandia» в Ювяскюля в младшей группе. Моей целью было поучить живой финский язык, на котором разговаривают воспитатели с детьми в детских учреждениях. Опыт оказался многосторонним и очень полезным, и теперь мне хочется рассказать о некоторых важных моментах, которым уделяется большое внимание в программе детских садов. И первая такая тема – это чтение.
Финские учителя и воспитатели – убежденные сторонники того, что чтение в жизни ребенка должно присутствовать с рождения. Когда я впервые пришла в «Ластенландию», я сразу обратила внимание, что в материалах для родителей есть несколько листочков как раз о пользе чтения. Очень милым оказалось и то, что часть материалов была на двух языках, финском и русском, так как в саду есть русскоязычные дети.
Чтение незаметно вписано в ежедневное расписание детей, и все без исключения дети вовлечены во взаимодействие с книгами. Иногда это происходит по инициативе воспитателей, но чаще бывает, что дети берут книжки сами и просят воспитателей им почитать, или сами садятся на подушки и рассматривают картинки.
Во-первых, в группе есть специальное местечко, где лежат мягкие подушки и стоит ящик с книгами в толстых обложках для детей возраста 1-3 года. Во-вторых , все книги в хорошем состоянии, с прекрасными иллюстрациями, с правильно подобранными для детей этого возраста темами. Там есть и сказки, и разные истории про героев мультфильмов, и полезные книжки про то, как мишка учился пользоваться новым горшком, или как зайка ходил в магазин с мамой-зайчихой. В-третьих, есть книжки, по которым дети знакомятся с цифрами и буквами. При этом у детей вырабатывается и тренируется целый комплекс навыков: бережное обращение с книгой, читаем по очереди, не забираем книги из рук, кладем книги на место.
Раз в две недели дети ходят в библиотеку слушать сказки и менять книги, и им очень нравится это делать. Слушать сказки приходят дети и из других детских садов, а библиотекари подбирают по две-три интересных истории. Меня удивило, что «Час сказки» именно столько и длится, и даже самые маленькие дети сидят и слушают. Если кому-то совсем тяжело становится, можно перейти за стеллажи по соседству, и там смотреть те детские книги, которые нравятся. Книги с полок можно брать всем детям – и малышам, и тем, кто постарше. Воспитатели помогают доставать книги и ставить их на место. После сказки в детский отдел приходят все дети, берут книги, смотрят картинки, читают сами или просят взрослых, рассказывают друг другу, какие книжки у них самые любимые.
Обмен книг тоже интересно происходит: обычно он тематический. Мы брали и меняли книги на темы осени и осенних праздников. Были еще книжки про поездки и ежедневные дела – ребятишки тоже с удовольствием их слушают и «читают».
Библиотека – знакомое и любимое место для детей. Туда же мы ходили и на детский концерт: ребятишки с удовольствием слушали детские песни и короткие истории, подпевая и пританцовывая.
Есть еще один момент в ежедневном режиме дня, когда детям читают вслух. Это время перед дневным сном. В спальне тихо, свет приглушен, и под тихий голос воспитателя дети хорошо успокаиваются и засыпают.
Как вы видите, чтение является ежедневным элементом в режиме дня детей, что, конечно же, приносит большую пользу в приобретении ими сразу нескольких навыков, связанных и с самим процессом чтения, и с той информацией, которая содержится в книгах.