Всё о Финляндии


Легкий понедельник - 3. “Выходные в кругу семьи - это возможно?”.

Здравствуйте, мамы и папы! Сегодня понедельник, и один из больших вопросов от пользователя Мамаижена наконец, дождался своего ответа. Я бы хотела поделить этот ответ на две части, так как затрагивает он две области - семейный досуг и супружеское “время_для_себя”. Сегодня поговорим о семейных выходных.

А вот и сам вопрос:

Всю неделю планируешь уделить внимание детям на выходных, вместе поиграть, сходить куда-нибудь, а к концу недели понимаешь, что накопилось куча неотложных дел и в результате приходится "откладывать" детей на следующие выходные. А ведь еще у нас есть мы. Романтики-то тоже хочется. А может, у всех так и это нормально? Или есть выход?

e662b00454c1207acd9b21b956b1e775

Дорогая Мамаижена! В первую очередь хочется спросить, что именно вы считаете “неотложными” делами? А во вторую - что, собственно, откладывается?
Давайте учиться расставлять приоритеты, и учить этому детей. Я не сторонник “детоцентрированной” семейной системы, иначе как наши малыши научатся заботиться о других, жертвовать сиюминутными желаниями ради чего-то важного?
Но время, проведенное всей семьей, вместе - не только объединяет родителей и детей, но и закладывает на будущее образ семьи, по которому ваш ребенок будет строить уже свои, взрослые отношения. Поэтому, если неотложные дела - это срочно починить сломавшийся шкаф, или съездить к заболевшей бабушке помочь по хозяйству, то рядовая прогулка с детьми в зоопарке, мне кажется, вполне может подождать. С другой стороны, если ребенок уже не младенец, то и со шкафом, и с бабушкой он вполне может посильно помочь. Значит, так и говорим: “Солнышко, мы собирались сходить в зоопарк, но у бабушки радикулит, ей очень плохо, кроме нас помочь некому, так что давай съездим к ней, сварим ей супчик/помоем пол, а вечером дома придумаем что-нибудь интересное - испечем печенье или сыграем в монополию, давно уже собираемся. Идет?”.

Что слышит ребенок:
1. Вы помните о ваших планах. То есть, не просто отмахнулись и забыли.
2. Вы отменяете развлечение ради серьезной задачи. Аргументируя, почему именно она сейчас на первом месте.
3. У вас есть четкий план, как именно вы собираетесь решать проблему, какие конкретные действия собираетесь предпринять.
4. Вы помните, что сегодня выходной и собираетесь уделить время и ребенку лично. Возможно, он не захочет печь печенье, но в зоопарке вечером звери уже спят, а что еще интересного он хотел бы сделать?

Хорошо, а если все не так печально, бабушка здорова и шкаф на месте? Знаете, в разных семьях приоритеты разные, кто-то просто не может жить в квартире, где два дня не мыт пол, кому-то принципиально именно в субботу стирать накопившееся белье… Тогда может помочь жесткое (в разумных пределах) планирование. Вешаем на холодильник расписание, обязательные домашние дела вписываем сразу, запланированный поход в зоопарк - красным карандашом, а все остальное - согласно важности и только в свободные строчки. Почему “жесткое”? Психологически проще знать хотя бы примерно, что ты планируешь делать в ближайшее время. Это разгружает мозг и дает возможность не тратить силы и эмоции на простые, ежедневные действия, они того не стоят. И избавляет от неожиданностей, то есть, например, если завтра запланирована уборка, то маникюр, вероятно, лучше делать не сегодня. Почему тогда “в разумных пределах”? Потому что все мы люди, случаются и форс-мажоры, и болезни… Да и что-то новое может появиться. Что стоит пересмотра планов. Например, собирались в зоопарк, а тут неожиданно увидели объявление о детском мастер-классе в музее. Это стоит обсудить всей семьей, правда? “Смотри, мы собирались в зоопарк, но в эту субботу есть вариант: можно пойти в музей и слепить свой собственный глиняный кувшин, как в древности. Что тебе больше хочется? Если выберешь музей, то в зоопарк пойдем в другой раз, когда там у нас следующая свободная суббота?”

Итак, что видит ребенок в ситуации с расписанием?
1. Существуют вещи, которые нужно делать, и лучше - регулярно. Большой беды нет, если человек вырастает с представлением, что хотя бы раз в неделю неплохо бы делать уборку в комнате. К тому же, мы с вами знаем, что чем чаще ее проводить, тем меньше она пугает своими масштабами. Ребенок не будет в ужасе убегать при слове “уборка”, это же замечательно!

2. Ты сам влияешь на свое свободное время - когда и как ты его будешь проводить. Можно освободить целый день, но для этого надо переделать запланированное заранее, то есть ничего не дается просто так. Можно и наоборот, но потом дела накопятся.

3. Интересы ребенка (тот самый поход в зоопарк) семья учитывает, и они занимают вполне определенное место, довольно важное (вон, видите, красненьким вписано).

4. Известная истина - ожидание удовольствия его только увеличивает. Каждый раз, заглядывая в семейное расписание, вам приятно вспоминать, что в субботу у вас намечено что-то интересное.

5. Единственное, о чем надо помнить - учитывайте возраст ребенка и не переборщите с этим ожиданием удовольствия, памятуя о форс-мажорах. “Да, если все пойдет, как мы планируем, в субботу пойдем в зоопарк”. Приучайте детей, что 100% гарантии в нашей жизни не может дать никто и не на что. Разве только на вашу любовь к нему.

И последнее. Опять о приоритетах. Дел накопиться может очень много, в большой семье можно бесконечно что-то делать, и когда доходит очередь до последнего - первое уже опять требует внимания. Но, давайте подумаем: вот если бросить сейчас все эти мелочи и пойти с детьми на улицу, просто потому, что светит солнышко и тепло, мир рухнет?

Ну что ж, у нас впереди целая неделя, давайте запланируем на ней что-то приятное и интересное. А в следующий понедельник поговорим о романтике у супругов с детьми. Да-да, она бывает!

Присылайте ваши вопросы в лс или на почту.

Ваш семейный психолог,

Надежда Бережная.

Группа “Сказка, написанная тобой” в Фейсбуке, ВКонтакте.

Запись на консультацию:

Nadezhda.berezhnaya@gmail.com

Картинки из интернета.

Легкий понедельник - 2. “Улыбаемся и машем”.

Дорогие родители, сегодня опять понедельник, и ответы на новые вопросы от родителей.
Наша сегодняшняя тема волнует многих родителей малышей - как помочь ребенку в адаптации к садику? Разные родители придерживаются различных подходов. Но вопрос от Елены поможет нам конкретизировать разговор.

Надежда, доброе утро! У меня вопрос для рубрики "лёгкий понедельник". Мы перешли в новый садик, и сейчас идёт процесс привыкания ребёнка к новым условиям,обстановке. Ей 2 г.6мес. До летних каникул ходили полгода в другой сад. Вопрос:  как "прожить" процесс привыкания к новому саду наименее безболезненно для ребенка и мамы,😊  как правильно вести себя маме при расставании с ребенком утром в группе? Спасибо.

 

oYOpPLohvF8


Ну, давайте начнем с того, что за лето многие малыши могут и забыть садик. Иногда даже “как страшный сон”. То есть, не нужно рассчитывать, что малыш все вспомнит и адаптация ему не потребуется. Тем более, если речь идет о новом садике - другие дети, воспитатели, обстановка.

Значит, первое: по возможности стараемся смягчить ему переход от летних каникул к садиковским будням. Если получится, то начинаем практически с начала: постепенное погружение, прогулки с мамой, неполный день... И, опять же, смотрим по ребенку - если он легко воспринимает новую обстановку, вспомнил, как это - ходить в сад, то отлично, радуетесь за ребенка, а я - за вас.

Второе: если малышу сад, в принципе, нравится, и по отзывам воспитателей он себя там чувствует хорошо, но момент расставания утром с мамой для него печален, можно попробовать сделать следующие вещи:

- Ритуал расставания в садике. Ритуал не должен быть долгим, но обязательно повторяющимся каждый раз, и быть именно прощальным. То есть, ребенок должен знать - все, после этого мама сразу уходит. Можно присесть перед ребенком, поцеловать и сказать: “До вечера”; придумать вместе с ним какой-то “садиково-прощальный” стишок и хором его читать перед уходом; ребенок может махать маме из окна группы (обязательно предупредите воспитателей). Ваша фантазия вам в помощь! Главные правила - постоянство и конечность. Постарайтесь избегать “Мам, а еще я хочу….”, иначе какой же он прощальный?

- Дополнительное время. Заложите чуть больше времени утром на поход в сад и переодевание там. Если для ребенка важно спокойно и обстоятельно переодеться, то суета и раздражение явно добавят и ему, и вам отрицательных эмоций.  
- Привлечение папы. Некоторым малышам расставаться с папой проще, чем с мамой. Если есть возможность, можно попробовать такой вариант, и с папой у ребенка будут свои ритуалы. Кстати, не пытайтесь повторять друг друга, малыши обязательно найдут неточности и прощание рискует затянуться.

Важно упомянуть также о режиме буднего и выходного дня, утреннем осознанном настрое, но об этом (и многом другом) мы поговорим на ближайшей встрече для родителей дошкольников. О дате и времени будет сообщено дополнительно здесь.

Третий момент, о котором хочется напомнить. Расспрашивайте ребенка. Общие вопросы “Как прошел твой день?” “Чем вас сегодня кормили?”, конечно, могут быть информативны, если ребенок уже умеет пространно рассказывать обо всем. А если нет? Открытые вопросы “А что вы делали после еды?”, “А какого цвета был у тебя пластилин? А у Маши/Пекки/Мохаммеда?”, “С кем ты играл сегодня? Во что?” не только дают вам массу информации, не только тренируют язык ребенка, но и формируют ваши с  ним доверительные отношения. К подростковому возрасту (а наступит он гораздо раньше, чем вам кажется) эта привычка обсуждать с вами прошедший день будет очень полезна. Часто пишут о необходимости спрашивать о чувствах ребенка. Это очень важно, но тут надо постараться не переусердствовать. Тем более, если мы говорим о малышах. Вопрос “Что ты почувствовал, когда у тебя отняли ведро с совочком?” с непривычки может поставить ребенка в тупик. Но если он пожаловался, вы можете сказать “Да, это, наверное, очень обидно! А что произошло потом?”.
И, да, дорогие родители, надо выучить имена его друзей. Иначе вся послесадиковская беседа будет посвящена выяснению “это кто? это тот, который….?”. Примерьте на себя, раздражает, не правда ли?

 

Интересный момент в вопросе - как маме пережить процесс смены садика? Да, часто самой маме сложнее “отпустить” ребенка, чем малышу привыкнуть, что полдня, а то и больше, он живет практически самостоятельной жизнью. И причины для беспокойства мамы могут быть самые разные: и сверхопека, и негативный опыт прошлого сада, и собственные детские переживания… То есть, если мама чувствует именно себя некомфортно, отдавая ребенка в сад, я бы предложила разобрать уже с ней, индивидуально, этот момент. Но самое важное, о чем должна сказать: как бы вы сами ни переживали и ни беспокоились, необходимо помнить, что ребенок смотрит на вас, слышит ваши разговоры с мужем, подругами и бабушками, видит ваше лицо, когда вы говорите о садике.

Так что, четвертый, и, пожалуй, самый важный вопрос - ваше отношение к садику. Конечно, не стоит преподносить ребенку сад как праздник-каждый-день; столкнувшись с реальностью - определенные требования, отношения с другими детьми, другой режим - он почувствует себя обманутым. Но слыша ваши опасения, вздохи: “Как же он там, на новом месте?”, нервные вопросы к воспитательнице и видя ваше обеспокоенное лицо утром и вечером, ребенок вправе задуматься: “А нужно ли идти в такое непредсказуемое, полное опасностей, место? Если мама так за меня волнуется, для этого должен быть повод? Попробуем его поискать!” И, поверьте, с таким настроем сможет найти.
Так что, как говорили известные пингвины: “Улыбаемся и машем!”. Из окна дома или в окно садика. Ведь сегодня вашего ребенка, наверняка, ждет что-то интересное. Давайте дадим ему возможность это интересное увидеть?

 

Присылайте ваши вопросы в лс или на почту.

Ваш семейный психолог,

Надежда Бережная.

Группа “Сказка, написанная тобой” в Фейсбуке, ВКонтакте.

Запись на консультацию:

Nadezhda.berezhnaya@gmail.com

 

Картинка из интернета.

“Легкий понедельник”-1. И снова о них, любимых.

Здравствуйте, дорогие родители!
Как и обещала, начинаем наши заочные консультации по понедельникам.
Вопросов поступает много, будем разбирать их потихоньку.

Интересный вопрос поступил от мамы 8-летней девочки Сони, и, хотя речь в нем идет о летнем отдыхе, проблема актуальна и весной, и осенью, и даже зимой.

На улице отличная погода, но моя дочка не хочет выходить на улицу. Я думала, что ей скучно во дворе, большинство ребят разъехались, но сейчас мы и сами в отпуске, самое время загорать и купаться, но нет - на улицу только за уши. Что это может быть?

Признаться, в голове у меня возникло множество вариантов, были там и стеснительность, и предположения о медицинских проблемах, но, к счастью, мама продолжила: “...охотно идет на улицу, если разрешаю взять с собой планшет. Правда, и с ним, больше на месте сидит, но хоть воздухом дышит!”

Ага, понимающе киваю я, вот она - проблема современных родителей.

images1 2


1. Начнем с себя?

Те, кто был на моих встречах и лекциях для родителей, или читал мою статью “Чем гаджеты считать, трудиться”, наверняка вспомнят главное правило: Начинайте с себя!
Глупо ожидать, что любой ребенок, только попав на берег моря, или просто на солнечную июльскую площадку, моментально найдет себе занятие на пару ближайших часов, пока мама загорает, уткнувшись в телефон. Да, дети умеют занять себя, если их этому научили. Вот, мама и учит, непосредственно сейчас. Даже на примере своих, довольно взрослых уже, детей, я вижу - гораздо охотнее они играют и плавают, если я принимаю в этом участие.

2. Не ждем невозможного.

С другой стороны, мне жаль затюканных родителей, движимых чувством вины и через силу, днями напролет, развлекающих детей. Ребята, хочется сказать им, вы уверены, что то, что происходит сейчас с вами - это отдых? Нет, правда? Если ваш ребенок уже привык постоянно держать в руках телефон или планшет, почему вы думаете, что при смене места и климата он автоматически откажется от привычного? Да и нужно ли это?

3. Совмещаем приятное с… приятным.

Мы с вами взрослые и умные люди, и можем найти баланс между классическими представлениями об отпуске и современной реальностью.
Вы всей семьей поехали путешествовать и смотреть интересные места? Отлично! Положите телефон в карман и посмотрите вокруг. Обсудите с ребенком непривычную архитектуру, ландшафт, местный образ жизни. Появился вопрос? Гугл нам в помощь, в интернете есть не только игры.  Ваш ребенок уже не совсем ребенок? Здорово, помогите ему запостить в Инстаграмме удачное фото. Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. Можно пытаться сопротивляться этому из последних сил, мытьем или катаньем отваживать от них детей. Или принять это как данность и извлечь пользу.
Так что, дорогая МамаСони, с ребенком вполне можно договориться: сейчас мы вместе идем гулять, потом обедаем, а потом мама отдыхает, а ты играешь на планшете. От вас зависит, будет ли интересно ребенку на прогулке. И то, что я говорю всем родителям - расслабьтесь, у вас современный ребенок, странно пытаться воспитывать его точно так же, как воспитывали нас с вами. Они другие, не лучше и не хуже. Просто наши и самые любимые.

images


Присылайте ваши вопросы в лс или на почту.

Ваш семейный психолог,

Надежда Бережная.

Группа “Сказка, написанная тобой” в Фейсбуке, ВКонтакте.

Запись на консультацию:

Nadezhda.berezhnaya@gmail.com

Кадры из мультсериала "Обезьянки".

"Легкий понедельник".

“Понедельник - день тяжелый”. Довольно часто на это жалуются родители малышей и школьников, ведь впереди не только новая рабочая неделя. По словам родителей, выходные, от которых ожидал отдыха и расслабления, приносят напоминание о нерешенных проблемах, обнажают сложности в отношениях с младшим поколением, фактически - являются источником дополнительного стресса.

Наверное, этим и объясняется понедельничный наплыв звонков и писем семейному психологу от родителей. Чаша их терпения переполняется, и приходит четкое понимание того, что нужна помощь специалиста, самим уже не справиться.

Конечно, каждый случай индивидуален, но я стала замечать, что некоторые вопросы можно объединить в группы, и краткие ответы на них могут помочь многим родителям до некоторой степени “снять напряжение” в семье, “дожить” до полноценной консультации.

С августа открываю постоянную рубрику “Легкий понедельник”.

Присылайте ваши вопросы, а я постараюсь ответить на них. Уверена, постепенно выходные с семьей будут приносить вам только хорошее настроение. Как, впрочем, и вся остальная неделя.

Ждите первые вопросы/ответы в следующий понедельник, 7 августа!

 

Ваш семейный психолог,

Надежда Бережная.

Группа “Сказка, написанная тобой” в Фейсбуке, ВКонтакте.

Запись на консультацию:

Nadezhda.berezhnaya@gmail.com

Zl7zXTa aSw

Картинка из интернета.

Художник? Творец!

Мне нравится бывать в музеях современного искусства, и в Финляндии для этого масса возможностей - выставки не устают сменять одна другую. Различные инсталляции, новые решения… Интересно рассматривать это и пытаться представить, о чем думал автор? Что хотел сказать? Да как вообще у него в голове это все устроено, чтобы придумать такое?

Когда моя дочка поступила в художественную школу, мне, воспитанной в классическом понимании слова “живопись”, грезились мольберты, тюбики с красками и коллективные выезды “на натуру”, какие я многократно наблюдала в парках Питера. Прошел год, бархатный берет в дочкином гардеробе не появился, спотыкаюсь дома обо что угодно, но на тюбики не наступаю, зато дома ребенок регулярно рассказывает, как они коллективно рисуют плакаты о мире, складывают из спичек небоскребы и вышивают украшения для футболок.

В конце учебного года родителям (и всем интересующимся) школа дает возможность убедиться - год прошел не зря, посмотрите, чем наши 7-9 классы занимались!

18679216 1463664003655962 1816347137 n

На этой неделе в нашей школе, Meilahden yläaste, проходит самая настоящая выставка. Почему настоящая? Да потому, что многие экспонаты, без ложной скромности, вполне могли бы занять достойное место в Киасме (Kiasma), никак не отличаясь от работ известных современных авторов. Тут и графика, и живопись, и фотография, и дизайнерские работы технического класса. Да что рассказывать, посмотрите сами, что делают в Финляндии дети 14-16 лет, если не загонять их творчество в жесткие рамки.

erV53tzV0y8

91A3JMT25ME

azj5mTdbAOo

l1BYu5A9ZbE

 

 

NP58C ut8fg

w5MelJk tkY

nMaslreeu3g

8rqGyUyAxSc

SIREblIEseI

 

Ушли мы с мужем удивленные - сложно представить, что наши дети, еще недавно совсем малыши, способны ТАК видеть и ТАК выражать свои мысли, чувства и эмоции.

Я совсем не отрицаю классику, она должна быть, этому нужно учиться! Но, мне кажется, свобода в самовыражении, в творчестве - залог уверенности в себе, в своих силах. А ведь это так важно в нашей жизни, и именно ее - уверенности - мы хотим своим детям, не так ли?

Если вам тоже стало интересно рассмотреть все это поподробнее и составить свое мнение - еще есть возможность! Выставка еще открыта в пятницу, 26 мая, с 14 до 19 часов, в нашей школе, по адресу: Meilahden yläasteen koulu, Kuusitie 12, 00270 Helsinki.

Вход, разумеется, бесплатный, а новых впечатлений я вам обещаю множество!

Фото автора

Вход на сайт