Всё о Финляндии


Надо жить дальше

Доброго времени суток всем!

6 11

Ровно шесть лет назад мой сын стал инвалидом. Все случилось внезапно, никто не был к этому готов. Я писала об этом, поэтому не буду повторяться. Сегодня, спустя 6 лет, я постараюсь ответить на вопрос, который мне задают до сих пор - «как ты это пережила?»

Мои оба родителя детьми пережили войну, мама на оккупированной территории, папа даже побывал в лагере. Меня с детства учили, что чтобы не случилось надо жить дальше. Скорее всего, именно это и определило все мои действия в тот период, да и сейчас тоже.

В те дни я жила просто по инерции, просто механически выполняла какие то действия. Внутри жил страх, но самое главное было не дать ему овладеть собой полностью. Я не разрешала себе плакать более 15 минут за раз, потому что потом плачь начинал  переходить в истерику. Я силой заставляла себя есть, хотя ничего кроме воды и кофе в рот не лезло. Я не разрешала себе думать о плохом, и сейчас тоже не разрешаю. Я с самого начала верила только в хорошее и эта вера не прошла.

Мне очень помогли мои близкие люди, моя семья, мои друзья. Я часами разговаривала с дочерью по телефону и, как могла, поддерживала ее, я прижималась к маме и она просто обнимала меня, я утыкалась в плечо мужа и плакала, а он просто гладил меня по голове, я прижимала к себе собаку и рассказывала ей о свой боли, а она просто лизала мне руки. Я максимально много времени проводила с сыном, буквально жила в реанимации, благо в Финляндии это разрешается родителям. Сын был в коме, а я разговаривала с ним или читала ему книги. Когда было совсем не в моготу, то шла в кафе, зная, что на людях не буду плакать и сидела там до тех пор пока начинало отпускать.

Кома, трепанация, синдром закрытого человека, паралич – в таком порядке развивались действия. Все это произошло за полгода. Многие люди отвернулись от меня, остались только настоящие. В какой-то момент я начала помогать людям – кому-то  переводила, кому-то пыталась помочь советом, кого-то просто выслушивала. Я старалась так построить свой день, чтобы максимально много времени проводить с сыном, но максимально мало зацикливаться на случившимся. Я начала изучать строение и работу мозга на финском, а персонал больницы помогал мне в этом. Я учила язык мимики, разбиралась в работе тех или иных приборов.  Я познакомилась с людьми, у которых дети инвалиды, и взглянула на все другими глазами. Я узнала, что может быть еще страшнее и хуже, что у многих детей нет даже надежды на будущее, что их матери знают, что их дети умирают. Наверное, именно в то время я впервые осознала, что произошло, и  что так как было  уже никогда не будет.

Надо было учиться жить по-новому, надо было учить язык сына для того чтобы общаться с ним, надо было поддерживать дочь, заботиться о маме, учить строение и работу мозга на финском, чтобы понимать о чем говорят врачи. Самое главное – это нельзя было себя жалеть и думать о том, что мне хуже, чем всем остальным и почему это произошло со мной. Что произошло, то произошло. Надо жить дальше. А потом Маша предложила мне вести блог и я согласилась, неожиданно для себя.

Сейчас я все также максимально много времени провожу с сыном, он полностью парализован, он не говорит, редко открывает глаза, но я научилась общаться с ним. Я встречаюсь с друзьями, хожу в кино и кафе, езжу в отпуск и иногда просто ленюсь. Нет, я не смирилась с тем что произошло, но я приняла это таким, какое оно есть.

Если в вашей жизни наступили тяжелые времена, если вы не знаете как все это можно пережить, то мой вам совет – не разрешайте себе раскисать, не пытайтесь понять как с этим теперь жить, а просто живите, не замыкайтесь в себе, а выходите в люди, не бойтесь просить о помощи. Да, ваша жизнь изменится, возможно что и ваше окружение изменится, но все что вы можете сделать для себя – это жить и думать о хорошем. Попробуйте хотя бы раз в неделю встречаться с друзьями, например в кафе. Больше гуляйте, можете просто ходить по улицам, можете уходить в лес или парк. Попробуйте помочь кому-то, возможно таким образом вы разделите с ним свою боль и вам станет легче.

Удачи вам.

Встреча с детством

Доброго времени суток всем!

detstvo3

В Финляндии подходят к концу летние каникулы. Уже совсем скоро во многих регионах дети пойдут в школу. Но еще несть пару недель каникул. Многие из вас, наверное, бывали в Суоменлинна. Это красивейший остров с деревянными домиками в русском стиле, множеством бастионов, маленьких кафе и множеством музеев. Сегодня я хочу рассказать об одном из них  том, что находится на берегу и удален от центральной части острова. Это небольшой музей, в котором собраны игрушки с начала 1800х до 1960 года. Музей был основан в 1985 году, основателем его является Пииппа Тандефельт. В конце 1960х Пииппа покупала антикварные игрушки для своей дочери. Год от года коллекция росла и сначала была устроена выставка игрушек в 1979 году, а затем и постоянный музей.

detstvo2

Музей очень интересный для всех возрастов. Дети смогут посмотреть, во что играли их родители, а родители смогут вспомнить свое детство. Музей не большой, но там много игрушек, так много эмоций, много чего хочется рассматривать бесконечно. Есть целые кукольные дома с мебелью, убранством, посудой и жителями этих домов. Я нашла там игрушки своего детства те, в которые я играла. Я была в музее со взрослой дочерью и, показывая ей старые игрушки, мысленно уносилась в детство. Вспоминала как маленькой девочкой собирала в дорогу железный чемоданчик, на котором был нарисован чебурашка, как шила платья для кукол из лоскутков, как играла в доктора с «медицинским чемоданчиком».

detstvo1

Мы зашли в музей ненадолго, а пробыли там пару часов. При музее есть кафе и сувенирный магазин, в нем мы купили елочные игрушки ручной работы.

Если вы там еще не были, то обязательно сходите – не пожалеете.

До встречи!

Придорожное кафе

Доброго времени суток всем!

kofe3

На дворе лето. Период отпусков и путешествий. Наверняка многие из вас много ездят на машинах мимо многочисленных кафе, расположенных вдоль дорог. Сегодня я расскажу вам, и покажу несколько сделанных мной снимков, об одном небольшом кафе. Оно расположено в местечке Lieto, что по соседству с городом Турку. Я проезжала мимо него много раз, но вот только сейчас остановилась на кофе. Само по себе кафе пожалуй ничем не отличается от таких же,  расположенных вдоль дорог. Но есть в нем одна изюминка, о которой я и хочу рассказать. В этом кафе расположен музей кофе, музей истории кофе в Финляндии. Зал совсем небольшой, но в нем можно увидеть много всего интересного и даже редкого. В музее представлено огромное количество упаковок кофе начиная с 1920х годов и до настоящего времени, до этого упаковок не было и кофе продавали только в зернах и только на развес или в мешках. Можно проследить как со временем менялась упаковка того или иного бренда, какие были жестяные банки для хранения кофе, картонные упаковки. Много различных машин для помола кофе, как для дома, так и промышленных. Все они до сих пор исправно работают. Какие кофейные чашки завод Arabia выпускал в разный период. Представлен так же и сахар, с которым раньше пили кофе – от большого куска отламывался специальными щипчиками маленький кусочек, затем он клался на язык, и, таким образом, пили дымящийся кофе. Представлено огромное количество чайников для варки кофе.

kofe1

Есть уникальный экземпляр – дорожный прибор для обжарки и перемолки кофейных зерен. Его брали с собой когда ехали закупать новые сорта, чтобы сразу на месте убедиться в необходимости подписания договоров, или в том, что этого делать не стоит. Прибор был изготовлен в 1880 году. Прибор на фотографии справа.

kofe5

Вход в музей совершенно бесплатный. Музей принадлежит общественной организации любителей кофе. Можно позвонить и заранее договориться о том, чтобы вам все рассказали. Нам повезло, в музее был председатель этой организации, он и провел нам потрясающую экскурсию по этому маленькому музею. Было очень интересно. Но даже если бы его не было, то все равно там есть на что посмотреть.

Еще там растет огромное кофейное дерево, оно плодоносит и из него тоже варят кофе.

Адрес кафе Vikkimäentie5, Lieto открыто 10-15 кроме воскресенья

Телефон для заказа экскурсовода 0405136414 Seppo

Приятных вам впечатлений!

Почему все не так...

Доброго времени суток всем!

Сегодняшняя моя статья – это ответ на комментарий к предыдущему. Почему в Финляндии относятся к детям-инвалидам по-другому, чем в России. Скажу честно, что я не знаю ответа на этот вопрос, но я просто напишу, как и обещала, историю моей семьи.

Я никогда не думала о том, чтобы поведать об этом всему свету. Все, что я расскажу, основано на моем личном опыте и моих ощущениях тогда и сейчас. Возможно, я частично отвечу на заданный вопрос, а возможно, вызову волну возмущений.

Мой родной брат, который был старше меня на 7 лет, был инвалидом детства. У него было раннее закостенение черепа. Когда ему было 15 лет, ему делали операцию, расширяли черепную коробку при помощи пластмассовой пластины. После операции он стал заикаться, при нервном напряжении тряс головой. Мы жили в обычной многоэтажке. Мальчишки во дворе специально задирали его, чтобы он разозлился, а потом смеялись, хватаясь за животы. Так продолжалось из года в год. В то время  я носила очки, и меня, дразнили не только "очкариком", но и "сестрой ненормального". Он был нормальный! Только никто этого не видел, кроме семьи. Подростки, как правило, народ жестокий и способны обидеть очень и очень больно. Они выбирают себе жертву и травят ее. Самое страшное, что никто из их родителей никогда их не ругал за это. Все взрослые всегда проходили молча мимо. В глазах некоторых из них я читала те же насмешки, что и в глазах их детей. Вместо того, чтобы объяснить детям то, что нельзя так относиться к людям, они предпочитали отмалчиваться и не замечать происходящего. Время шло, я тоже стала подростком. Спустя много лет могу признаться, что тогда, в детстве я стеснялась своего брата. Я его очень любила, но когда у него начинались приступы на улице, то мне хотелось спрятаться от всего мира, чтобы никто не знал что я его сестра. Со временем я научилась драться и могла постоять не только за себя, но и за брата. Я перестала стыдиться его, он был просто моим братом. Братом, который помогал мне во всем. Братом, который, любил меня. Братом, с которым я делилась самым сокровенным. Помню, как брат собрался жениться, все вокруг крутили пальцем у виска и говорили, что он окончательно свихнулся. А он просто влюбился и хотел быть счастливым. Брак, к сожалению, продлился не слишком долго, но это другая история... До конца своих дней он прожил с мамой. Он закончил школу, спецшколу. По его рассказам о школе могу сказать только, что это больше напоминает рассказ о колонии с заключенными, чем о школе для детей-инвалидов. Он всю жизнь работал и платил государству все налоги. Он был очень заботливым сыном и любящим братом. 15 лет назад он погиб…

Я хочу, хотя бы таким образом, сказать ему о том, что люблю его до сих пор. Он заслужил, чтобы его историю узнали другие люди.

До тех пор пока у нас в сознании не изменится отношение к людям с ограниченными возможностями, к людям с инвалидностью, к тем, кто отличается от большинства, до тех пор ничего в государстве не изменится. Начнем с себя! В России, увы, мамы больных детей бьются в отчаянии, собирают деньги на лечение, выбивают положенные льготы, но если инвалид-колясочник и получает квартиру, то это, скорее всего, последний этаж без лифта и выход из подъезда без пандуса и т.д.

Каждый считает, что с ним такого не случится, что это только у других так, а у него никогда и ни за что. Но все это не зависит от нашего желания и, увы, случиться может с каждым!

Здоровья вам и вашим детям! И давайте будем человечнее и добрее! Давайте в каждом видеть личность, и возможно тогда все изменится в лучшую сторону.

До встречи!

pohemu

Больше чем просто школа

Доброго времени суток всем!

skola

Осталось совсем немного дней и мой сын закончит школу. Он учится не совсем в обычной школе, это одна из школ, которая работает с детьми-инвалидами. С первого по шестой класс он учился в самой обыкновенной школе, в той, что рядом с домом.  А потом все изменилось, как это обычно и бывает, внезапно и неожиданно. Сын стал инвалидом, у него одна из тяжелых форм инвалидности. Я не буду вдаваться в подробности его заболевания и состояния. Сейчас я хочу рассказать о школе.

В этой школе нет здоровых детей, у каждого из учеников есть своя особенность. Очень хорошо помню, как пришла знакомиться с классом и как ученики рассказывали о себе и о своих желаниях. Кто-то мечтал о том, чтобы однажды самому попробовать еду, кто-то о том, что такое почувствовать свои ноги и ходить, кто-то о том, чтобы обнять маму. Дети рассказывали о себе, своих увлечениях, о том кем хотят быть. Ни у кого из них я не видела пустоты в глазах, все они светились счастьем и мечтали о будущем. Я слушала их, а в горле стоял комок из слез. Как же надо любить свою работу, чтобы дать возможность этим детям жить полноценной жизнью, на сколько это возможно, в их ситуации.

В классах этой школы от 3 до 7 учеников. Помимо учителя есть и помощники учителей, у некоторых детей есть свой, персональный помощник. У каждого ученика свой собственный план обучения, он составляется в конце учебного года на весь следующий год. В плане оговаривается не только количество учебных часов в неделю, но и возможности организации физиотерапии вместо физкультуры, приоритетные и второстепенные предметы, организация специального питания, электронных учебных материалов и многого, многого другого. План составляется в присутствии учителя, родителя (одного или обеих), школьного врача, школьного психолога, представителя социальной службы города. При рассмотрении учитывается все – возраст, степень инвалидности, интересы, религия. Школа предоставляет детям возможность заниматься музыкой, и не только в школьные часы, на уроках, изобразительным искусством, спортом.

Когда ты слышишь на школьных концертах как поют дети, прикованные к инвалидному креслу, то понимаешь, что все твои проблемы это и не проблемы вовсе, а так - мелкие неприятности. Школа – это огромный отрезок жизни каждого человека, и именно в школе закладывается то, с чем мы потом идем по жизни. В школе у многих, впервые, приходит осознание себя. И не важно здоров ты или нет, важно, чтобы каждый чувствовал себя нужным.

Хочу сказать огромное спасибо всем учителям, кто вкладывает в наших детей гораздо больше, чем от их требует учебная программа!

Впереди лето и пусть у ваших детей будут замечательные каникулы.

До встречи!

Вход на сайт