У каждого из нас бывают ситуации и состояния, когда стоит обратиться к психологу или психотерапевту: тягостные переживания (например, страх или тревога), чувство беспомощности, ощущение бессмысленности жизни или др. Мой пост сегодня – это поиск ответа на вопрос: стоит ли в Финляндии обращаться к «рекомендованному» психологу, услуги которого для меня бесплатны (оплачиваются социалом), или правильнее обратиться к «платному» психологу, работающему на русском языке?
Психолог – это специалист, который помогает словом, приводит человека к пониманию себя и своих отношений с окружающими и к гармонизирующему переосмыслению, «лечит» без лекарств. В одном из блогов Мария привела замечательный рассказ о том, что психолог помог «переключить» стремление к похудению любой ценой на спокойное отношение к себе как к нормальной.
Расскажу и я о своём опыте. Надеюсь, что это кому-то поможет!
Переезд в другой страну, в том числе и «близкую» Финляндию вызвал поначалу душевный подъем, однако позже, привёл к значительному стрессу! Непонятный язык окружающих, которые, возможно, обсуждают тебя; постоянное напряжение от незнания принятых норм; разочарование от того, что тебя «кинули» русскоязычные или финны и многое-многое другое!
Такой стресс остро переживала наша младшая дочь-подросток. Переехав вместе с нами в Финляндию, она была принята в адаптационный класс, в котором вместе с другими детьми-иностранцами учила финский язык. Приятелями у нее были ровесница-хорватка и младшеклассник-россиянин.
Регулярно мы, как и все другие родители, ходили в школу на индивидуальную встречу с учительницей по поводу продвижения и успехов нашей дочери – это обычная практика всех финских школ. Во время одной из встреч учительница рассказала, что дочь часто на уроках «отключается» и не слушает заданий. Предложила встретиться со школьным психологом.
Психологом оказалась женщина бальзаковского возраста, по внешнему виду напоминающая типичную медсестру из поликлиники. Кроме нас она пригласила на собеседование учительницу и официального переводчика, расспросила нас о дочери и аккуратно записала все ответы в свои бумаги. В конце разговора психолог попросила учительницу привести нашу дочь. Первый вопрос, который психолог задала дочери при учительнице, был: «Скажи, тебе нравиться в школе?» Дочь промолчала. Лично я в этой ситуации также не смог бы ответить «нет»…
После окончания адаптационного класса дочь пошла в обычную школу рядом с нашим домом. Новая учительница на собеседовании сообщила, что дочь испытывает большие трудности в незнакомом коллективе – ведёт себя замкнуто, почти не общается с одноклассницами, ни с кем не подружилась. Нам снова предложили поработать со школьным психологом, который один на несколько школ, но готов оказать индивидуальную помощь нашей дочери. Мы согласились.
Школьным психологом оказался мужчина родом из Италии, хорошо владеющий не только финским языком, но и английским. В первый раз он приехал к нам домой, и, общаясь по-английски через нашу старшую дочь и по-фински через сына, нашел подход к младшей. Они стали общаться не только у нас дома, но и в школе! Вскоре дочь заявила, что хочет стать психологом и что читает много материалов по психологии! Она стала более уверенной, что у нее снизилось чувство тревожности от нахождения рядом с финскими ровесниками. Учебный год приближался к концу, и вдруг случилось ЧП!
Однажды утром дочь закрылась в туалете и не пошла утром в школу! Что случилось? Что делать? «Пойдёшь ко второму уроку! Пойдёшь к третьему уроку! Пойдёшь к четвертому уроку!» - говорилось ей через дверь каждые пять минут. Но она продолжала отсиживаться, пока время учебного дня не закончилось.
Отмечу, что туалеты в Финляндии – это целые комфортные комнаты с душем, столиком и с внутренним выключателем света. Привыкнув к этому, меня сейчас дико удивляют туалеты в российских квартирах – заходишь внутрь и, обшарив все стены, не находишь включатель света!
Итак, дочь просидела в туалете целый учебный день и вышла ровно после окончания времени последнего урока. На распросы она не отвечала, кушать не просила, прошла в свою комнату и легла спать. Позже, ночью, она проскользнула на кухню и бренчала посудой. На следующий день, когда замок в туалете был заранее снят, дочь целый учебный день пролежала в постели. «Ненавижу эту школу, и никогда туда не пойду», - заявила она вечером, хотя до конца учебного года оставался целый месяц.
Пришлось звонить в школу и говорить, что дочь приболела. Думали, уговорим, надавим, лишим радостей, типа смартфон и планшет - пойдет. БЕСПОЛЕЗНО! Дочь в эту школу больше ни разу не пошла! Целый месяц каждое утро мы будили дочь и начинали готовить к школе – иногда она завтракала и собиралась, но в нужное время из дома не выходила, в другой раз – сидела на постели в своей комнате и отключалась от внешнего мира. Представьте себе эту ситуацию – каждое утро одно и то же! Изо дня в день! Днём и вечером – ожидание следующего утра! Естественно, у каждого из нас – родителей и детей – копилось напряжение, прорывалось раздражение, нарастал стресс!
Ни смартфона, ни планшета, ни большинства книг на русском языке – всего этого у дочери не стало, но это не помогало. Дочь у нас волевая, если не сказать упрямая! Моральное давление успешно игнорирует – спасибо авторитарным учителям в российской школе. От бессилия хотелось уже отшлёпать, но физически наказывать – такого у нас в семье не было никогда, к тому же сами знаете – здесь Финляндия…
При этом программу дочь начала изучать самостоятельно, учебники переводила с помощью мамы. Учительница пошла нам навстречу – провела годовые контрольные у нас дома. Лист с отметками пришёл к нам по почте. Почти все отметки были наивысшие!
Мы решили, что будем менять школу, найдя такую, где у дочери будут русскоязычные сверстники. Для этого в августе мы переехали в другой город, где я пошёл к знакомому директору, и мы составили план адаптации дочери в новой школе. Всё было сделано профессионально, в том числе, что начинать учиться она будет с 12 часов дня, а не с 9 как все. В первый день учебы дочь общалась с учителями и показала хорошие результаты на играх-тестах. Во второй – просидела в классе два последних урока на «безопасном» расстоянии от всех, а после школы позитивно рассказывала о новых впечатлениях. В школу она стала ходить на последние два-три урока, категорически отказываясь никуда не выходить из класса, в том числе в столовую.
Однако через несколько дней куратор школы из местного РОНО своим волевым решением поменяла комфортный режим обучения. Надо стало идти в школу к 9 утра. Понимая, что дочери трудно заходить в школу с толпой других учеников, учителя разрешили приходить в 9:15.
Привезя дочь на машине в первый раз в школу утром, мы столкнулись со старой проблемой: дочь заблокировала задние двери и не вышла! Сообщив об этом учительнице, мы нашли понимание: учительница пришла к нам и дала ей задание через окно. И снова началось: дочь то не может встать утром, отключаясь от мира, то добирается до двора школы, но внутрь не заходит. Учителя идут нам навстречу, дают ей задания во дворе школы! Проходит несколько дней, звонит директор, и, вызвав на встречу, заявляет: «Обязанность родителей – обеспечить присутствие ребенка в школе!» В тоже время куратор школы из РОНО запрещает учителям давать задания на дом и проверять их выполнение. Итак, дочь дома, учеба остановилась, каждое утро – нервотрёпка, каждый вечер – ожидание нервотрёпки, бессонница.
Сейчас я понимаю, что вся эта ситуация меня дико вымотала. Но тогда, я уже плохо соображал, был готов «лезть на стенку». К счастью, у меня произошла встреча с психологом из Питера.
Психологом, точнее психотерапевтом оказался крупный мужчина, очень контактный, вызывающий доверие. В своей работе он использует «кинетический песок» - материал типа морского влажного песка, разработанный несколько лет назад в Швеции. Психолог приехал по приглашению моих коллег и провёл однодневную групповую встречу со специалистами помогающих профессий (соц.работники, психологи, учителя, врачи) и мамами.
В другом посте я подробно расскажу, как велась психологическая работа, а здесь скажу лишь, что в моем сознании произошло просветление: ЧТО ВАЖНЕЕ – заставить ребёнка любой ценой ходить в школу ИЛИ обеспечить получение стандартного образования? Если до работы с психологом для меня, безусловно, важнее было первое, то после – второе! Есть же формы домашнего обучения! Экстернат, обучение приходящим учителем, обучение родителями!
Итак, опыт работы с «назначенными» и с «платными» психологами: первые используют не родной для меня язык, вторые – совершенный русский. В случае, если психологи смогли установить доверительные отношения, от них приходит определенная помощь. Первые – помогают не только в снижении остроты психического напряжения, но и делают официальные заключения, организуют приезд официального переводчика. В моем опыте, психолог-итальянец помог нашей дочери на время стать увереннее, однако, сконцентрировавшись на проблеме посещения ребёнком школы непроизвольно, по факту, усиливал внутрисемейное напряжение. Русскоязычный же психолог стоил нам определенных денег, но реально очень помог! Как результат – внутрисемейное напряжение исчезло, мы все стали спокойными и «трезвыми», появилось виденье перспектив!
Есть ли у Вас опыт работы с психологами в Финляндии? Были ли это «назначенные» или «платные» психологи? Какие результаты были у Вас?
Пишите! Нам есть что обсудить!
Ваш, Эдуард