Работа в детском саду в Финляндии
Автор Милла Синиярви
Работа в детском саду в Финляндии оказалась испытанием на прочность для меня.
Воспитатель детского сада и lastentarhanopettaja (название профессии по-фински) – две большие разницы. В России воспитателей готовят в педучилищах, в Финляндии – в университетах. В нашем Ювяскюльском университете есть целое отделение по дошкольному воспитанию. Попасть в финский университет очень трудно, а на кафедру дошкольного воспитания почти невозможно. Дело не в конкурсе – он велик, а в требованиях к абитуриентам. Средний балл высокий, экзамены трудные, собеседования с психологами обязательны. Я смогла ”внедриться” в университет только благодаря своему первому образованию, полученному в России. После подтверждения диплома и учебы в Ювяскюльском университете на кафедре финского языка для иностранцев мне назначили право изучать предметные дисциплины по дошкольному воспитанию. Но они не дают компетенцию работать в Финляндии этим самым воспитателем! Для этого надо заново поступать на кафедру и учиться-учиться-учиться...
Однако мне удалось попасть на эту должность, совершенно случайно. Была годовая вакансия на замещение воспитателя в детском саду, и я, привыкшая рассылать свои резюме во все места, постучалась и в эту дверь. Сразу скажу, меня взяли только благодаря стечению обстоятельств, просто встретила такую же белую ворону, как и я сама. Эта ворона оказалась директором и шведкой по национальности. Шведка эта любила Испанию, как и я.
Сам внешний вид женщины, пригласившей меня на собеседование, удивил. Я была под впечатлением. Представьте себе кабинет директора... В нем совершенно босые ноги немолодой, довольно крупной, даже огромной женщины. Подол платья, изредка обнажающий толстые загорелые ляжки. И это нисколько не смущает саму мадам. Она сидит в своем начальственном кресле и составляет трудовые договоры с сотрудниками.
Стерильный пол, покрытый деревенскими пестрыми половичками. И опять – как видение – голые ноги, большие ступни, свежий лак на крупных пальцах. Директор детсада шлепает этими «выдающимися» босыми ногами по кабинету, коридорам, игровым и учебным комнатам подведомственной территории.
Она – директор, большой начальник. В ее власти – решать судьбы таких, как я. Мы ищем работу, а она нас нанимает. Сижу на стульчике напротив хозяйки. Разложила, как гадалка карты, покрытые ламинатом дипломы и сертификаты. Я себя продаю, выторговываю условия получше, постабильнее. О, для меня это интереснейший процесс, напоминающий охоту. Я охочусь за удачей. И она улыбается мне, удача. Наверное, передается мой восторг от этих мясистых голых ног. Я давно заметила, что люблю крупных женщин. Они, как живые монументы, поражают мое воображение грандиозностью форм, смелостью мазков.
Эта женщина добилась вершины: она директор, она занимает высокое положение в местном обществе, в чиновничьих кругах. Дружит с себе подобными, живут они все рядом, в самом престижном районе уютного городка. Я в восторге от ее большого пальца на левой ноге. Ноготь широкий, выпуклый и блестящий от лака. Крепкая кость, твердая поступь, тугие, скорее всего упругие формы под платьем. Я вожделею желанием ткнуть пальцем хотя бы в ее бок, не говоря о других местах пышного женского тела.
Она хорошо понимает мой далеко не безупречный финский, она ведь сама не считает его родным, хотя, конечно, говорит намного лучше меня. Она – финляндская шведка, потомок тех самых шведов, не захотевших покидать западное побережье Финляндии. Шведы жили тут испокон века, и никакие войны и государственные повороты не столкнули их с насиженных мест. Эти шведы сохранили свой язык, свое влияние в стране до сих пор. Возможно, они в тайне презирают аборигенов, ”истинных финнов”, возможно, в пику им меня, русскую, взяла на работу эта сильная женщина, похожая на неандерталку. Мне нужно произвести впечатление. Извиваюсь ужом перед неандерталкой. И убеждаю, что именно меня нужно взять на это место. Как стеклянная бусина для дикарки мое супервысшее образование. Сакральная фраза: «Я – магистр». Эта ученая степень дает мне право получить место воспитателя в детском саду. Итак, новый виток в карьере: сегодня, в пятницу, подписан договор о вступлениии в должность. Бедные дети...
Так я писала по горячим следам, сразу после собеседования. Действительно, взяли. И я проработала там почти год. Сейчас могу сказать: ”Бедная я...”. Потому что на группу из ”бедных” детей количеством двенадцать человек нас было четверо взрослых. Два воспитателя (по-фински учителя), одна няня и еще одна помощница этой няни! Работа в женском взрослом коллективе оказалась для меня испытанием на прочность и личностную, и профессиональную.
О работе в детском финском саду я напишу отдельно, эта тема огромная. И опыт я получила огромный, незабываемый.
В качестве иллюстрации предлагаю рисунок моего ученика, переехавшего с родителями в Финляндию.
С наступающей православной Пасхой!
Милла Синиярви
Комментарии
По теме - выучиться в Финляндии на воспитателя можно двумя способами: Универ или институт. Я поступила в институт на соционома, под конец учёбы прошла дополнительные курсы и получила корочку lastentarhanopettajan pätevyys. т.е. могу работать воспитателем, в дополнение к своей основной профессии. Мне кажется, в финнском женском коллективе как раз-таки можно работать - никто не лезет в твою личную жизнь, никто не сплетничает за спиной.
И про работу в детском саду обязательно. Будет интересно сравнить свой опыт с Вашим.