Дошкольное и начальное образование в Финляндии
Автор Милла Синиярви
Близится Рождество. Вчера выпал первый снег. Эти два события, пожалуй, самые важные сегодня. Что может быть лучше ожидания праздника? И первого снега?
Очень скоро дети будут петь:
Рати рити ралла, вот и пришла наконец зима.
С метелью в прическе, в серых носках и в плаще из снега.
Рати рити ралла, это и есть зима.
Рати рити ралла, откуда она появилась?
С Севера, с горы,
Из страны Лапландия.
Рати рити ралла, именно оттуда.
Рати рити ралла,
Что же она натворила, эта зима?
Заколдовала леса,
покрыла льдом озера.
Рати рити ралла, вот какая она сильная.
Рати рити ралла, хорошая зима:
деткам можно кататься на лыжах,
коньках и распевать веселые песенки.
Рати рити ралла, спасибо тебе, зима!
Можно, конечно, мечтать о солнечных странах и островах, где круглый год цветет весна. Можно даже ездить туда на каникулах. Но все-таки настоящую зиму, со снегом и морозцем, нельзя променять ни на какие радужные мечты.
Представьте, что сейчас вы находитесь в доме, уютном и надежном. Сидите в комнате с книгами и кошкой, а за окном снег. И никуда не надо спешить, ехать, опаздывать, извиняться, оправдываться. Порою, конечно, хочется вырваться на свободу, но не сейчас, когда идет снег.
В такое время нужно рассказывать детям сказки. Ну вот, например, про то, как...
Маша и Катя ждали снега, Рождество на дворе. Они всегда лепили снежную бабу, в сочельник она красовалась у их домика, птицы кружились, баба отгоняла метлой, стараясь быть серьезной. Снежинки ложились на дно ведра, ее головного убора. Морковка - нос - становилась мокрой, баба чихала, но все равно сохраняла торжественность, ведь праздник! А в эту зиму снега не было совсем. "Я не верю, что в эту страну забредет Рождество", - сказала Маша, а Катя просто развела руками. "Что-то происходит непонятное ", - решили девочки и стали думать, как спасти святой праздник.
Вспомнили, что в огороде стояло пугало. Дедушкина шляпа была крепко привязана к снопу соломы, клетчатый плащ прикреплен к палкам, прибитым крест накрест. Розовые бабушкины панталоны казались настолько вызывающими, что дрозды в испуге замирали и не трогали красную смородину. Сейчас пугало терзали только ветер и дождь, зверье давно привыкло к этой жалкой фигуре. А что, если укутать страшилище белыми простынями, набить соломой, перевязать веревками, пришить нос-морковку, пуговки настоящие, бабушкины, крупные, метлу позаимствовать в сарае, ну пусть будет хоть такая, ненатуральная снежная баба? И принялись за дело. Деревянный остов чучела был намертво вбит на задворках, девочкам пришлось орудовать прямо там, далеко от дома. Но в этом оказалась своя выгода: никто из взрослых и не заподозрил о новом проекте. Солому достали из дедушкиного парника, он заготовил ее для кабачков, девочки одолжили до весны. Чего только не нашли они в оставленной на зиму теплице: и разные веревочки, которыми бабушка подвязывала георгины, и ящик с разноцветными лоскутками. Девочки выбрали оранжевые полоски, если сшить чулок и набить ватой, получится нос-морковка. Обнаружили и бархатную шапочку, бабушка уверяла, что ее боятся комары, поэтому на прополку выходила только в ней. За веником из ивовых прутьев далеко не пришлось ходить, девочки привязали его к палке от старой тяпки, великолепная метла вышла! Все предоставила чудесная теплица, кроме простынок или какой-нибудь белой ткани. Пришлось Маше с Катей извести свои собственные, уже без возврата. Две простыни пошли на туловище, а из наволочки, правда в розовый цветочек, получилась голова. Ну и пускай будет розовая, как будто в веснушках! До самых сумерек трудились выдумщицы: вязали, набивали, укрепляли, пришивали. Глазки бабе фломастером подвели, губы помадой, такая красавица получилась...Маша сказала, что надо шепнуть ей волшебное слово, чтобы не страшно было стоять без них ночью. Обняли на прощание, поцеловали и приказали бабе-чучелу стоять крепко, не двигаться никуда.
Вот красуется она ночью одна в растерянности: то ли огород охранять, как раньше, то ли снега ждать. Ведь поздравили ее девочки с наступающим, одарили щедро и пожелали превратиться в настоящую снежную бабу! Стоит, смотрит на луну. А та улыбается, как будто все знает. Попросила баба припорошить ее, только совсем чуть-чуть, серебристыми блестками. Луна дунула, пошли снежинки, запорхали, закружились - и прямо на бабу. Утром девочки прибежали на огород и поняли, что свершилось чудо – Рождество наступило и подарило им снеговика. Глазам не верили: перед ними была толстая, важная, белая пушистая баба с морковкой, метлой и в шляпе! Только по бархату признали девочки свое пугало.
С тех пор Маша с Катей стали верить в рождественские чудеса. Но сказка еще не закончилась. Зима выдалась на редкость ветреной. Холодно соломенной бабе. Птицы забираются под шляпку, клюют в голову. Одна пичужка замерзать стала, пожалела ее баба, отдала насовсем свой бархатный убор. Птичьи родственники забрали, в лес утащили. Луна нахмурилась, но ничего не сказала. Заяц несчастный сидел часами у ног снеговика, жадными глазами на морковку смотрел, думал, настоящая. Пожалела голодного, нос отдала. Схватил косой корнеплод и пустился со всех ног. Луна за тучу спряталась, от недовольства. Пока ее не было, баба и метлу подарила лосю. Он заявился нежданно-негаданно, уставился удивленными глазами на длинную палку с прутьями, решил, что дерево новое выросло, вкусное, наверное! Снежная баба ухмыльнулась и дала поиграть, а лось и утащил метлу к себе на гору. Обиделась луна и не стала больше посылать свои блестки на пугало. Ведь нельзя подарочки передаривать!
Прошло Рождество, а снег так и не выпал. Всеобщее потепление на планете, так говорили в школе. Девочки совсем запутались, и про бабу забыли, на огород больше не прибегали. Наступила весна, обтрепал ветер всю солому, разнеслась она по дачным участкам через дырки, которые птицы сделали в туловище бабы. Загрустила она, худеть стала. Только солнышко одно понимало пугало. В благодарность ему решила баба и последнее добро свое отдать: большие пуговицы с живота. Они все равно болтались без дела, так хоть пусть кому-то пригодятся. Подумала и подарила сорокам, они любят блестящее! Модницы в один миг пуговицы растащили и даже балахон сорвали. Однажды обнаружил дедушка пропажу соломы, а бабушка не нашла своей антикомаринной шляпки, да и многое другое по-волшебному исчезло в доме, включая постельное белье. Пришлось девочкам рассказать правду. Отправились они все вместе на огород, чтобы постельные принадлежности и садовый инвентарь, по выражению рассерженного дедушки, забрать у бабы. А там кроме деревянного креста ничего и не оказалось! Заплакали девочки. А бабушка говорит: "Не ревите, не на кладбище, лучше новое пугало сделайте, ведь лето на дворе". И построили все вместе новое чучело, лучше прежнего, на всякий случай назвали Снежинкой, чтобы снег к Рождеству все-таки выпал...