Давно я не писала ни о чем полезном, вот решила освежить свои воспоминания и написать о том как я писала бизнес-план для своей фирмы. Сразу оговорюсь, что я писала его и разбиралась во всех нюансах, на курсах предпринимателей, поэтому мне помогали замечательные специалисты, но уверена, что и самому можно все это написать, сходив на пару консультаций.
Я пользовалась сайтом www.liiketoimintasuunnitelma.com, но есть разные другие сайты и сервисы, которые вы можете использовать. Также особо талантливые люди могут просто написать свой бизнес-план самостоятельно, без всяких планов и подсказок. Зачем вообще он нужен?! Без него не получить никакое финансирование, стартовое пособие, вид на жительство. Для меня на тот момент актуальны были две причины: получение стартового пособия и необходимость разобраться правильной ли дорогой я иду, уложить свои мысли о новом для меня деле в "нужные ячейки".))
Теперь немного теории - что же такое вообще бизнес-план? В двух словах я бы его описала, как "что, кому и как вы будете продавать и какие прибыли сможете получить"! Ранее я писала уже наброски бизнес-планов в России, на своей учебе, так как закончила два ВУЗа - по экономической и маркетинговой специальностям. То что я делала в Финляндии, ни в какое сравнение с теми прошлыми курсовыми, не шло. Самое главное, вам необходимо понять, что вы не только хотите сами разобраться, но и хотите получить деньги на развитие или старт бизнеса в Финляндии, а значит вы должны написать его так, как принято в Финляндии, так, чтобы форма, подача, расчеты - все было узнаваемо и легко читаемо для финских чиновников, принимающих решение о финансировании.
Знайте, что в процессе написания бизнес-плана вам понадобится ряд данных, много информации обо всем что будет производить, продавать ваша фирма и обо всем вокруг нее - рынок, конкуренты, клиенты. В принципе, можно подойти к написанию формально и "придумать" многое, но... делать это я вам не советую. Так как поиск этой информации и ее анализ очень полезен вам для самого бизнеса, возможно, в процессе написания плана, ваша бизнес-идея сильно изменится или, а такие случаи не единичны, вы вообще от нее откажетесь. Моя бизнес идея изменилась пока я писала свой план, и еще больше изменилась, когда я начала работу, но, это уже другая статья и история.))
Итак, пойдем прямо по основным разделам, подряд:
1. Описание бизнес-идеи
Что продаете, производите, какие услуги оказывать планируете? Для кого собираетесь это делать? Как именно?
У меня были на 90% услуги для фирм, 10% - для частных лиц (маркетинг, реклама, сайты, семинары и пр.), также я добавила сюда SWOT анализ (посмотрите в интернете, если такого не знаете, мы его проходили в обоих институтах, поэтому я его хорошо знала, это анализ сильных и слабых сторон будущей фирмы, ее возможностей и угроз над ней нависающих).
2. Ваши собственные знания, опыт:
Тут вы пишите все что может доказать вашу уверенность в успешности вашего бизнеса в Финляндии.
Я написала про оба свои образования, родной русский язык (планировала работу с Россией), описала долгий опыт работы в этой области, описала даже свои сильные черты характера *вы можете как плюс написать наличие первоначального капитала, но у меня его не было, да и он не требовался).
3. Описываем услуги или товары:
Надо представить и рассказать, что вы будете продавать.
Я написала список всех услуг, которые планировала оказывать, придумала (прикинула) сколько каждая будет стоить, какова будет ее себестоимость, и сколько в % каждая составит в общем объеме услуг.
4. Клиенты вашей фирмы:
Я считаю, что это один из основных разделов, он называется красивым словом "сегментация клиента", но по сути означает просто описать - кто он, тот кто купит ваш товар?!
Я разделила всех клиентов на группы, описала каждую из них - кто, что, где находится, как выглядит, какой у него доход и пр.
5. Конкуренты:
Кто же на этом рынке ваш конкурент? Много ли их?
Я села в интернет на несколько дней и используя список предполагаемых услуг моей фирмы, нашла практически всех основных конкурентов на этом рынке. Составила список и описала 10 основных подробнее. Не забыла также указать сильные и слабые стороны каждого из них.
6. Описываем свою будущую фирму:
Тут мне пришлось придумать название, выбрать организационную форму, описать, что мне нужно для начала работы, где я буду рекламироваться, какие мои планы и т.д.
7. Деньги:
Тут надо написать кто будет вести бухучет вашей фирмы и какие средства вам необходимы для старта.
Договоренность с бухгалтером у меня уже была, ну а кредитных денег мне для начала не требовалось.
8. Расчеты и финансовые планы:
Это достаточно сложный для меня раздел, нужно было не только рассчитать необходимый собственный капитал, но и посчитать доходы на несколько лет, прибыли и расходы. Обращаю внимание, что именно этот раздел вызывает наибольший интерес у чиновников, поэтому отнеситесь к нему очень внимательно.
О том как я открывала фирму и получала стартовое пособие, я напишу на днях, а также о том что этому предшествовало и почему я вообще "дошла до жизни такой")).