Просто о спорах в Финляндии
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
Как известно, во многих договорах пишут в последних пунктах, что "споры решаются путем переговоров, а при недостижении согласия - в суде таком-то".
У меня был случай, когда две финские фирмы почему-то договорились решать споры в суде Эстонии. И это при том, что страховки судебных издержек oikeusturvavakuutus у них финские, а финская страховая не оплачивает судебные издержки, если они не в Финляндии. Вопрос: зачем тогда платить страховки, если Вы не предполагаете ими пользоваться? Это все равно, что платить Каско за машину и не ездить на ней.
Или, например, ко мне обратились люди с вопросом, как быть в ситуации, если выставлен непонятный счет, но не хочется спорить и ссориться с фирмой, которая этот счет выставила. И тем более судиться. Тут единственный ответ - договариваться.
Самое интересное, что и эта фирма обратилась с вопросом, как объяснить клиенту, что услуга оказана, и счет надо оплатить.
Тесен мир у нас тут, в Финляндии. Именно поэтому мы должны уметь ДОГОВАРИВАТЬСЯ и четко формулировать свои доводы.
Помимо суда , решающего споры, есть еще (в некоторых странах) мировой судья, есть третейский судья. Есть еще медиатор, т.е. медиация как разрешение споров.
А я предлагаю просто учиться договариваться.
Недавно в суде наблюдала такую картину. Стороны подписали мировое соглашение. Одна из сторон выплачивает другой некоторую сумму компенсации. При этом каждая сторона оплачивает сама своих адвокатов. Сумма этой комменсации примерно равна судебным издержкам и оплате услуг адвоката. То есть, одна сторона потеряла достаточно крупную сумму, а другая осталась ни с чем после оплаты расходов.
Вопрос: Кто победил?! Да, адвокаты. Ни одна из сторон не выиграла.
Вопрос 2: Почему стороны не могли договориться?
Я предлагаю такой эксперимент, даже можно в рамках Союза русскоязычных предпринимателей Финляндии, как некоммерческой организации (не реклама), так как идея моя не является коммерческой, как минимум, на начальной стадии.
Если у Вас есть спор, например, неправильный/необоснованный счет или неоплата услуг, доверьте мне разрешить этот спор. Бесплатно (почти) для сторон. То есть каждая сторона подписывает бумагу, что она доверяет мне этот спор разрешить и будет выполнять принятое решение. Я знакомлюсь с делом и требованиями сторон и выношу решение. (Естественно, с обоснованием, почему так) И после этого стороны должны решение исполнить. Платой за разрешение спора будет то, что каждая из сторон должна будет потратить на благотворительность некоторую заранее согласованную сумму или количество времени на волонтерскую работу.
Например, одна фирма продала другой услугу на сумму 200 евро. Фирма-покупатель считает, что в счете завышено число часов, потраченных на оказание услуги, поэтому счет оплачивать отказывается. Фирма-продавец утверждает, что у нее были адекватные причины оказывать услугу именно это количество часов.
Если фирма-продавец пойдет в суд, то заплатит 500 евро за рассмотрение дела, не менее 500 евро адвокату, а также около 200 евро переводчику, т.к. вся переписка с клиентом велась на русском языке, а в суд нужно предоставлять только официально переведенные на русский язык документы.
Соответственно, сумма иска уже будет 1400 евро. При этом любая из сторон может выиграть суд с вероятностью 50/50%. И как в примере выше, каждая из сторон несет расходы в разы больше, чем изначальный счет.
Если фирма-покупатель оплатит изначальный счет полностью, то это нанесет ей существенный убыток, т.к. при заказе услуги она не рассчитывала, что это будет стоить так дорого. Если фирма-продавец откажется от взыскания долга, то останется сама в убытке на всю сумму. (Хорошо, что НДС не надо платить, пока деньги не поступили на счет)
Соответственно, нужно договариваться о СПРАВЕДЛИВОЙ цене за оказанную услугу. (В нашем примере фирма-покупатель не отказывается от того, что услуга оказана).
В данной ситуации, например, я бы предложила вариант, когда фирма-покупатель платит за услугу 150 евро, фирма-продавец из полученных средств покупает почтовые открытки на 10 евро, а фирма-плательщик эти открытки собственноручно подписывает и отсылает к 8 марта бабушкам-пенсионеркам из дома престарелых.
Как Вам такой исход событий, спорщики?
И спорите ведь Вы не только о деньгах или имуществе....
Если Вам интересен такой подход к разрешению споров, присылайте Ваши истории споров и факты на ellogos2004@gmail.com, буду придумывать Вам благотворительную деятельность (а может, Вы и сами заранее придумаете, кому хотите делать добро).
С уважением, Надежда
ЗЫ: Не могу написать, что все истории выдуманные, это не так. Не хватит у меня фантазии на такое. Но если кто-то кого-то узнал, то со всей серьезностью заявляю: ЭТО НЕ ОН!
Комментарии