LUX Helsinki 2018: дело не в мухоморах
...А ведь темнота тоже бывает красивой – когда в ней прячется свет.
Сергей Лукьяненко
В начале января я в Facebook выложила вот такую фотографию, сопроводив ее радостным комментарием "Ура"! На это друзья резонно ответили, что фото а) вызывает ассоциации с финским кладбищем на Рождество, б) кроме светящихся мухоморов они там ничего разглядеть не могут, и в) с чего бы эти самые мухоморы вызывают у меня такую радость – непонятно. Я обещала, что как-нибудь обо всем этом расскажу, ведь дело, конечно, не только в мухоморах.
Итак, каждый год мы с друзьями ходим в баню в январе нам организуют фестиваль света LUX Helsinki. К этому времени многим становится так тошно от темноты, что они готовы уже шахтерскую лампу носить на голове круглосуточно, так что идея просто прекрасная. Я о фестивале немного рассказывала вот здесь. В этом году LUX Helsinki 2018 представил очень насыщенную программу, но взял на вооружение понятие «ускорение жизни» и лозунг «кто не успел, тот опоздал». На фестиваль отвели 5 дней, причем только вечернее время, что для еще не оправившихся от новогодних излишеств людей стало тяжелым испытанием. По словам очевидцев, все эти дни по фестивальному маршруту ходили гигантские толпы людей, и подобраться к экспонатам было очень тяжело. Если вы оказались в числе тех счастливчиков, кто успел и не опоздал, и все увидел, можно дальше не читать.
Я очнулась от празднично-гостевого морока тогда, когда подруга упомянула о завтрашнем последнем дне фестиваля света. Что??? Но оказалось, что для таких слоупоков, как я, как раз в день закрытия фестиваля назначили утренний показ основных световых инсталляций. Радость? Радость! Вообще-то организаторы составили прекрасный план, сопроводив его инструкциями о том, в каком порядке нужно посещать экспозиции. По их задумке так должна была раскрываться внутренняя драматургия маршрута. Но до работы нужно было добраться быстро и использовать при этом последний шанс увидеть LUX хотя бы одним глазком. Поэтому маршрут пришлось скорректировать и пойти не из точки А в точку X, а из точки X в точку А. Простите, простите меня, дорогие организаторы, за попрание красивой идеи!
Желающих взбодриться утренним забегом по LUXовским местам в Хельсинки оказалось значительно меньше, чем людей с сильной волей, сумевших в январские праздники оторвать себя от салата Оливье, селедки под шубой и телевизора, но все же были такие. На пустой Сенатской площади мы посмотрели изумительную световую инсталляцию на Кафедральном соборе. Она была создана венгерским художником Ласзло Бордосом (László Bordos) с использованием музыки финского композитора Мики Вайнио из его альбома Konstellaatio. Завораживает. Официальное видео без дрожания и посторонней болтовни смотрим здесь.
Пробираясь к Эспланаде через Софийскую улицу я получила возможность ознакомиться с Темными идеями (Dark Ideas) британского художника Дункана Мэттьюса (Duncan Matthews). Идеи не остались незамеченными, хотя и были темными, и в утреннем мраке имели на это все шансы. Темная подоплека темных идей заключалась, видимо, в том, что если ты не читал заранее программу фестиваля и к тому же идешь в неправильном порядке, сначала ты какое-то время постоишь на темной Софийской, недоумённо глядя на длинный ряд невнятных фонарей у темной стены, пытаясь понять, на что же ты, собственно, смотришь. И вдруг ты соображаешь, что а) это не фонари, а проекторы, б) смотреть нужно не на них, а на старинное здание напротив, в) для этого придется покрутить шеей на манер льюискэрроловской Алисы когда у той, собственно, только шея и осталась. Очень красивые Темные идеи. Радость? Радость!
Бегом-бегом к Эспланаде, потому что там что-то блестит и посверкивает. «Сахарный куб» (Sokeripala), работа профессионального светодизайнера из Финляндии Tülay Schakir. Что тут скажешь – это просто космос какой-то. Кстати, в программе фестиваля указано, что этот арт-объект можно было смотреть еще с помощью приложения дополненной реальности от Arilyn, кто-то смотрел? Было бы интересно узнать, чем же еще решили дополнить эту и без того наполненную светом, цветом, тенями и бликами сахарный кубик.
Дальше бодрым спортивным шагом топаю через парк Эспланада, где в этом году была экспозиция "Все подряд" Микрогалерея (Mikrogalleria): творения разных светохудожников на свободную тему. Интересных было много. Мне очень понравился Blink, приветливый глаз на палочке: если на него посмотреть, он тебе кааак подмигнёт, и хорошо, что об этом предупреждали заранее и крупными буквами!
Дальше неправильный мой маршрут вывел меня мимо пожарной станции Erottaja, величавой в неоновых лучах света, к Музею архитектуры и Музею дизайна и прямо во дворы, где на стенах зданий нам напоминают о Роли времени (Ajan rooli) (видео нашла в Youtube). Ну и теперь вспоминаем самое первое фото. На этом фото Парк ламп (Lyhtypuisto), важная часть фестиваля, который в этом году разместился прямо у меня перед носом, в Koulupuistikko. Сотню ламп удалось рассмотреть абсолютно спокойно, понемногу, в течение нескольких дней LUX, и даже понаблюдать за тем, как их потом убирали. Так что дело не в мухоморах, а в том, что ленив человек, и радуется, когда гора сама идет к Магомету.
Создавали эти лампы студенты и ученики Университета Aalto, школы им. Алексиса Киви, лицея Каллио и Художественной школы Хельсинки. Создавали, как водится, из чего угодно, используя при работе свет как ключевой элемент. Я безмерно восхищаюсь фантазией ребят: как оказалось, лампу действительно можно скреативить из чего угодно.
После всей этой утренней беготни по маршруту LUX Helsinki 2018 осталось горячее пожелание организаторам все-таки добавить фестивалю пару дней, а лучше три, а еще лучше – и всю неделю. Потому что было хорошо, но мало. И еще потому, что все это хочется рассматривать спокойно, приятно проводя вечер в компании друзей, идя другим правильным путём и ощущая, как нарастает внутренняя драматургия маршрута, как и было задумано. А вы как считаете?
P.S. При написании статьи ни один мухомор не пострадал.
Комментарии