Всё о Финляндии


Почему старые рецепты не работают

Как мы учимся быть родителями? А как – строить отношения с другими людьми? А как мы выбираем себе мужа или жену?

По большому счету, это все происходит в процессе, тогда, когда люди уже встречаются, собираются пожениться или ждут ребенка. Мало кто готовится к таким событиям в своей жизни заранее. Иногда кажется, что все же как-то женятся, становятся папами и мамами, и я тоже смогу. Тем более что к возрасту создания семьи уже есть некоторый опыт взаимоотношений с другими людьми, и есть опыт наблюдений, как создавали семьи и становились родителями старшие братья и сестры, друзья, знакомые и родственники.

Более того, старшее поколение всегда готово помочь и посоветовать молодым, как справляться с выпадающими на их долю трудностями.

И вот здесь у многих молодых людей возникает вопрос: «Почему советы и рецепты старшего поколения не работают?»

Объяснение этому одновременно и простое, и сложное: жизнь изменилась. Причем изменилась очень сильно и быстро, и мы все это можем наблюдать, сравнив, как жили наши бабушки и дедушки в их 20-30 лет, как жили в этом же возрасте наши родители, и как живут сейчас молодые люди. В моем детстве, например, цветной телевизор был не в каждом доме, а сейчас родители волнуются, что гаджеты и виртуальные пространства заполоняют жизнь детей. Конечно же, человеку так быстро приспосабливаться к изменениям трудно, ведь готовых рецептов нет. Семейные сценарии за одно поколение, как правило, не меняются, хотя многие люди сейчас чувствуют такую необходимость и пытаются поменять хотя бы что-то: кто-то меняет место проживания, кто-то меняет методы воспитания детей в семье, кто-то по-новому строит отношения с партнером, не так, как это делали старшие поколения. Это хорошая тенденция, на самом деле: она позволяет человеку видеть реальность, осваиваться в ней и не бояться изменений.

Уверенность в правильности своего выбора отношений с партнером каждый из нас нарабатывает самостоятельно. Тем не менее, есть одно общее утверждение, на которое можно опираться. Хорошо, когда в семье хорошо и взрослым, и детям. Когда каждый член семьи любим, важен и ценен по-настоящему.  А такое возможно, если мы знаем себя и умеем разговаривать с нашими близкими о том, что нам дорого и важно, независимо от того, сложная это тема или простая.

Эффективность терапии и личность терапевта

Каким должен быть помогающий специалист – тема большая. Каждый из нас представляет его себе по-своему, и это нормально. Мы все разные, поэтому совершенно логично, что и ожидания у нас разные.

Раньше считалось, что психолог (я буду пользоваться этим привычным в русскоязычном пространстве словом) – это тот эксперт, к которому люди приходят в случае крайней необходимости, в момент серьезного кризиса, возможно даже, в нестабильном психическом состоянии, и его задача – дать подробные инструкции, что делать и как, чтобы из этого кризиса выйти. Соответственно, что за человек сам психолог, было не особенно важно. Более того, для сохранения терапевтической позиции и в целях безопасности и самого специалиста, и его клиента психологу рекомендовалось сообщать о себе как можно меньше информации.

Время шло, ситуация менялась, и за психологической помощью стали обращаться очень разные люди. Далеко не все из них имеют какие-либо расстройства, и далеко не все находятся в ситуации острого кризиса. В то же время, и психология с психотерапией активно развивались, предлагая все более новые и современные подходы. Кроме классических психоаналитиков появились гештальт-терапевты, когнитивно-бихевиоральные, клиент-центрированные, нарративные, эмоционально-фокусированные, экзистенциальные, арт- терапевты и много-много других. У каждого направления есть свои этические нормы, и все они предлагают какие-то свои методики, чтобы помочь людям улучшить качество их жизни. Кроме того, все больше терапевтов сочетают в своей работе элементы нескольких подходов, чтобы сделать свою работу более эффективной.

И оказалось, что личность терапевта очень важна для эффективности терапии. Рано или поздно в любом терапевтическом процессе наступает момент, когда терапевт обозначает свою человеческую позицию. Кроме того, если раньше отношения между психологом и клиентом строились на том, что психолог – эксперт и точно знает, что и как лучше клиенту, то сейчас все больше подходов базовым положением считают, что сам клиент – лучший эксперт своей жизни, и никто лучше него не знает подробности и нюансы его взаимоотношений с другими людьми и обстоятельства его жизни.  Соответственно, клиент способен принимать решения, делать свой выбор и нести за них ответственность. Таким образом, задачей психолога стало не просто выписать рекомендации и проверять, как клиент их выполняет. Пришло время сотрудничества, где терапевту нужно по-настоящему понимать клиента, ставить его интересы в приоритетную позицию, вместе с ним изучать и анализировать те сценарии, по которым он живет и действует, искать проблемные моменты, и вместе же с клиентом выбирать те действия, которые принесут ему пользу и облегчение.

То есть, терапия – это совместный путь специалиста и клиента. Если вы откроете любой современный учебник по психотерапии или консультированию, то увидите, что на эффективность терапии влияют три основных фактора: 1) работа терапевта, 2) участие клиента, 3) качество терапевтической связи между терапевтом и клиентом.

Зная об этом, мы можем достаточно уверенно говорить о том, что терапия приносит пользу любому человеку при условии, что между ним и его терапевтом сложилась качественная терапевтическая связь, наполненная взаимным уважением, доверием и интересом. И именно такое качество работы я предлагаю тем, кто приходит на консультации ко мне. Основные темы, с которыми  я работаю –  это детско-родительские отношения и партнерские отношения в паре.

Записаться на консультацию можно по WhatsApp 0469551136.

Финский детский сад: режим дня

Хочется также рассказать подробнее о режиме дня в младшей группе «Ластенландии». День в детском саду начинается в 6.30 утра и заканчивается в 5 часов дня. За день дети успевают 3 раза поесть, 2 раза погулять и 1 раз поспать. Дети много играют с взрослыми и друг с другом, а в первой половине дня проходят разные занятия.

Распорядок дня выглядит так:

6.30 – 8.00 – родители приводят детей в детский сад

8.00 – 8.30 – завтрак

8.30 – 9.00 – игры в группе

9.00 – 10.00 – время занятий

10.00 – 11.00 – прогулка

11.00 – 11.45 – обед

12.00 – 14.00 – дневной сон

14.00 – 14.30 – полдник

14.30 – 15.30 – игры в группе

15.30 – 17.00 – прогулка

После завтрака дети приходят в группу, немного играют, потом идут на aamupiiri (утреннее занятие), во время которого воспитатели приветствуют каждого ребенка, поют много песен, затем называют время года, месяц и день недели и описывают, какая сегодня погода за окном. Кроме того, они обязательно говорят, кто из взрослых сегодня работает: если кто-то заболел, или если приходит заменяющий воспитатель, дети об этом знают - их знакомят с новым человеком. Потом все вместе повторяют режим дня: вот мы уже пришли утром в детский сад, позавтракали, поиграли. Сейчас у нас aamupiiri, потом  мы пойдем в библиотеку, например, потом погуляем на улице и придем обедать. После обеда мы пойдем на полдник, потом поиграем в группе, потом пойдем на прогулку. Дети обычно активно включаются в беседу: они знают каждый свое время, когда они приходят в детский сад, и когда их забирают, поэтому они обязательно говорят: «Моя мама придет за мной сразу после полдника», или: «А я ухожу домой с прогулки». Это повторение ежедневных рутин и информирование детей подкрепляет в них ощущение безопасности. А когда ребенок чувствует себя в безопасности, он лучше развивается.

askartelu3

Дети и воспитатели очень много поют: и на утреннем занятии, и на спортивном, и просто так. Особенно хорошо помогает пение во время одевания детей на прогулку: воспитатель поет, дети подключаются – так одеваться веселей. Кроме того, раз в неделю у детей спортивное занятие в спортзале, один или два раза в неделю – дни поделок, раз в неделю рисование и раз в неделю музыкальное занятие. На спортивном занятии дети играют в подвижные игры, заодно учат что-то: цвета, цифры или песенки. Дней, когда дети делают поделки, довольно много. Ребятишки клеят, вырезают, рисуют и раскрашивают, а потом с удовольствием любуются тем, что получилось, и показывают свои поделки родителям. Примечательно, что воспитатели могут немного помогать ребенку с ножницами или клеем, но основную работу ребенок делает сам. Конечно же, все работы подписаны, и детям это тоже очень интересно и важно. Они хорошо узнают свои имена и имена других детей. Когда в группу приходит новый ребенок, дети с интересом смотрят, как пишется его имя. На рисовании дети много раскрашивают и рисуют сами, в-основном, карандашами и фломастерами. Иногда в ход идут кисточки и краски. Во время музыкального занятия дети берут себе простые музыкальные инструменты: трещотку, маленькие колокольчики, треугольник, ксилофон, маленький барабан, бубен или тамбурины и подыгрывают себе во время пения.

Гигиена занимает важное место в распорядке дня. Мыть руки, менять подгузники, умываться и переодеваться, если испачкался сам или испачкал одежду – это те моменты, которым воспитатели уделяют особое внимание. Каждый ребенок знает, где висит его полотенце, и с удовольствием им пользуется.

После обеда дети готовятся ко сну. Чтобы лучше спать, они берут с собой в кроватку домашние игрушки, а у самых маленьких есть какая-то домашняя или мамина вещь, она помогает им лучше засыпать. Обычно все дети спят, но если вдруг кому-то совсем не хочется, то можно просто тихо полежать и чуть раньше встать, не мешая остальным.

Могу сказать, что режим дня очень бережно сбалансирован: активные виды деятельности чередуются со спокойными, и дети в нем хорошо себя чувствуют.

schedule2

Финский детский сад: чтение

В сентябре и октябре этого года я поработала волонтером в частном детском саду «Lastenlandia» в Ювяскюля в младшей группе. Моей целью было поучить живой финский язык, на котором разговаривают воспитатели с детьми в детских учреждениях. Опыт оказался многосторонним и очень полезным, и теперь мне хочется рассказать о некоторых важных моментах, которым уделяется большое внимание в программе детских садов. И первая такая тема – это чтение.

 Финские учителя и воспитатели – убежденные сторонники того, что чтение в жизни ребенка должно присутствовать с рождения. Когда я впервые пришла в «Ластенландию», я сразу обратила внимание, что в материалах для родителей есть несколько листочков как раз о пользе чтения. Очень милым оказалось и то, что часть материалов была на двух языках, финском и русском, так как в саду есть русскоязычные дети.

reading small

Чтение незаметно вписано в ежедневное расписание детей, и все без исключения дети вовлечены во взаимодействие с книгами. Иногда это происходит по инициативе воспитателей, но чаще бывает, что дети берут книжки сами и просят воспитателей им почитать, или сами садятся на подушки и рассматривают картинки.

Во-первых, в группе есть специальное местечко, где лежат мягкие подушки и стоит ящик с книгами в толстых обложках для детей возраста 1-3 года. Во-вторых , все книги в хорошем состоянии, с прекрасными иллюстрациями, с правильно подобранными для детей этого возраста темами. Там есть и сказки, и разные истории про героев мультфильмов, и полезные книжки про то, как мишка учился пользоваться новым горшком, или как зайка ходил в магазин с мамой-зайчихой. В-третьих, есть книжки, по которым дети знакомятся с цифрами и буквами. При этом у детей вырабатывается и тренируется целый комплекс навыков: бережное обращение с книгой, читаем по очереди, не забираем книги из рук, кладем книги на место.

reading2 small

Раз в две недели дети ходят в библиотеку слушать сказки и менять книги, и им очень нравится это делать. Слушать сказки приходят дети и из других детских садов, а библиотекари подбирают по две-три интересных истории. Меня удивило, что «Час сказки» именно столько и длится, и даже самые маленькие дети сидят и слушают. Если кому-то совсем тяжело становится, можно перейти за стеллажи по соседству, и там смотреть те детские книги, которые нравятся. Книги с полок можно брать всем детям – и малышам, и тем, кто постарше. Воспитатели помогают  доставать книги и ставить их на место. После сказки в детский отдел приходят все дети, берут книги, смотрят картинки, читают сами или просят взрослых, рассказывают друг другу, какие книжки у них самые любимые.

Обмен книг тоже интересно происходит: обычно он тематический. Мы брали и меняли книги на темы осени и осенних праздников. Были еще книжки про поездки и ежедневные дела – ребятишки тоже с удовольствием их слушают и «читают».

Библиотека – знакомое и любимое место для детей. Туда же мы ходили и на детский концерт: ребятишки с удовольствием слушали детские песни и короткие истории, подпевая и пританцовывая.

Есть еще один момент в ежедневном режиме дня, когда детям читают вслух. Это время перед дневным сном. В спальне тихо, свет приглушен, и под тихий голос воспитателя дети хорошо успокаиваются и засыпают.

Как вы видите, чтение является ежедневным элементом в режиме дня детей, что, конечно же, приносит большую пользу в приобретении ими сразу нескольких навыков, связанных и с самим процессом чтения, и с той информацией, которая содержится в книгах.

reading4

 

Семейные деньги

Тема, как показывает практика, актуальная и не простая. Казалось бы, чего проще: собрались молодые люди вместе жить, надо обговорить финансы. И вот тут начинается территория предрассудков, заблуждений, стереотипов и мракобесия, не побоюсь этого слова.

Часто бывает, к сожалению, что из родительской семьи девочки выходят со стереотипами относительно темы денег. Давайте пробежимся по самым популярным.
- Настоящий мужчина никогда не заставит свою любимую волноваться о деньгах.
- Мужчина добытчик, женщина - хранительница очага.
- Хорошие девочки не меркантильны, они почти феи, и не опускаются до выбивания денег из мужчины.
- Для хорошей женщины денег не жалко.
- Если мужчина любит, он сам знает, какие подарки ей дарить.
- Просить деньги стыдно.

А с чем вырос мальчик? Тут список поменьше, но с таким же сильным эффектом воздействия на взаимоотношения в молодой паре.
- Если любит, и так за тебя пойдет.
- Ей только твои деньги нужны.
- Сядет на шею, потом не снимешь.
- С деньгами ты можешь все.
- Боже упаси, только не женщина с ребенком.
- Она что, опять клянчила у тебя деньги?

Одинаково у мальчика с девочкой одно: они четко усвоили, что тема денег неудобная, и даже местами стыдная. Поэтому молодежь стесняется и пускает все на самотек. Через пару-тройку лет, когда все проблемы уже вышли на поверхность, а некоторые достигли апогея, начинаются денежные конфликты, причем в самом некрасивом виде, как раз в таком, каким пугали мамы и бабушки.

В какой форме может существовать семейный бюджет? Раньше я однозначно говорила: только совместный бюджет работает на укрепление семьи, когда доходы и расходы супругов прозрачны. Но раньше зарплаты выглядели иначе: они были в бумажных деньгах. Время идет, взгляды смягчаются, формы поступлений в бюджет меняются, и сейчас я скажу чуть иначе: в любой форме, которая согласована между супругами. Не по умолчанию что-то где-то как-то, а именно – форма открыто обсуждена и согласована. То ли мы имеем каждый свою карту плюс общая семейная, то ли у нас у каждого по карте, но совместный доступ к ним, все равно как, лишь бы это не ущемляло прав обоих. Когда появятся дети, тему денег опять придется обсуждать (сколько и на что детское тратить- это одна из самых популярных холиварных тем в молодых семьях).

Семья - это инвестиция, и дети – это тоже инвестиция. В качестве процентов мы надеемся получить надежный тыл, счастливую любовь и чудесное следующее поколение нашей семьи. Однако, мир розовых пони где-то не здесь, и прежде чем вкладывать деньги, надо немножко проанализировать проект.

Если проводить аналогию с бизнесом, то вы никогда не подпишете контракт, не посчитав свою прибыль. И если ожидаемый доход составляет 10 рублей, а себестоимость 11 рублей, то вы сразу поймете, что что-то пошло не так. Или если вам за услуги предлагают 100 рублей, а работы требуют на 300, то вы тоже вряд ли согласитесь. Бывают варианты сработать в ноль, но тогда должен быть какой-то другой интерес, нематериальный, иначе этот monkey business никому не интересен. И в бизнесе что женщины, что мужчины понимают, почему деньги надо обговаривать до начала сотрудничества.

Почему же с семьей все по-другому? А потому что девочки боятся оказаться меркантильными стервами и спугнуть, и чтобы он ничего такого не думал, и «мне от тебя вообще ничего не нужно, я тебя люблю и хочу только, чтобы мы были вместе». А мальчики боятся, что они сами по себе не интересны, а ей и вправду что-то от него нужно. И выходит, что сексом заниматься друг с другом не стыдно, потому что это любовь, а деньги обсудить стыдно, потому что это уже не любовь, а не пойми что.

И если мы замалчиваем финансовый вопрос, то чревато это одним: неприятными открытиями впоследствии. И чтобы чувствовать себя с своей собственной семье защищенно,  лучше еще до начала совместной жизни сесть и вместе продумать, что нам нужно, чтобы в нашей семье было финансово безопасно и нам, и нашим детям.

Фото из интернета

 

money

Вход на сайт