Финский детский сад: режим дня
Хочется также рассказать подробнее о режиме дня в младшей группе «Ластенландии». День в детском саду начинается в 6.30 утра и заканчивается в 5 часов дня. За день дети успевают 3 раза поесть, 2 раза погулять и 1 раз поспать. Дети много играют с взрослыми и друг с другом, а в первой половине дня проходят разные занятия.
Распорядок дня выглядит так:
6.30 – 8.00 – родители приводят детей в детский сад
8.00 – 8.30 – завтрак
8.30 – 9.00 – игры в группе
9.00 – 10.00 – время занятий
10.00 – 11.00 – прогулка
11.00 – 11.45 – обед
12.00 – 14.00 – дневной сон
14.00 – 14.30 – полдник
14.30 – 15.30 – игры в группе
15.30 – 17.00 – прогулка
После завтрака дети приходят в группу, немного играют, потом идут на aamupiiri (утреннее занятие), во время которого воспитатели приветствуют каждого ребенка, поют много песен, затем называют время года, месяц и день недели и описывают, какая сегодня погода за окном. Кроме того, они обязательно говорят, кто из взрослых сегодня работает: если кто-то заболел, или если приходит заменяющий воспитатель, дети об этом знают - их знакомят с новым человеком. Потом все вместе повторяют режим дня: вот мы уже пришли утром в детский сад, позавтракали, поиграли. Сейчас у нас aamupiiri, потом мы пойдем в библиотеку, например, потом погуляем на улице и придем обедать. После обеда мы пойдем на полдник, потом поиграем в группе, потом пойдем на прогулку. Дети обычно активно включаются в беседу: они знают каждый свое время, когда они приходят в детский сад, и когда их забирают, поэтому они обязательно говорят: «Моя мама придет за мной сразу после полдника», или: «А я ухожу домой с прогулки». Это повторение ежедневных рутин и информирование детей подкрепляет в них ощущение безопасности. А когда ребенок чувствует себя в безопасности, он лучше развивается.
Дети и воспитатели очень много поют: и на утреннем занятии, и на спортивном, и просто так. Особенно хорошо помогает пение во время одевания детей на прогулку: воспитатель поет, дети подключаются – так одеваться веселей. Кроме того, раз в неделю у детей спортивное занятие в спортзале, один или два раза в неделю – дни поделок, раз в неделю рисование и раз в неделю музыкальное занятие. На спортивном занятии дети играют в подвижные игры, заодно учат что-то: цвета, цифры или песенки. Дней, когда дети делают поделки, довольно много. Ребятишки клеят, вырезают, рисуют и раскрашивают, а потом с удовольствием любуются тем, что получилось, и показывают свои поделки родителям. Примечательно, что воспитатели могут немного помогать ребенку с ножницами или клеем, но основную работу ребенок делает сам. Конечно же, все работы подписаны, и детям это тоже очень интересно и важно. Они хорошо узнают свои имена и имена других детей. Когда в группу приходит новый ребенок, дети с интересом смотрят, как пишется его имя. На рисовании дети много раскрашивают и рисуют сами, в-основном, карандашами и фломастерами. Иногда в ход идут кисточки и краски. Во время музыкального занятия дети берут себе простые музыкальные инструменты: трещотку, маленькие колокольчики, треугольник, ксилофон, маленький барабан, бубен или тамбурины и подыгрывают себе во время пения.
Гигиена занимает важное место в распорядке дня. Мыть руки, менять подгузники, умываться и переодеваться, если испачкался сам или испачкал одежду – это те моменты, которым воспитатели уделяют особое внимание. Каждый ребенок знает, где висит его полотенце, и с удовольствием им пользуется.
После обеда дети готовятся ко сну. Чтобы лучше спать, они берут с собой в кроватку домашние игрушки, а у самых маленьких есть какая-то домашняя или мамина вещь, она помогает им лучше засыпать. Обычно все дети спят, но если вдруг кому-то совсем не хочется, то можно просто тихо полежать и чуть раньше встать, не мешая остальным.
Могу сказать, что режим дня очень бережно сбалансирован: активные виды деятельности чередуются со спокойными, и дети в нем хорошо себя чувствуют.