Несколько месяцев назад я уже брала интервью у Анны Кервинен (соционом, закончила прикладной институт Метрополия, имеет подтверждение диплома в Valvira и работает социальным наставником профилактической службы защиты прав детей в городе Вантаа, до этого работала социальным наставником в городе Хельсинки, а также в детских домах в Финляндии и России). Статья "Рассмотрим финского работника социальной сферы под лупой.." очень популярна, поэтому я решила задать Анне вопросы, которые волнуют не только меня, как маму 12-летней дочки, но и большинство моих знакомых.
Интернет- зависимость у подростков - что это? Миф? Жуткая реальность? Какие последствия могут быть, как распознать и бороться с этим? Ответы - в интервью Анны Кервинен. Эта статья будет интересна не только родителям, живущим в Финляндии, но и всем у кого в семье растет ребенок и кто обеспокоен подобными проблемами или хочет их избежать.
1. Что такое интернет-экрано-зависимость и где провести границу, или как понять, что это уже зависимость?
- Интернет-зависимость – довольно молодая болезнь, в отличие от алкогольной зависимости или наркомании, но это действительно зависимость, а не пугалка или выдумка. Основными ее признаками, как и у других зависимостей, являются ситуации, когда от экрана (компьютера, Ipad или телефона) трудно оторваться, когда он поглощает все время и человек/подросток/ребенок сердится и ведет себя агрессивно, когда его отвлекают от экрана. Некоторые подростки при использовании компьютера или социальных медиа демонстрируют классические признаки поведения наркоманов: симптомы передозировки, симптомов синдрома отходняка, которые исчезают, когда им разрешили вернуться в Интернет. Существует опросник, ответив на который вы можете определить стадию игровой-, экрано- или от интернет-зависимости.
2. Есть ли сложившееся мнение специалистов, с какого возраста ребенок может свободно использовать интернет, компьютер?
- Я могу объяснить причины влияния экрана на развитие ребенка в разном возрасте, а решение, с какого именно возраста давать экран, пусть принимают сами родители, т.к. в каждой семье свои правила воспитания и своя жизненная ситуация. Мнение специалистов (Американской академии педиатров – ААП), подкрепленное 30-летним мониторингом влияния компьютера и медиа на детей, прозвучало на симпозиуме «Взросление с медиа» в 2015 году. На нем неврологи представляли исследования о развитии языка у детей и демонстрировали, что в возрасте до 24 месяцев дети учатся более эффективно через живое общение, но менее эффективно при использовании компьютера. Участники дискуссии подчеркнули, что оптимизированные средства массовой информации могут стать полезными для детей младшего возраста, а также являются проверенным средством обучения для детей старше двухлетнего возраста. Физиология и нейропсихология утверждают, что у ребенка нервная система формируется поэтапно, и самые активные годы формирования нервной системы – это дошкольные годы и годы начальной школы. Пристрастие к интернету и компьютерным играм происходит именно в этом возрасте. Причины чаще всего объективные: много работы у родителей, рождение младших сестер или братьев и занятость ими, какое-либо событие в семье, из-за которого у ребенка нарушился контакт с родителями.
Если ребенку дают экран примерно в 4 года, чтобы его занять (игры, развивалки) то у родителей создается впечатление, что ребенок занят чем-то полезным, а на самом деле это пассивное потребление информации: нет работы ума, воображения, идет поток чего-то яркого и занятного. В более позднем школьном возрасте ребенок сам учится искать нужную информацию в интернете, осваивает игры в социальных сетях, идет общение и он получает новые навыки. Здесь надо помнить, что важен контекст использования компьютера и медиа, а не платформы. Учитывайте, является ли использование пассивным или активным потреблением: творческое самовыражение или изоляция от сообщества и потеря потенциала развития ребенка.
3. Какое возможное время проведения в интернете или у экрана у детей в зависимости от возраста? Стоит или нет забирать у ребенка доступ в интернет по вечерам или по ночам?
- Есть время (mediafreetime), которое должно проходить без экрана и интернета. Это время за обеденным столом: завтраки, обеды и ужины. Семья в это время планирует день, обменивается новостями, выслушивает, что произошло у членов семьи за день. Если посчитать в минутах, то это обычно совсем немного, но вы ПРИСУТСВУЕТЕ в жизни членов вашей семьи, вы с ними. Детей надо приучать с самого раннего детства, что родители в эти минуты с ними и не смотрят новости или отвечают на звонки – дети берут с вас пример и подражают именно вашему поведению. Также экраны и телефоны не должны мешать сну детей и подростков – они отрицательно влияют на сон. 23% детей берут экраны в свои спальни: у одной трети детей в возрасте до трех лет есть телевизор в их спальне. 72 % от 6-ти до-17-летних детей имеют, по крайней мере, один экран в своих спальнях. Поскольку свет с экрана разрушает секрецию мелатонина, то, используя экраны перед сном и держа их в течение ночи в спальне, ребенок может задержать наступление сна и сократить его продолжительность. Экраны мешают достижению глубокого и спокойного сна, особенно в детском возрасте, поэтому специалисты ААП предупреждают, что это тесно связано с ожирением и плохой успеваемостью. Экраны коррелируют с плохим сном, и многие рекомендации AAП направлены на то, чтобы избежать просмотров экранов перед сном и в течение всей ночи.
Нет четких критериев и правил, сколько времени в определенном возрасте ребенок может проводить у экрана, потому что каждый ребенок индивидуален, и родители знают особенности его развития. Родители лучше знают своих детей, и они видят, как ребенок реагирует на экран, достаточно ли у него времени на игру или общение со сверстниками, гуляет ли он на улице или занимается в кружках и секциях, они решают с ребёнком, какое количество времени у экрана может быть подходящим для него. Исходите из личности, не обобщайте, все очень индивидуально, если ребенок или подросток после игры или общения в социальных медиа расслаблен и у него есть спортивные или другие увлечения, он успевает в школе, то вопрос о том, сколько он может проводить у экрана риторический – столько, сколько он сам считает для себя нормальным. Поддерживайте контакт с ребёнок, интересуйтесь тем, чем от занимается у экрана и поддерживайте баланс. Если запрещаете пользование экраном, то четко говорите на какой срок и когда ребенок или подросток получит экран назад и при каких условиях.
Родители забывают, что экраны (телефон, Ipad, PlayStation и пр.) появились у детей, потому что они их им купили или подарили и стали собственностью детей, также как одежда или игрушки. Никто не может отобрать у родителя его собственность, поэтому относитесь справедливо к собственности ваших детей. Если вы имеете право отобрать, то обговорите это заранее: за что и на какой отрезок времени.
4. О чем надо помнить родителям, когда дети впервые начинают пользоваться интернетом?
- Если раньше говорили об опасностях позднего возвращения домой по темной улице и боялись, что ребенок свяжется с плохой компанией, то сейчас родители учат правилам безопасности в интернете и социальных медиа. С самого начала родителям надо помнить, что они устанавливают правила и своим примером должны правила поддерживать. Начинать беседы о том, что такое интернет, социальные медиа надо еще в дошкольном возрасте, тогда же довариваются о правилах контроля и ограничениях на использование экрана, о зонах и времени без экрана – mediafreetime, о которых говорили раньше. Можно сразу же обсудить с ребенком что будет, если он нарушит правила, например, о ”парковке” экрана на полку на определенное время. Сразу замечу, что такие беседы надо вести постоянно, у детей часто информация не задерживается, и они быстро забывают, о чем там папа или мама говорили. Не забывайте хвалить за соблюдение правил и поощряйте соблюдение договоренностей – это работает значительно лучше наказаний в любом возрасте!
Есть много технических способов родительского контроля, например, фильтры и договор с провайдером об отключении интернета в определённые вечерние или ночные часы. Эта возможность помогает родителю избежать многих проблем и объяснений - после 18 часов интернет, увы, закончился и можно поиграть в настольные игры, начать готовиться ко сну.
Обсудите с ребенком, какую информацию он выкладывает в социальных медиа и объясните, почему не стоит выкладывать личные фотографии интимного характера, проверяйте его круг общения. В зависимости от возраста и развития ребенка расскажите ему, что такое травля в социальных медиа и интернет-насилие, о том, что это может случиться с каждым и главное – рассказать и поговорить дома или в школе, если такое случилось, а не бояться и скрывать.
Покажите, как и где вы храните пароли и расскажите, как ими пользоваться и почему это важно.
5. Надо ли родителям контролировать во что конкретно дети играют, или обращать внимание на возрастные ограничения установленные на играх и приложениях?
- Доверяй, но проверяй – это проверенное и надежное правило. Самым простым способом проверить, во что играют дети или подростки - это самому родителю играть/интересоваться или, просто сидя рядом, смотреть, как он играет. Родителям стало трудно принимать участие в жизни детей с экраном: например, обсуждать стратегию игры после игры или интересоваться, что за состав там сражается в интернете, кто они, эти игроки, противники и партнеры вашего ребенка.
Возрастные ограничения установлены не просто так, и если ребенок или подросток их нарушает, то ответственность лежит на родителе. Это надо заранее объяснить. Сохраняйте доверительный контакт и давайте ребёнку или подросту часы, когда он играет, не мешайте ему. Договоритесь заранее, что вы будете напоминать ему за 15 и 5 мин об окончании его игрового времени, придерживайтесь этого правила – ребенок поймет, что это ваша забота и ответственность и вы ждете того же от него. Интересуйтесь и хвалите его, когда он рассказывает вам про свои игры: ”Классно, что ты мне объяснил и рассказал, я буду болеть за тебя”, ”Спасибо, вот теперь и маме стало понять, что это за ...” , ”Ты ответственный, видимо взрослеешь – сам закончил играть вовремя”.
6. Известно ли в Финляндии, что-то об игре Синий Кит и подобных играх?
- Я не встречалась на работе с подобной проблемой, но видела посты в русскоязычных социальных медиа в Финляндии, насколько случаи эти были достоверны и реальны, не могу сказать. Это ведь социальные медиа, происходящее в них часто вызывает недоумение и требует проверки. Детям и подросткам свойственно создание тайны и участие в секретных сообществах, та же Гайдаровская команда Тимура, например. Видимо, сейчас наша жизнь настолько резко изменилась за очень короткий отрезок времени (айфоны появились всего 10 лет назад), что взрослым трудно принимать эти изменения и учитывать то, как они влияют на детей. Мне близка версия о подобном явлении, описанная в статье Александра Архипова и Марии Волковой.
В столичном регионе мы чаще сталкиваемся с проблемой самоповреждения (в том числе анорексии), которая выявляется и отслеживается в социальных медиа. Подростки по-прежнему идут в интернет, чтобы обмениваться советами и продолжают эту опасную для здоровья деятельность. Родители должны быть в курсе этих тенденций, и обсуждение ведется с использованием средств массовой информации для выявления молодежи в группах риска.
7. Ваше мнение об играх с применением насилия, нецензурной брани, сексуального подтекста?
- Мое мнение вряд ли что-то изменит, дети и подростки будут продолжать использовать мат в соцсетях, и игры с насилием будут пользоваться спросом. Запретами мы ничего не добьемся, надо попытаться понять причину. Может быть, подростки таким способом пытаются поднять самооценку, стать ”своим” и популярным? Попробуйте относиться к этому спокойно, ведь общение в социальных сетях довольно жесткое, анонимное и часто ведет к различным разборкам – как научиться ”держать лицо” и отвечать, не скатываясь на склоку? Если сам родитель это умеет, то может научить своим примером.
Обширные исследования (ААП) подтверждают, что игры с применением насилия являются факторами риска для агрессивного поведения. Исследования показывают, что у играющих в жестокие видеоигры происходит ассоциация с повышенным агрессивным поведением, враждебным воздействием, физиологическим возбуждением, с агрессивными познаниями, а также сокращения в про-социальном поведении / десенсибилизации у большинства участников исследования. Родителям следует следить за возрастными ограничениями и помнить, что ответственность лежит на них. Если родитель не может справиться с ограничениями игрового поведения, то надо обращаться к специалистам.
8. Как относится к дигитальному гражданству и социальному воздействию на современных детей?
- Современные дети уже, не как их родители, общаются бóльше в интернете и социальных сетях, а не лично. Эту данность надо просто принять. Современные дети не видят границы между реальными и виртуальными жизнями, поэтому поддерживайте положительные межличностные отношения в социальных медиа, а не сворачивайте их. Подростки используют социальные медиа, чтобы расширять границы независимости, участвовать в замещающем опыте, исследовать и утверждать свою личность, а также участвовать в событиях и социальной справедливости. Online опыт помогает им строить отношения в дигитальном сообществе и выражать собственные творческие способности. Конечно, помимо положительного опыта, подростки делают ошибки, но это же происходит в любой среде – в том числе и в дигитальных медиа – и на ошибках надо учиться. Родители уже не могут реально контролировать полноту использования социальных медиа и игр подростков. Поэтому заранее создавайте и поддерживайте хорошие стратегии воспитания детей, устанавливайте лимит онлайн и офлайн в мире ребенка, зоны mediafreetime.
9. Как поступать родителям, если стало известно, что ребенок смотрел запрещенные для него сайты, контент?
- Я бы спросила, почему он туда пошел, это произошло случайно или у него был интерес, который он хотел удовлетворить. Повторюсь, что каждый ребенок индивидуален, если у одного еще танки и покемоны в голове у другого в этом же возрасте могут быть вещи посерьёзнее. У современных родителей очень мало рычагов воздействия: крики, ругань, упреки, наказания отошли в прошлое. Если с ребенком выстроена эмоциональная связь и доверительные отношения, привязанность в которой и ребенок и родитель уверены, то это единственный способ воздействовать и объяснить, почему ему еще рано смотреть запрещенные сайты или играть во взрослые игры. Если это не работает, то могу только посочувствовать родителю – ищите человека, которому ребенок или подросток доверяет, и пусть этот человек поговорит и выяснит, почему ребенка или подростка интересуют запрещенные сайты или контенты.
10. Какую помощь может предложить в Финляндии соцработник семье, подростку, ребенку в решении этих вопросов?
- Раннее обращение за советом к специалистам – это лучшая профилактика игровой зависимости. Этой весной значительная часть клиентов социальной службы была связана с семьями, в которых у детей и подростков были различные зависимости: игровые или от социальных медиа. Родителям часто трудно перешагнуть через себя и признать, что они сделали ошибку, не справились. К сожалению, более позднее обращение ведет к более длительной работе или к радикальным мерам. Социальные службы работают совместно с муниципальными или общественными центрами по зависимостям, и в них подростки получают бесплатное время у психологов.
11. Когда родителям уже стоит обратиться за помощью? И куда они могут обратиться?
- Если у вас возникает подозрение, что ребенок или подросток проводит слишком много времени за экраном, играет, смотрит фильмы, зависает в социальных медиа, плохо спит, не следит за собой и его школьная успеваемость страдает, то вы можете сами с ребенком или подростком заполнить анкету в интернете и проверить свои подозрения (на финском языке http://bit.ly/2sp6tIK , на русском - http://bit.ly/2sM7VHE или пройти онлайн-тест http://bit.ly/2sH9OWn ). Сон, личная гигиена и школьная успеваемость – самые главные критерии в определении зависимостей.
Если у ребенка или подростка все хорошо в школе, есть друзья, с которыми они вместе играют в компьютерные игры или занимаются спортом, другими увлечениями, то время за компьютером может быть для него отдыхом и расслаблением. Многие подростки занимаются тем, что снимают на видео свою игру или следят за игрой других в Youtube. Появилось новое направление, которое по-фински называется gamer-tubettaja и это стало важной частью подростковой культуры. Поддерживая подростка в его увлечении, вы сохраняете и эмоциональную связь с ним, и контроль за ним. Для многих подростков этот период проходит, они просто вырастают из этого увлечения, так что могу поделать родителям терпения и только терпения.
Если ребенку исполнилось 13 лет, то родитель сам может обраться в муниципальные службы, например, в столичном регионе это в Эспоо – Nupoli, Хельсинки – Nuorisoasema, Вантаа – Nuppi. Это относится к профилактическим мерам социальной работы. С медицинским персоналом и социальным наставником будет собеседование и определен объем помощи - встречи и беседы с подростком, предложены замещающая активность в виде спортивных или других секций. Встречи происходят на добровольной основе и бесплатны, по времени это может быть длиться от 3 месяцев до года.
Если проблема вышла из-под контроля, и родители не справляются, нужно позвонить в социальную муниципальную службу и забронировать время, после встречи социального работника с родителями и подростком будет составлен клиентский план и назначен социальный наставник. В кризисных случаях наставник приходит утром – будит в школу и вечером следит за оправкой ко сну и прекращением игры вовремя, т.е. оказывает поддержку родителю в установлении нормального режима и посещений школы.
12. Какие возможны последствия для ребенка или семьи, если своевременно не забить тревогу, не попросить помощи, не обратить внимание на проблему?
- Последствиями для подростка является то, что из-за зависимости он может останться без аттестата средней школы и его возможная маргинализация – останется за бортом учебы и работы. Поэтому лучше вовремя забить тревогу, начать профилактические меры, а не доводить до крайних случаев. Самая радикальная мера - это временное размещение подростка в кризисный центр для восстановления режима и распорядка дня. Это крайняя мера и она добровольная, т.е. подросток и родитель должны дать свое согласие.
Если у вас есть вопросы к Анне или вы хотите поделиться своей историей - пишите на почту сайта info@intofinland.ru с пометкой "вопрос к Анне Кервинен" или оставляйте свои комментарии к статье на сайте.