Финский бизнес с русским акцентом
В истории моих взаимоотношений с Финляндией были и любовь, и дружба, и деловое сотрудничество. Бизнес-история началась в 2006 году. Моя финская подруга, знавшая, что я ищу работу, прислала мне объявление о поиске журналиста-представителя в России для финской газеты. Я написала по указанному в объявлении адресу. Вскоре мне ответили, а уже через несколько дней мы встретились с главным редактором газеты – русской женщиной- ингерманландкой по происхождению, переехавшей из Петербурга в Финляндию вскоре после распада СССР.
Ирина оказалась хваткой и энергичной женщиной, при том, что по ее спокойной северной внешности это было не заметно. Буквально минут через двадцать после начала нашей встречи, проходившей в форме прогулки и беседы, Ирина неожиданно достала фотоаппарат и сфотографировала меня. Как потом оказалось, она уже приняла решение, что я подхожу, и фотографию сделала, чтобы разместить на сайте газеты. Неважно, как я выглядела, и какое у меня было выражение лица – а фотография потом действительно была не очень – главное, Ирина все решила. В этом была она вся, как выяснилось впоследствии.
Примерно год я делала по одному материалу в каждый номер – в основном, интервью. Героев я находила сама из числа своих знакомых – мой финский друг-бизнесмен, преподавательница финского языка, моя подруга-финка, жившая в то время в Москве. Впрочем, доводилось делать интервью и с финскими бизнесменами – начиная от директора Финско-российской торгово-промышленной палаты и заканчивая руководителями фирм, работавших в России (сейчас это кажется чем-то невероятным – а тогда множество финских фирм работали на российском рынке… увы, те времена канули в Лету). Потом меня захватили другие заботы – я ждала малыша. Впрочем, материалы я продолжала делать почти до девятого месяца – меня это особо не напрягало.
Через год я вернулась к подготовке интервью. В это же время Ирина познакомила меня с владельцем, точнее совладельцем газеты – как я узнала позже, они с Ириной вдвоем основали этот бизнес. Раймо предложил мне заняться распространением тиража газеты в Москве. Я согласилась – дополнительные евро еще никому не мешали. Ранее, как мне сказал Раймо, распространением газет занимался какой-то пенсионер, как они мне сказали. Распространение взял на себя сначала мой отец, потом муж – ему было проще развозить газеты на машине. Среди мест распространения были ФиннПро, финское посольство, Торгово-промышленная палата, Правительство Московской области, туристическая фирма и еще пара точек. Я получила официальное разрешение – лицензию на распространение газеты на территории России.
Позже Раймо предложил распространять газеты на тематических выставках – по туризму, строительству, недвижимости и т.д. Это было хорошее время и хороший приработок. Оглядываясь назад, удивляюсь – как мне не пришло в голову открыть счет в евро. Тогда для этого были все возможности. Разумный человек поступил бы именно так. Увы, я тогда мыслила не рационально.
Наступил 2014 год, изменивший все. К этому времени я почти не писала для газеты. Ирина начала придираться по мелочам, искать, на чем сэкономить – обоснованно ли Раймо платит за выставки такие суммы, чем подтвердить, что газеты были реально распространены, и т.д. Тогда начали проявляться особенности ее характера, о которых я раньше не знала.
Впрочем, за два года до этого мне уже давались кое-какие намеки. Во время моей поездки в Хельсинки я впервые встретилась с Раймо вживую. С ним была женщина по имени Зинаида. У нее было странное выражение лица, подозрительный, бегающий взгляд. Зинаида работала в офисе газеты в Петербурге. Она «по секрету» зачем-то сообщила мне, что Ирина – очень плохой человек, и из-за ее тяжелого характера в газете сменилась уже куча сотрудников. Мне показалось странным, что она говорит это мне. Впоследствии мне довелось соприкоснуться по работе с Зинаидой. Она оказалась еще хуже Ирины, вполне возможно, даже с психическими отклонениями. Но об этом позже.
Я не теряла оптимизма. Тогда, в 2014-м еще не произошло всего того, что произошло за следующие пять лет, и пропасть в деловых отношениях Финляндии и России еще не стала огромной. Я снова стала делать интервью для газеты. Финские бизнесмены все как на подбор говорили, что кризис – явление временное, что свет в конце тоннеля уже виден, что сотрудничество между нашими странами продолжится и т.п.
В начале 2016 года я находилась под впечатлением от бурного развития соцсетей и интернет-маркетинга. Меня посетила идея заняться продвижением газеты в Интернете на фоне известий о падении интереса к печатным выпускам газеты. Я обратилась с предложением к Раймо. Он поддержал его, но поставил условие – месяц работы, по истечении которого должны быть результаты. Сейчас, с высоты опыта – не только профессионального, но и житейского, я понимаю, что условие было невыполнимым. За месяц можно только начать процесс, но никак не наладить его и уж тем более не получить ощутимые результаты.
Между тем, я закусила удила. Я усердно работала каждый день с утра до вечера настолько, насколько понимала эту работу: искала в сети людей, живущих в Финляндии или интересующихся ею, рассылала им письма, искала сайты и группы для обмена ссылками, рассылала предложения об инфопартнерстве и т.д.
Меня ждало множество сюрпризов. Неприятных. Во-первых, чтобы сделать страницы газеты в Фейсбуке и Вконтакте мне нужны были данные, которые мне отказывались предоставлять. Раймо, всегда вежливый в общении, отослал меня к Зинаиде, которая, как оказалось, управляла вторым сайтом газеты – сайтом объявлений, а также занималась контентом самой газеты. Я написала Зинаиде с просьбой дать информацию. То, как она отреагировала, вызвало у меня шок. Видимо, тогда я впервые столкнулась с манипулятором, абьюзером, нарциссом, психопатом или кем-то еще. Зинаида начала агрессировать, хамить, упрекать, подозревать меня в желании ее сместить, провоцировать, чинить мне препятствия и Бог знает что еще. Но я не сдавалась, еще не понимая, с чем столкнулась. Я готовила списки предложений по изменению сайта газеты, его контента. Я отправила их Раймо. Он ответил, что все это нужно было сделать давно – то есть полностью согласился. При этом он написал, чтобы я отправила их также Ирине. После того как я направила их ей, ответ Ирины меня, мягко говоря, удивил. Ирина раскритиковала все мои предложения от и до.
Я нашла дизайнера, которая была готова переделать сайт газеты, сделать его современным, функциональным и привлекательным. Все предложения были переданы Раймо. Он снова со всем согласился, но в итоге почему-то все уперлось в Зинаиду. Она наотрез отказалась давать пароли от сайта. Меня и дизайнера уличили в непрофессионализме. Раймо почему-то принял сторону Зинаиды. Через месяц он перечислил мне оговоренную сумму за работу и пропал. На мои письма он не отвечал неделю, а потом коротко написал, что, к сожалению, мне не удалось достичь никаких результатов, и продолжать мы не будем.
Спустя год Раймо снова написал мне. Слово за слово, и мы договорились попробовать продолжить сотрудничество. Я нашла агентство интернет-маркетинга. Они подготовили программу работы – по работе с контентом, с ключами, с продвижением сайта газеты. Я снова отправила все Раймо, и снова в ответ наступила тишина. Да, забыла сказать, параллельно моей деятельности по продвижению газеты я несколько раз находила рекламодателей, но каждый раз их отпугивали высокие цены в евро, которые Ирина ни за что не хотела снижать, при том, что Раймо, опять-таки в переписке со мной, соглашался с тем, что нужны скидки. Я даже присылала ему как образец прекрасной модели скидок расценки сайта объявлений для русскоязычных, живущих в Финляндии.
Еще через девять месяцев я снова попыталась достучаться до Раймо. На этот раз мне пришлось постоянно общаться с Ириной. Теперь она постоянно критиковала то, как я веду страницу в ФБ – не добавляю новых друзей – что, по ее мнению, главное, что нужно было делать. Когда я осмелилась открыто вступить в спор с ней, она заявила, что сделает так, что я с газетой работать не буду. Меня ее угрозы не испугали. Я все никак не могла поверить, что можно так бездарно и глупо топить некогда прекрасно работавшее издание, приносившее большой доход. Все мои предложения отклонялись методично и безапелляционно.
Я много раз пыталась донести до Раймо и Ирины одну и ту же мысль: время изменилось, условия изменились. Цифра рулит, и нужны новые стратегии, методы работы. Возможно, одной из причин их глухоты был возраст – Раймо далеко за семьдесят, Ирине - за шестьдесят. В этом возрасте люди уже не способны адаптироваться и не приемлют перемены.
Кстати, когда я предпринимала последнюю попытку, они-таки сделали новый сайт. Правда, занимался им некий странный молодой человек из Петрозаводска по имени Артур, который на мои вопросы не отвечал, а сообщал все Ирине – в общем, видел свою роль в том, чтобы доносить и тем самым считаться хорошим работником. При этом Артур обновлением сайта занимался в лучшем случае раз в месяц (!). Это почему-то воспринималось Ириной как норма.
После последней попытки, предпринятой зимой 2018 года, я удалила контакты Раймо и Ирины. О том, что стало с газетой, я недавно случайно узнала от хорошего питерского знакомого, который много лет занимался распространением газеты в Петербурге. Он рассказал, что Ирина планирует выпустить последний номер газеты на Новый год, а потом, скорее всего, прекратить издание.
Так грустно заканчивается история некогда успешного и по сути единственного в своем роде финско-российского рекламно-информационного издания.
К счастью, история моего сотрудничества с Суоми и по поводу Суоми на этом не заканчивается.