Моя практика. Немецкий детский сад
Как писала в предыдущей статье, практику я проходила в немецком детском саду “Spielhaus” в Kerava. Он основан немецкой общиной, воспитатели почти все немцы. Дети, в основном, из немецко-финских семей, где один родитель финн, а другой немец. Есть, правда, парочка детишек из чисто финских семей, но их отдали в этот садик, т.к. туда берут малышей от года.
Почему я пошла именно туда? Во-первых, здесь говорят на немецком, практика- это практически работа. Я хотела иметь в резюме работу по специальности, но уже в Финляндии. Во-вторых, меня туда взяли. В третьих, дети в садики билингвы. Меня давно интересует эта тема, к тому же мои дети тоже будут билингвами. В четвёртых, хотелось посмотреть финскую систему дошкольного образования изнутри. Скажу честно, я понимала, что без педагогического образования, полученного в Финляндии, работать в этом садике меня не оставят. Но если есть возможность получить новые знания и опыт, почему нет?!
Мы очень сдружились со всеми малышами, и до сих пор по ним скучаю. С коллективом тоже сошлись достаточно легко, за исключением главной воспитательницы моей группы. Нет, у нас не было скандалов, но из-за её отношения ко мне и другой практикантке, я не могла дождаться окончания практики. Начну по порядку. В моей группе было 9 малышей в возрасте от 1,5 до 3,5 лет. Один мальчик был годовалый. Его приводили 3 раза в неделю. На этих 9 детей было 3 воспитателя и 2 практикантки. Также на кухне были 2 женщины. Одна разогревала еду и мыла посуду, вторая убирала и стирала. Обе, по необходимости, помогали одевать и раздевать детей.
Мне было интересно узнать, что в Финляндии в садиках, школах и даже некоторых университетах нет собственных поваров. Еду готовят на специальных кухнях. Чтобы поставлять питание в образовательные учреждения нужно выиграть конкурс. Муж рассказывал, что в далёкие 80е годы, у них в школе проходило голосование среди школьников, какая кухня лучше. Каждый из претендентов готовил неделю, а потом дети выбирали наиболее пришедшуюся по вкусу. Победила кухня, которая пошла на хитрость и всю неделю раздавала младшим школьникам бесплатно мороженое. Но её еда была хуже по вкусу, чем у конкурентов. Это было лирическое отступление. Продолжим о садике.
На собеседовании мне сказали, что рады инициативности и ждут, что новый человек внесёт свежее дыхание. У меня было много идей, которые с самого начала обрубила на корню старшая воспитательница, явно дав понять, что у них всё разработано и будет идти по плану. А моё дело только выполнять их просьбы и задания. Поначалу я решила, что на новом месте всегда вначале так: всё ново, непривычно и чуждо, но спустя время ты быстро вливаешься в работу и с улыбкой вспоминаешь свои первые дни. Спустя 2 недели, я обратила внимание, что вторая практикантка, Йохана, тоже очень скована и коллектив в группе над ней зло подшучивает и даже, иногда, нелицеприятно обсуждает за глаза. Я решила с ней поговорить. Она рассказала, что в этой группе все воспитатели новые и коллектив еще не сработался, поэтому они пытаются таким образом самоутвердиться. И что она даже жаловалась директору садика и собиралась прервать практику. В других группах у практикантов нет проблем, и они очень довольны. Надо пояснить, что в садике всего 3 группы- моя ( гномики), старшая группа ( великаны) и эскери (подготовка к школе). В каждой группе по практиканту, в моей нас было двое. В Европе есть программа «Добровольный социальный год». По ней можно поездить по миру и бесплатно (обычно год) побыть практикантом в школе , детском саду, доме инвалидов и тд. В этот детский сад ежегодно приезжают волонтёры. Таким образом, можно экономить на сотрудниках. Практикантам обычно 17-20 лет.
Перед началом практики меня пригласили отметить вместе День святого Мартина. По немецкой традиции в этот день дети выходят на улицы с самодельными бумажными фонариками и поют песни. В 7 вечера я была на месте. Вокруг царила атмосфера праздника – дети и родители, друзья семей в предвкушении и ожидании собрались во дворе садика, ожидая начала праздника. Очень тёплая и семейная атмосфера. Во многих семьях несколько детей, поэтому все друг друга знают. Родители очень дружелюбны, открыты и искренни. К примеру, увидев меня, нового человека в группе, они сами подходили знакомиться, спрашивали, откуда я и надолго ли здесь. На Рождество все воспитатели получали подарок от каждой семьи – как сделанная своими руками открытка, так и сладости, или что-то более существенное. Даже мне принесли подарки, хотя я работала меньше месяца. К Рождеству устроили концерт и чаепитие для родителей.
В первую неделю меня постепенно вводили в курс дела. Научили, что памперсы нужно менять только в перчатках, так как мы не знаем, чем могут болеть дети, объяснили правила безопасности и тд. Мой рабочий день длился с 8-20 до 16-00. У воспитателей было распределение по неделям. Кто приходит утром к 7, тот уходит раньше и не меняет памперсы всю неделю. Этот воспитатель ответственный за программу недели : спорт (если это можно назвать так), досуг, игры на развитие.
По утрам был ритуал, назывался «Morgenkreis -утренний круг ». Детки садятся вокруг воспитателя. За каждым малышом закреплена картинка с животным, это помогает им выучить названия животных и имена других детей. Эти же картинки висят на шкафчике для одежды и вешалке для полотенец в туалете. В «утреннем кругу» мы пели по -немецки и по -фински приветственную песенку, доставали картинку со зверенком и спрашивали, кто из детей сегодня в группе, далее на стене висели картинки с распорядком дня, и мы на двух языках проговаривали план на день. Затем было время для самостоятельных игр.
Меня поразило, что как таковых занятий музыкой и физкультурой не было. Музыкальный кружок был платный с приходящим преподавателем. Из трёх групп в нём занималось около 15 детей. Раз в неделю , в зависимости от дежурного воспитателя, могли немного поиграть в мячик или побегать с воздушными шариками в эстафеты. Вот и весь спорт. После игр прогулка, далее обед и тихий час.
К каждому ребёнку индивидуальный подход. Годовалого малыша укладывают в коляске на улице. Один из практикантов должен следить, чтобы он не проснулся. Одна девочка, назовём её Анна, спит всего 30 минут. Она шла в кровать на 40 минут позже остальных. Другой мальчик, сын одного из воспитателей в другой группе, к примеру Пауль, очень буйный. Он засыпал только в одной позиции, когда его гладят по голове его же рукой. К тому же воспитатель должен практически лежать на нем, не давая дергать руками и ногами. Когда дети спят, в комнате остаётся один из воспитателей, у него есть возможность полежать на диване, иногда даже подремать. Дети спят 2 часа. Спустя час практикант сменяет воспитателя.
Официально перерыв практиканта длится 20 минут. Если у тебя нет заданий, то можешь отдыхать дольше. Сидеть 2 часа без дела не очень весёлая перспектива.
Одна из первых неприятных для меня ситуаций произошла как раз во время обеда. Все 3 воспитателя находились в комнате отдыха. Одна ела, вторая сидела в интернете, третья просто болтала. У меня оставалось 10 минут отдыха , я ела яблоко. В этот момент в комнату вбегает вторая практикантка и просит помощи, т.к. двое детей бегают по комнате и разбудили уже одного малыша. Никто из воспитателей даже не шелохнулся. Старшая воспитательница приказным тоном сказала мне идти помочь. На мой протест, что у меня еще 10 минут официального отдыха, и я не доела яблоко, был ответ – «позже наверстаешь».
Следующая неприятная история случилась перед Рождеством. Так как дети разных возрастов, их часто делят на группы во время коллективных занятий – 1,5- 2х летки и 2-3,5 летки. В этот день по плану пекли имбирное печенье. Согласитесь, очень интересно принимать в этом участие и возиться с тестом вместе с малышами, помогая им делать формы и украшать печенье. Старшая воспитательница оставила помогать ей другую практикантку, а меня отправила играть с детьми, пока первая группа работает с тестом. На мою просьбу остаться помочь с выпечкой, был сухой ответ – « я не думаю, что это хорошая идея» .Я попросила прийти, хотя бы, со второй группой, но в итоге всё время провела в другой комнате, развлекая детей. Печенье каждого ребёнка лежало на бумажке с именем, на полдник они его ели. Теста осталось много, и воспитатели наделали 2 больших противня печенья. Старший воспитатель предложила по очереди печенье каждому из воспитателей, а потом и практикантке (Её кормили за счёт садика. Я приносила свою еду.) . По логике и правилам этикета/воспитания меня должны угостить следующей. Я сижу вместе с детьми и коллегами за столом. Но она поворачивается ко мне спиной и ставит полный противень печенья на тележку. Я еле сдержала слёзы от обиды. Мне не очень хотелось, но было неприятно от такого отношения и обращения. Спустя 5 минут старший воспитатель поворачивается ко мне и говорит «ты тоже можешь взять». Конечно же, я отказалась.
Конечно, было много интересного и позитивного. В декабре мы отмечали День независимости Финляндии. Персонал и дети пришли в нарядной одежде. Мы заранее сделали для каждого малыша медаль, пригласили ветерана. Всё было, как на настоящем приёме у президента. После пели песни и веселились. В садике я много читала детям книжки, даже на финском. Книжка Винни Пух (Nalle Puh)была одной из любимых. Часто Пуха называли не только Nalle (медвежонок), но и Karhu (медведь). Один малыш постоянно спрашивал меня, почему он karhu Puh, ведь он же nalle.
Позже, общаясь со знакомой, которая проходила практику в финском детсаду, я узнала, что программы, требования в садиках разные. У меня, к примеру, даже не потребовали справку из полиции о несудимости. У неё часто не было времени даже сходить в туалет, я большую часть времени во время тихого часа не знала, чем заняться. День проходил очень медленно. В ёё садике практикантам не разрешалось практикантам оставаться с детьми в тихий час одним. У нас же это была одна из обязанностей практиканта.
На прощание я подарила 2 матрешки, чему дети и воспитатели были очень рады. Мне на память сделали чудесную бабочку, которая висит на холодильнике и напоминает о малышах.
Я была несказанно рада окончанию практики, хотя, и получила опыт,новые навыки, знания а также понимание,что этот вид деятельности не для меня.
PS. На днях увидела в интернете открытую вакансию воспитателя в этом детском саду. Муж смеётся, почему же меня не пригласили.
Комментарии
Я не думаю, что случай с печеньем был связан с моей национальностью.
Больше это сущность и не очень хорошие человеческие качества старшего воспитателя.
Меня ниразу никто не упрекнуть,что я русская.
Все очень доброжелательно общались.
Одна воспитательница до этого работала на востоке Финляндии. У них было много русских детей.
Она с гордостью считала до 10 по-русски и пела несколько песенок.
В садике уборщица тоже русская с финскими корнями
Надеюсь вашему малышу комфортно в выбранном садике.
Я, в целом, не страдаю руссофобской параноей, но в нашем случае "резануло слух". Повторюсь, было интересно узнать от Вас о программе. Я догадывалась. Что того уровня спорт. и муз.занятий, к каким нас приучил финский садик, на следующий год уже не будет. Ничего, всегда можно найти дополнительные кружки. А коллеги с червоточенкой есть везде, только жаль, когда они близко с детьми или беспомощными стариками работают. Я таким предлагаю на франкфуртской бирже с другими акулами работать, зачем нас, мелкую рыбешку доминировать ;-)