Всё о Финляндии


Профессиональное обучение. Плюсы и минусы

Автор Милла Синиярви

Профессиональное обучение в Финляндии по своей структуре можно сравнить с российским с большими натяжками. Ему соответствует формально среднее образование в России: ПТУ, техникум, училище. Разница в том, что в Финляндии можно учиться пожизненно и получать за это не символическую стипендию, а солидное пособие, почти что минимальную зарплату. Это дает возможность получать новые профессии, самосовершенствоваться и просто развлекать себя. Зачастую студенты подрабатывают, совмещая работу и учебу. В случае временного контракта можно отложить учебу, но когда работа кончится, восстановиться или поступить заново. Возможностей много!

В СССР существовала норма ГТО — обязательная для всех студентов и школьников. По негласному договору студенты выполняли нормы, а преподаватели — план, то есть несмотря ни на что каждая сторона получала в итоге то, к чему стремилась. В Финляндии трудно получить диплом, но если посещаемость была безупречной, и студент старался, среднее образование будет закончено. О высшем расскажу как-нибудь в другой раз, там сложности более «высшего» порядка.

Структура профессионального обучения в Финляндии тоже более разветвленная, чем в России. В Финляндии есть несколько градаций: подготовительное обучение, базовое, профессиональное, специализированное, повышение квалификации и т.д.

На примере профессионального обучения на косметолога попытаюсь показать, какие плюсы и минусы я извлекла. Начну с минусов. Как рассказала в предыдущей статье, мне показалось, что было слишком много теории, излишних знаний. Конечно, на практику выделяется больше половины всего учебного времени. Но зачастую студентам, особенно тем, у кого финский язык неродной, трудно найти место для практики или стажировки. Работодатель, которого надо уговорить взять студента на практику, хотел бы получить бесплатную рабочую силу и поэтому заинтересован в опытном сотруднике. Что толку от иммигранта, не владеющего языком и элементарными трудовыми навыками? Кому охота с ним возиться, а главное — нести ответственность?

К плюсам отношу оборотную сторону медали — теорию при желании можно использовать на свое усмотрение. Знания, если умеешь их применить, всегда полезны. Практику можно заменить своим проектом. Мне удавалось договариваться с преподавателями и отрабатывать необходимые часы в собственной организации, которую я зарегистрировала. Я придумывала проекты, излагала на бумаге, пыталась получить грант. В силу того, что по основной профессии я учитель, делала акцент на образовательные пакеты. Хорошо представленные курсы можно продать или усовершенствовать. Это тоже тема другого разговора — как вести свой проект.

Вот небольшой пример. Материал получен во время обучения на косметолога. Предлагаю одну лишь маленькую тему.

О чем могут рассказать веснушки на лице?

Моя учеба на косметолога пригодилась хотя бы потому, что среди тысячи озер информационного материала удалось выудить некоторых важных рыбешек, например, вот эти сведения о казалось бы безобидных веснушках. Главное, что я поняла и хочу донести до вас, заключается в тексте:

Предупреждение врачей: как считает современная наука, долгое пребывание на солнце приводит к старению кожи, а в некоторых случаях к ее раку.

Маленькие веснушки на лице выглядят мило и красиво. Порою девушки не обращают внимания на этот небольшой косметический дефект. Зачем обращаться к врачу, когда едва заметные коричневые пятнышки могут быть скрыты под толстым слоем тонального крема. Все равно осенью, когда солнце не так активно, они сами исчезают. Однако небрежность или легкомыслие могут привести к тому, что с течением времени маленькие непослушные точечки значительно увеличиваются, темнеют и покрывают все лицо.

Почему появляются пятна

На самом деле только опытные дерматологи могут определить, почему произошел сбой в организме, из-за которого на коже появились подобные дефекты. Причины самые разные: наследственность, солнечная активность, гормональный сбой, проблемы с желудком.

Авитаминоз

Отсутствие определенных витаминов в организме (А, С, РР) может привести к увеличению пигментации. Летом желательно побольше есть свежих фруктов и овощей. Зимой необходимо принимать витамины. Старайтесь не есть пищу, которая не содержит никаких полезных микроэлементов.

Ожог

В этом случае, пигментные пятна - результат защитной реакции организма на воздействие прямых солнечных лучей. Кстати, после ожога на коже могут остаться и белые пятна, которые можно обнаружить только с помощью лазера. Так что старайтесь загорать правильно. В первые дни на пляже нельзя проводить больше часа. Загорайте либо под специальным зонтом или тентом. Самое опасное время - от двенадцати до четырех, тогда разумно сделать обязательный перерыв.

Помните, что ученые советуют не загорать днем, а только утром и вечером, когда солнце уже не так активно.

Беременность

Коричневые пятна, которые появились на лице беременных женщин, после родов, как правило, исчезают. Если коричневые пятна останутся, от них нетрудно избавиться с помощью традиционных методов. Самый простой способ - огуречная маска или огуречный лосьон.

Болезнь

Если вы захотели осветлить кожу и обратились для этого к косметологу, все же сначала сходите к врачу! Если есть возможность пройти полное обследование у эндокринолога, дерматолога, гастроэнтеролога и гинеколога, это прекрасно! Врачи установят причину, в результате которой появляются темные пятна, ведь это может быть проявлением тяжелых хронических заболеваний. Не мне здесь говорить о медицинских делах, но на всякий случай надо найти причину заболевания. А это может быть нарушение работы надпочечников, половых желез, печени и желчных путей. Нас учили опытные преподаватели-косметологи, что почти всегда те процессы, которые происходят в нашем организме, влияют на состояние кожи.

Косметика и кремы с отбеливающим эффектом

Примечание некачественных косметических средств не является причиной излишней пигментации, но может стать катализатором. Так что не скупитесь, не экономьте на здоровье, покупайте только те продукты, которые продаются на законных основаниях в магазинах, которым вы доверяете. С осторожностью приобретайте косметику в киосках, с рук или на рынках.

Для того, чтобы избавиться от пигментных пятен, обращайтесь только к профессионалам. Даже небольшая ошибка в использовании мазей без предписания врача может привести к гиперпигментации или полному изменению цвета кожи. Помните, что если вы случайно выкрасите в неподходящий цвет волосы, их можно состричь или сбрить, с кожей на лице все намного серьезнее!

Загар

Если вы хотите иметь модный шоколадный или бронзовый оттенок кожи и злоупотребляете загаром, вы непременно столкнетесь с проблемой гиперпигментации. Ученые подтвердили факт, что каждый раз, когда ультрафиолетовые лучи воздействуют на кожу, количество меланина в нем увеличивается. Этот самый меланин постепенно достигает верхних слоев эпидермиса, поэтому на лице появляются некрасивые пятна.

Родинки

Родимые пятна обычно появляются на лице и теле при рождении. Пожалуйста, следите за тем, чтобы с возрастом родимые пятна не меняли цвет, форму, размер. В случае деформации родинок, немедленно обратитесь к специалисту. Обычные отбеливающие косметические средства в данном случае не помогут.

Атипичные родинки

Такие дефекты появляются в подростковом или взрослом возрасте. В отличие от веснушек они не проходят осенью или зимой. Атипичные родинки - это начальная стадия меланомы кожи. При их появлении необходимо сходить к онкологу.

Белые пятна или витилиго – это нарушение пигментации, выражающееся в исчезновении пигмента меланина. Ученые считают, что их появление обусловлено тем, что меланоциты в определенных участках кожи прекратили производство меланина. Как показывают исследования, причина заболевания кроется в проблемах с иммунной системой. Кстати, витилиго также передается по наследству.

Веснушки

Веснушки - еще один подарок, который вы унаследовали от родителей. Это происходит из-за того, что клеточные меланоциты подвергаются воздействию прямых солнечных лучей и начинают выделять темный пигмент в большей степени, чем обычно. Избавиться от этих пятен невозможно, но предотвратить их появление - легко. Достаточно использовать кремы с защитой от ультрафиолетовых лучей, или просто укрывать лицо от солнца.

Итак, самое главное правило: избегайте длительное воздействие ультрафиолетового излучения!

 

peppi

В следующий раз речь пойдет о загаре и опять о профессиональном обучении!

 

Милла Синиярви

Профессиональное обучение, косметолог

Автор Милла Синиярви

Если у вас нет работы и маленькое – на ваш субьективный взгляд – пособие по безработице – дело можно поправить. Для этого нужно в правильное время – как правило, весной – грамотно заполнить бланк-заявление и отправить его в правильное место. Учебных заведений в Финляндии больше, чем озер, – которых, как известно, тысячи!

Так мне удалось сначала найти профессиональное училище, а потом и отправить туда свое заявление. Обучение в Финляндии за редким исключением бесплатное. Если оно долгосрочное – обычно до двух лет и ставит цель дать новую профессию – студент оплачивает лишь стоимость защиты диплома. Это недорого, всего 58 евро, и является разовой оплатой. За время обучения Биржа труда выплачивает увеличенное пособие по безработице с надбавками, что-то вроде суточных и командировочных, если от дома до места учебы более 80 км. Пока учишься, размер ”зарплаты” превышает 800 евро. Можно даже подрабатывать, но тогда нужно следить за максимальной цифрой, она не должна превышать 300 евро. Иначе всевышняя Кела, начисляющая пособия, получив от Налоговой сведения о ваших увеличенных по какой-то причине доходах, обидится и произведет перерасчет. Дармовые денежки прекрасно изымаются в самый неподходящий для вас момент и даже заставляют брать кредит, чтобы свести концы с концами. Я возвращала деньги и в Кела, и в профсоюз, и всегда мне это не нравилось!

А теперь о том, что же я от этой учебы приобрела на самом деле.

Однажды попала я на очередные курсы по получению новой профессии. За годы мытарств я получила удостоверения плотника-краснодеревщика, помощника учителя, медбрата, устного переводчика, и вот замаячила новая специальность, которая сегодня кормит многих и многих представительниц прекрасного пола, – как в России, так и в Финляндии.

Несмотря на то, что на практике это оказалось всего лишь курсами по подготовке парикмахеров, профессиональное обучение было оформлено как специализация в области косметологии. Я возгордилась и написала в одном из своих блогов, что с 1 января начинаю новую жизнь. Меня, как Остапа, понесло, и для своих читателей я написала несколько возвышенно, что меня приняли в институт на факультет косметологии. Не могу же я рассказать всему миру, что у нас тут, в маленькой стране, все такое местечковое и провинциальное, для кого-то уютное, а для кого-то уж слишком простенькое? Я, как бывшая россиянка, мыслила глобально. Если курсы парикмахеров, то значит секрет вечной молодости, не меньше.

И действительно, теории у нас было предостаточно. С раннего утра до конца рабочего дня сидели мы в условиях полярной ночи в душных помещениях и все изучали. Дотошные финские преподаватели душу вынули, потому как служили работодателю и своей дисциплине, как истинные финны, беззаветно и до конца. Они говорили о стрижках и волосах, как жрецы науки. Я и не представляла, что косметология – это наука, имеющая отношение к медицине. Мы изучали анатомию, дерматологию, физиологию и историю. Верили свято, что существует история красоты. Все было страшно серьезно: биохимия, фармакология и физика, психология и психотерапия. Все имело отношение к телу и душе, внешнему и внутреннему состоянию.

Мне, выпускнице ЛГУ, запомнилась расхожая присказка. Что такое защита диплома? Пять минут позора и хлеб на всю жизнь. С финнами так не прошло. Пятиминутного позора не было, нас брали измором на месяца. Я закопалась в бумагах, в постоянных заданиях и дедлайнах. Это был конвейер на выживание: один курс за другим, зачет за зачетом. И все, конечно, на финском языке.

Честно говоря, на курсах косметологии мы все забыли, что значит – красивая женщина. В учебниках были картинки, а рядом сидели изможденные грызением гранита науки тётки. Пили кофе и ели булочки каждый третий час, иначе не вынести мозговой атаки. Располнели все. Красились, мазались, стриглись много, ведь нужно было тренироваться.

Рядом со мной были финские женщины, разных возрастов. Они научились на курсах следить за собой. Забегая вперед скажу, что единственной пользой от этого обучения можно назвать нашу идейную перековку. Мы поверили, что самая красивая женщина – ухоженная. То есть она ухожена не большим городом и грязным воздухом, не безработным мужем и детьми-оболтусами, а она заботится сама о своей коже, фигуре, самочувствии. Это и есть высшая степень духовности: быть ухоженной.

Нас научили смотреть на себя со стороны. Нас убедили, что самое важное – уметь себя подать чтобы выгодно продать. Женщина, которая делает мэйк-ап ежедневно, не может быть одинокой, так как держит зеркало и видит отражение в нем. Эта женщина одна в двух лицах. Разговаривать со своим отражением – совсем не сумасшествие. Здоровая и умная, добрая и красивая женщина умеет слышать, что говорит отражение.

Получив диплом об окончании курсов, я не стала работать ни косметологом – для этого еще нужно учиться и учиться, – ни парикмахером, ни даже специлистом по наращиванию ногтей.

Я утонула в истории вопроса. Наверное, у меня от передозировки теории начался невроз. Я не могла уснуть, не перелопатив научные труды о том, как выглядела женщина в Древнем Египте, в котором эфирные масла играли роль первых косметических средств. Ведь папирусные свитки сохранили уникальные секреты вечной молодости.

После Египта я пошла дальше, в Грецию и Рим. Оказалось, женщины Древней Греции использовали оливковое масло для приготовления кремов и масок. Божественный массаж разработан в античные времена – с его таинствами, если хотите, могу поделиться! В Древнем Риме люди помешались на чистоплотности, ох уж эти римские бани! Кстати, именно там косметология стала частью медицины, науки о здоровье. Плиний старший написал трактат ”Historia Naturalis”, в котором рассказывал о химии и ботанике, заложив основы фармакологии и косметологии. Ароматерапия тоже восходит к римским временам.

Я не выходила из дома, потому что буквально жила в средневековой Европе.

Косметология стала тайной наукой, так как она вошла в учение о мистике, алхимии, лекарственных растениях и вообще колдовстве. Именно в Средние века возник прообраз современных бань, появилась профессия банщика. Я вычитала, что было время, когда мужчины и женщины мылись одновременно – то есть вместе! – в огромных деревянных корытах.

Весной сидела у себя во дворе и читала про Возрождение. Вы не поверите, но в эпоху Ренессанса женщины вдруг побелели. Блондинки стали ужасно модными. Для отбеливания кожи использовали страшные смеси, одним из элементов которых была ртуть. Время Барокко прославилось отчасти тем, что возникла новая профессия – парикмахера. В эпоху Просвещения вышла книга «О целебном влиянии холодной воды», появились первые дезодоранты. В 1714 году промышленность выпустила первые духи – Eau de Cologne. В 19 веке немецкий врач издал трактат «Продление жизни», с него, говорят, началась гигиеническая революция. В 20 веке центр косметики, естественно, переместился в Париж. Не спрашивайте пока откуда, и вообще еще не время задавать вопросы! Сара Бернардт, профессиональная актриса, стала первым косметологом в современном значении. Мадам использовала ванны с особыми размягчающими смесями на зерновой основе. Миндальное молочко и розовую воду Сара применяла против морщин. Ну а потом появилась Айседора Дункан, которая научилась в России не только пить водку и соблазнять наших поэтов, но и ухаживать за телом. Русский рецепт втирания в кожу крупной соли омолодил старушку. 1920-30 годы – триумф Chanel 5. Коко Шанель чего только не изобрела ради красоты женщины! С точки зрения косметологии интересно, что именно она впервые ввела в моду загар. В 1930-40 годы какие женщины появились на подиуме! Грета Гарбо, Марлен Дитрих… Возникла академия косметологии. После войны до 70-х годов блистали актрисы и певицы, которым делали супер мэйк-ап, то есть грим. С приходом эпохи хиппи мода резко помолодела, став почти детской. На рынке появились омолаживающие кожу препараты фирм Kanebo, Clarins, Clinique. В наше время косметологи делают акцент не только на использовании различных средств по уходу за кожей, но и на изменении образа жизни женщины, ее питании, занятиях спортом, создании внутренней гармонии. Поэтому я говорю о духовности...

Вот так со мной поступило финское профессиональное обучение. Работы я не получила, зато занялась духовностью и стала чаще посещать врачей, особенно психологов и психотерапевтов.

В качестве иллюстрации – фото, эту картинку я сделала как раз в тот период, когда училась.

431

 

А пока до встречи,

Милла Синиярви

 

P.S. Уточняю специфику финского образования для взрослых. Здесь можно учиться хоть всю жизнь, за это платят пособие. Несколько лет назад вышел закон о профессиональном образовании, которое поддерживает Биржа труда, Кела или профсоюз. По-фински это звучит как omaehtoinen aikuiskoulutus. Можно выбрать новую профессию или усовершенствовать старую. Поскольку у меня уже был объем необходимых дисциплин, меня приняли в училище для взрослых - Aikuisopisto, на отделение косметологии. Обучение состояло из большого количества курсов - обязательных и дополнительных.

Особенный ребенок в финской школе

Моя 7-летняя дочь – ребенок, как принято говорить в Финляндии, с «особенностями развития». В этом году она пошла в 1 класс финской школы, в класс, рассчитанный на 10 детей, в котором помимо учителя работает 1 или 2 помощника учителя (erityisluokka). Такие классы рассчитаны на обычных детей, которым по разным причинам сложно учиться в большом классе и которые требуют чуть больше внимания взрослых. Но прежде, чем мы попали в этот класс, мы, родители, пережили сложный месяц волнений и «борьбы» с работниками сферы образования и чиновниками департамента образования. И я решила рассказать о своем опыте, ведь кто-то наверняка сталкивается с подобными проблемами, и, хоть наш случай наверняка очень нетипичен, надеюсь, эта информация тоже может быть кому-то полезна.

Хочу объяснить подробнее, что значит в нашем случае фраза «ребенок с особенностями развития». Понятно, что все дети уникальны, особенности есть у каждого, кто-то более музыкален, кто-то всю песню пропевает на одной ноте, не понимая, куда и как голосом двигать; кому-то сложнее даются логические задачи, всякие конструкторы, а другой до 3го класса рисует человечков из палочек и одного кружочка. Разный мозг, разные способности, разные трудности.

У моей дочери не было заметных отставания примерно до 2-2,5 лет, т.е. возраста, когда ребенок начинает активно прибавлять в речи. Проблем с пониманием речи взрослых и вообще происходящего вокруг у нее никогда не было, и благодаря своей эмоциональной выразительности и артистичности, она довольно долгое время была способна «выразить» себя, используя слоги из слов. Соединение слогов в слова и далее – слов в предложения происходило с позитивной динамикой, хотя с явной задержкой по времени. Позже обычного «заговорила», составлять короткие предложения стала, пожалуй, после 3,5 лет. Да и сейчас, в 7 лет, ее речь явно отличается от речи сверстников: предложения короче, мысли проще. (При этом нельзя забывать того факта, что она параллельно осваивает 2 языка – по-русски дома, по-фински в детском саду).
Второй комплекс проблем был связан с физическим развитием: ей долгое время было сложно (поначалу даже не почти могла) прыгать и бегать. Ноги становились жесткими и плохо сгибались. Видимо, гипертонус мышц в ногах усложнял «пружинность» ног, необходимую для прыжков и долгого бега. Естественно, мы целенаправленно занимались этими проблемами (особенно помогли прыжки на батуте). Сейчас эти отличия от сверстников практически нивелировались. Да и на улице или на площадке она никогда не привлекала особого внимания, выглядела абсолютно как обычные дети. Одним словом, развитие шло и происходит постоянно, но в ее личном, уникальном, необычном темпе.

Итак, моя дочь ходила в подготовительную группу своего садика, заметно отставая по освоению финского языка. Считается, например, что ребенку нужно около года находиться в новой языковой среде, после чего он начинает активно использовать язык в общении. Моя дочь пошла в садик с 4 лет, т.е. подготовишка была уже третьим годом в финско-язычном садике. Заметный прогресс в финском случился только в начале подготовишки, и, конечно же, она сильно уступала финам-сверстникам в языке. Помимо того, в садике, несмотря на его привычность, было довольно много ситуаций, когда она демонстрировала так называемое «проблемное поведение»: начинала кричать, ругаться, могла стукнуть как ребенка, так и воспитателя. Одним словом, требовала к себе дополнительного внимания взрослых. Чаще всего это было связано с непониманием происходящего, например, когда по-фински говорили быстро и много. Смена деятельности или смена помещений также вызывали у нее часто протест. Помимо того, ей очень помогало визуальное структурирование дня: что будет происходить сначала, что потом. На стену прикреплялись картинки, и по мере «прохождения» этапа, переворачивались или закрывались. Идею подсказали воспитатели, и она действительно очень помогала и постепенно значительно уменьшила «проблемное поведение». Помимо того, было замечено, что подобных проблем у нее никогда не возникало в маленьких группах.

В феврале 2015 года меня пригласили на встречу в садике, на которой присутствовала представитель департамента образования и которая касалась будущего места учебы дочки. Для воспитателей было очевидно, что обычный большой класс - неподходящий для нас вариант в силу недостаточного финского у ребенка и поведенческих проблем, требующих дополнительного внимания взрослых. Школа по месту жительства по этой причине не подходила, т.к. в ней единственный первый класс и он очень большой, около 24 человек. Поскольку с момента приезда мы стояли на учете в Lastenlinna, было решено пройти тест у психолога клиники для более точного определения подходящего места учебы.

Тест длился 2 дня примерно по 3 часа, я попросила разрешение присутствовать, обещая никоим образом не влиять на результаты. На третий день была назначена встреча уже только меня, мамы, с психологом для обсуждения результатов. Результаты были плохие. Как сказала психолог, они соответствуют результатам умственно отсталого ребенка-финна. Я была не согласна с этой формулировкой. Оспаривая их, я сказала, что тест проводился на финском, который не является родным для ребенка. Помимо того, дочка не понимала важности и значимости теста, для нее это была скорее игра, и часто, давая ответ (какой смогла, не важно – правильно или нет), она переворачивала страницу и говорила «Дальше, дальше». И на предложения психолога подумать еще над ответом, не реагировала. «Нет, дальше!» Помимо того, у нее есть особенность: она сначала говорит, потом думает. Ей нужно чуть больше времени на подумать-ответить. Психолог приводила свои контраргументы. Ребенок идет в школу, где обучение на финском и ситуации обучения приближены к тому, что было сейчас на тесте. А значит, у нее возникнут все те же трудности, которые были на тесте и результаты будут примерно такие же. В целом, аргументы психолога звучали убедительно. Да, я и сама знала, что моему ребенку будет непросто в школе. Но вариант, предложенный психолог, я отвергла сразу же. Она предложила «удлиненную» систему образования (+1 дополнительный год) и на выбор 3 типа класса: для аутистов, умственно отсталых детей и детей с серьезными проблемами в речи (pidennetyn oppivelvollisuuden erityisluokka). В подобных классах каждому ребенку составляется индивидуальная программа обучения.
Я категорически сказала «Нет. Эти варианты нам не подходят». Но в бумаге, выданном мне по результатам тестирования, стояла фраза «Результаты тестирования соответствуют результатам умственно отсталого ребенка-финна». Психолог очень активно убеждала меня выбрать один из вариантов группы, склоняясь к «умственно отсталым детям». Главное, на что делался упор в убеждении – моему ребенку нужна маленькая группа. При этом она уверяла, что группы бывают разные и нам подберут группу с такими же, как у нас, незначительными отклонениями. Помимо того, много говорилось об активной интеграции детей из таких групп в обычные классы. Например, у какого-то ребенка «не идет» математика, и он занимается в этой группе только по математике, а на остальные предметы уходит в большую группу. Другой ребенок может быть просто очень стеснительным. Первый год в маленькой группе позволит ей безболезненно привыкнуть к новой школьной системе, а там, глядишь, если все будет хорошо, переведут в обычный класс. Есть еще маленькие классы для 10 человек и одним помощником учителя, но глядя на результаты тестирования психолог была уверена, что мой ребенок не справится, поэтому в своих финальных бумагах не рекомендовала этот класс. Мне дали пару дней времени «подумать» и форму для заполнения о том, что я прошу для ребенка место в подобном классе, сообщив на прощание, что я должна принять решение очень быстро. Таких классов мало, а желающих много.
С этого момента начинается время моих бессонных ночей и жутких волнений. По словам психолога из Lastenlinna, при принятии решения о классе для ребенка в департаменте образования в первую очередь смотрят на форму, заполняемую родителями, т.е. мнение родителей играет главную роль, а бумаги и рекомендации психолога – лишь дополнительная информация. Я понимала, что на мне лежит ответственность за принятие столько важного для жизни моего ребенка решения. Специалисты исходят больше из принципа «не навредить ребенку» и создать для него условия обучения в школе, исключающие излишний стресс и неприятие в будущем вообще какого-либо обучения. Я, как мама, боюсь классов с умственно отсталыми детьми, поскольку мой ребенок таким не является, хотя, с другой стороны, и понимаю, что в маленьком классе для 10 человек с одним учителем ей может быть, действительно, довольно сложно учиться. Мне казалось, что моя дочь – где-то между этими двумя системами: в обычном классе ей будет слишком сложно учиться, а учеба в классе с «особыми» детьми будет явно тормозить ее развитие.

Помимо того, у меня не было ни малейшего представления о том, что представляют собой эти «особые» классы. Какие дети в них учатся? Насколько индивидуально обучение? Как на практике выглядит принцип интеграции таких детей в обычные классы? Решение было крайне важным, но у меня не было никакой информации для его принятия. Я написала представителю департамента образования, присутствовавшей на встрече в садике и, изложив ей свою проблему и объяснив ситуацию (ведь я как иностранка совершенно не знакома с системой финского начального образования), попросила помочь разобраться с классами: позволить посмотреть, поговорить с учителями подобных классов и т.д. прежде чем я смогу определиться с типом класса, который прошу для своего ребенка. Но мне ответили, что в Финляндии так не принято. Сначала нужно заполнить форму, дождаться решения о классе и потом идти знакомиться. Испытывая сильное внутреннее сопротивление, я все же подписала предложенное психологом заявление.

Тому, что происходило в последующие несколько месяцев, я не нахожу логического объяснения. И не могу сказать, почему, несмотря на все мои усилия посмотреть класс и школу, познакомиться с учителем заранее (я участвовала в организованной школой для всех будущих первоклашек встрече, сама нашла имя будущего учителя и номер ее телефона, задавала вопросы директору школы по е-мейлу), наша первая встреча и разговор с учителем произошел только 10 августа, в первый день школы. Сразу же стало понятно, что все 5 учеников нашего класса – дети с очевидными умственными отставаниями. Мы с мужем тут же пошли к директору и сказали, что по уровню развития данный класс не подходит нашему ребенку, мы не согласны с решением и хотим его пересмотра. К тому же, оказалось, что это - «подготовишка», которую наша дочь уже прошла год назад в обычной группе обычного детского сада. Все дети вокруг были 5-летками, а нашей в сентябре исполнялось 7. В программу этой группы на первый год входило ознакомление с буквами финского алфавита, наша же могла читать по-русски, и начинала читать по-фински. Директор сказал, что в школе есть класс для 10 человек, но в нем нет свободных мест. Он тут же при нас связался по телефону с той женщиной из министерства образования. Было решено, что неделю наша дочь учится в этом классе, а затем мы проведем встречу, на которой будут присутствовать психолог из Lastenlinna, учитель данного класса, которая сможет за неделю присмотреться к девочке и протестировать ее, директор школы, представители департамента образования и мы, родители.

За эту неделю нам удалось поговорить с юристом, который подсказал нам, что психолог по результатам теста не имел никакого права писать какие-либо заключения, касающиеся интеллектуального развития ребенка, если тест проводился без перевода на родной язык ребенка. На встрече мы изложили свою точку зрения на ситуацию, делая это спокойно и аргументированно, настаивая на переводе нашего ребенка в обычный класс для 10 человек. Специалисты из департамента образования сказали, что проблема им понятна, но (!) во всем Хельсинки все подобные группы заполнены по максимуму, и свободных мест нет и в этом учебном году не предвидится. Нас заверили, что если мы оставим дочь в данном классе, они постараются по максимуму интегрировать ее в обычный 1 класс, рассказывая о разных возможностях подобной интеграции. Наше предложение вернуть ребенка еще на один год в детский сад и подготовить ее лучше для первого класса на следующий год, было отвергнуто. Оказывается, если бумаги на ребенка переданы в департамент начального образования, возврат в систему детских садов невозможен. Таких прецедентов еще не было. Наслушавшись о возможной интеграции в нормальный класс и понимая, что других альтернатив, видимо, просто нет, муж стал колебаться и склоняться к предлагаемому варианту оставить все как есть. Я же была настроена категорически против и очень решительна вплоть до подачи в суд за неправомерное определение уровня интеллектуального развития ребенка и давления на меня со стороны психолога при заполнении формы для будущего места в школе. Видя отсутствие единого мнения у родителей, нам дали еще неделю на размышления. Было решено встретиться еще раз через неделю.

За неделю я советовалась с кем только было возможно, отыскала контакты юриста, работающего с подобными случаями неверного тестирования детей для школы без учета языковых особенностей; мы также стали рассматривать вариант обучения на русском языке в школе при Посольстве РФ, узнали о существующих негосударственных финских школах по системе Мантессори. Но в самом начале следующей встречи разговор принял совершенно неожиданный поворот. Нам сказали, что каким-то чудом нашлось одно место в классе для 10 человек в одной из школ (и при этом в соседнем от нас районе), что одного ребенка перевели в обычный класс. Так что проблемы решилась сама по себе и довольно быстро.
Должна сказать, что в 20-х числах августа мы пошли в новую школу, и уже 15 сентября было принято решение о том, что ребенок получает постоянное место в этом новом классе. Мы, родители, невероятно довольны классом, учителем, помощниками учителя, школой, продленкой и всем, что происходит с нашим ребенком: как она прибавляет в финском языке и в социальных навыках. К весне по академическим параметрам она - одна из лучших учеников класса. Да, с поведением бывают проблемы – например, иногда наотрез отказывается делать то, что сейчас не хочет делать, но с поведенческой точки зрения она не одна такая в классе.

rebenokАнализируя ретроспективно произошедшее с нами, склоняюсь к мысли, что положительное влияние на получение места в такой, казалось бы, «безвыходной» ситуации оказала наша, родительская, позиция. Мы старались быть последовательными и очень «холодными», в споре не «включали» эмоции и пытались рассуждать все время в равной степени доброжелательно и рационально. Ну, и, конечно, решительный настрой, думаю, тоже сыграл свою роль.

Если кого-то из читателей заинтересовала наша история и у кого-то возникли дополнительные вопросы, с удовольствием на них отвечу.
С уважением, Ульяна Новак

 

Финны и смерть

Русской смерти уделяется особое внимание, что, конечно, совершенно заслуженно: всегда есть что рассказать. На похоронах водку льют в могилу, бычки кидают, на кладбище принято есть и еду оставлять, причём всё это по специальным дням. Вид могил заслуживает всегда отдельного описания: в бурьяне с едва различимыми тропинками стоят огороженные могилы, за оградой – скамейки и стол, некоторые могилы до сих пор объёмные, насыпные, как курганы, и каждой полагается выразить индивидуальность. Помимо обязательной фотографии неплохо поставить и памятник: тут покоится председатель сельсовета - и памятник надлежит ставить соответствующий, например, в форме золотой чаши с лентами и медалью, ещё желателен барельеф, чтобы лик такого достойного человека был наверняка на веки запечатлён. Понятно, что всего этого в финской культуре нет: что с них взять – лютеране. Как выглядит такое кладбище всем известно, да и описывать там особо нечего. Тем не менее, есть моменты, связанные со смертью, о которых стоит упомянуть. 

Как ни странно, финны ходят на кладбище намного чаще, чем русские, в маленьком городе примерно раз в две недели, приносят свечи и цветы. Вечером в Рождественский сочельник кладбище – самое красивое место в городе. Мой знакомый из Конго сначала побаивался работать на кладбище из-за духов, но потом ничего, привык, даже понравилось ему.
Другой занимательный факт, который я сама до конца не могу себе объяснить заключается в том, что финны хоронят не сразу как мы. С момента смерти до похорон обычно проходит не меньше месяца. Всё это время происходят непонятные приготовления, а мертвец спокойненько лежит в морге, потом за день до похорон его перевозят в маленький домик на кладбище, что-то вроде сторожки. В чём тут дело: в феноменальной финской суровости или в стремлении всё делать чётко по плану и не давать даже смерти вмешиваться в распорядок дел – я не знаю. Тем не менее, кладбищенские свечи можно найти в любом супермаркете шаговой доступности, а работник кладбища - популярная summer job. Смерть является неотъемлемой частью жизни. 

В местной газете наряду с трогательными поздравлениями именинников «Томми сегодня годик!» или молодоженов и обручившихся «Пекка и Анна-Лииса! Любовь навсегда!» обязательно есть раздел и для умерших. Уведомляют о смерти довольно сухо, сообщают лишь о дате смерти и дате похорон, если родственники не против присутствия посторонних во время церемонии. Иногда бывают цитаты из Библии или песен, стихи собственного сочинения и список скорбящих близких со словами благодарности ушедшему.

Здесь отсутствует традиция похоронной процессии, когда родственники сами несут гроб до кладбища. Как правило, гроб доставляют работники кладбища или бюро ритуальных услуг на катафалке сразу к месту погребения, но, конечно, есть и исключения. В отличие от России на похороны принято брать и детей.
Нет и обычая бросать горсть земли на гроб. Хуже того, после того как гроб опущен в могилу, его не закапывают: это снова забота работников кладбища. Люди расходятся, а могила так и будет раскрытая. Только потом, на следующий день, её закапывают и разравнивают землю.
Зато есть поминки, называют их hautajaiskahvit (дословно «похоронное кофе»), и носят скорее символический характер мероприятия, где друзья семьи могут выразить свои соболезнования. Каких-то традиционных блюд для поминания усопших вроде нашего киселя, блинов или кутьи найти мне так и не удалось. Однако удалось найти форум, где финны обсуждают забытые древние традиции поминок, а также, уместен ли на поминках суп из оленины или же можно обойтись привычным лососевым.
hautausmaaНекоторые ещё говорят, что гроб в лютеранские церкви не вносят. Так вот, это наглое вранье. Гроб вносят, речь произносят, всё как надо делают. Только единственное чего нет - это церемонии прощания. Никого не целуют в лоб, и даже в православной финской церкви гроб стоит закрытый.  

Представить многочасовые очереди прощаться с любимыми артистами здесь просто невозможно. Более того, за два года тут не умер ни один мало-мальски эстрадный артист. Может, конечно, кто и умер, но народ не оповещают, коллективное горе не устраивается, в газетах фотографии из серии «Полищук вот-вот умрёт! Свежие фотографии!» не публикуются, даже программы, где вспоминают умерших артистов, не особо популярны. Фотографии с мест трагедии в новостях не показывают. Как-то не интересуются финны темой смерти, избегают.

Автор: Зина-Дубина (филолог, религиовед, преподаватель языков, сейчас учится на биоаналитика, живет в Сейнайоки), на днях ее блог выйдет на нашем сайте.

 

Если вы захотите заработать на грибах и ягодах Финляндии

Автор Милла Синиярви

Работа летом

 

Близится лето и летняя работа. Уже несколько лет у нас гуляет кризис, но ягоды и грибы все равно растут. И в это лето тема сбора ягод и грибов в Финляндии, я уверена, будет оставаться актуальной. Лет шесть назад я придумала заголовок, вернее, целых два:

Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен?

Мнение соседей: пусти козла в огород, или как оградить ягоду от гастарбайтеров?

В то время по расчетам Министерства иностранных дел Финляндии на летний период в страну прибыло около 12 000 иностранцев на сбор ягод и грибов. Возможно, что количество сборщиков дикорастущих ягод и грибов было еще больше, так как приехавшие из стран ЕС не оформляли визы.

«Полигоном» стала в основном северная Финляндия. Приглашающие лица – компании, специализировавшиеся по закупкам ягод и грибов у населения, взяли на себя бронирование билетов, от автобусных до авиабилетов, организацию жилья и питания, а также другие вопросы.

Среди иностранных рабочих особое предпочтение тогда отдавалось сборщикам из стран Юго-восточной Азии. Компания Tomaki Services Oy за одно лето приняла 350 работников из Таиланда. В этом году количество рабочих из стран Азии, возможно, уменьшится, потому как помимо настоящих «азиатов» армию сборщиков уже пополнили украинцы, белорусы, россияне и эстонцы.

Традиционно на севере Финляндии иностранцев принимает город Куусамо, на западе – Калайоки. В качестве мест для проживания предоставляются летние домики и помещения сельских школ. В связи с изменившимся международным положением и усилившимся потоком беженцев в Европу работодатели опасались, что это отразится на их бизнесе и особенно на размещении. Но сейчас, весной 2016 года, ситуация опять изменилась: беженцев стали возвращать, центры по их приему закрывать, а значит, опять освободилась ниша для сборщиков грибов и ягод.

В ассортимент «даров природы» входят дикорастущие ягоды – черника, брусника и морошка, грибы – всевозможные грузди, волнушки и боровики. Предпочтение имеет черника, урожай которой в этом году ожидается весьма обильным из-за дождливой и теплой погоды летом и осенью 2015 года. Брусника также привлекает внимание сборщиков. Особые виды иностранцы имеют на белые грибы, в прошлом году их собрали не так много, как в високосный, но на обильный урожай все же мы надеемся.

В Лапландии наплыв иностранцев вызвал негативные реакции со стороны местных жителей. «Аборигены» недовольны тем, что чужаки пришли на их исконные места сбора. Административный орган Региональный Союз Лапландии (Lapin liitto) пытался защитить интересы местных жителей. Удалось договориться с руководителями компаний о «правилах игры», своеобразном разделе территории, но договор остался только на бумаге.

Союз Лапландии обратился за помощью в Министерство сельского и лесного хозяйства. Комитет по защите природных ресурсов работал над этой проблемой, но в конечном итоге лапландцы проиграли. Требования местных жителей об ограничении пользования иностранцами природных ресурсов проигнорированы. Юристы из университета Лапландии принялись изучать закон о праве каждого пользоваться природными богатствами. Несмотря на то, что в Финляндии каждый имеет право собирать дикорастущие ягоды и грибы вне зависимости от того, кому принадлежит или в чьём пользовании находится территория, представители университета Лапландии  пытались внести коррективы в законодательство.

По мнению лапландских юристов в случае коммерческого получения прибыли «право каждого» могло бы быть пересмотрено. Закон о частной собственности вступает в противоречие с вышеупомянутым положением, ведь при сборах ягод и грибов, имеющих коммерческую цель, необходимо разрешение владельца земли. Не знаю, к чей радости, но парламент Финляндии в 2015 году не стал рассматривать вопрос, поставленный лапландцами, потому как не до грибов было!

О «праве каждого»

Согласно финскому законодательству любой человек может находиться на природе и наслаждаться её дарами. Для нахождения на природе не нужно разрешения владельца земли и за «права каждого человека» не надо платить. У каждого есть право собирать в природных зонах любые лесные ягоды, грибы и растения кроме тех, сбор которых запрещён законом.

«Права каждого человека» подразумевают также ответственность за общее богатство, чистую природу. Ее спокойствие нельзя нарушать, вредительство и загрязнение природы преследуется по закону. Финская природа легкоранима и восстанавливается медленно, поэтому человек на природе должен стараться не нарушать её баланса.

Разрешено: собирать лесные ягоды, грибы, цветы, травы, плоды рябины и можжевельника, собирать с земли шишки, сухие ветки и подобные дары природы, гулять, ехать на велосипеде или кататься на лыжах везде, кроме полей и дворов частных домов, гулять или временно ставить палатку на частной земле, рыбачить простой удочкой (не спиннингом) или заниматься подлёдной рыбалкой, ездить на лодке, купаться и мыться в водоёмах. Запрещено: отрывать или отковыривать от растущего дерева кору, ветки, листья, смолу и шишки, брать мох, ягель, деревья, ветки или землю с чужого участка земли, скашивать траву, гулять или ставить палатку в чужом поле или дворе дома, разжигать костёр на чужом участке, сорить, а также рыбачить спиннингом или охотиться, ездить на машине по частной территории без разрешения владельца.

Итак, в нашу Финляндию за черникой и морошкой приезжают в основном уроженцы Таиланда. Одно время ездили украинцы и белорусы. Россияне за последние два-три года резко сократили поездки за ягодами, но все же, если в это лето надумают, какие документы необходимы?

Для поездки в Финляндию необходимо иметь паспорт, визу и медицинскую страховку. При въезде в Финляндию на автомобиле необходимо наличие следующих документов: техпаспорт, Green Card, или Зелёная Карта (страховое удостоверение об обязательном страховании гражданской ответственности владельца автотранспортного средства).

Вид на жительство не требуется. Однако длительность пребывания в Финляндии не должна превышать трех месяцев. Предоставление визы предполагает, что иностранный гражданин сам в состоянии обеспечить свое пребывание в Финляндии и обратную дорогу.

Гражданин Российской федерации может приехать в Финляндию собирать ягоды и грибы, обратившись с соответствующим заявлением и получив въездную визу в одном из представительств Финляндии в Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске или Мурманске.

Предварительно подробности можно узнать, набрав в поисковой системе запрос «документы для посещения Финляндии» и/или «сбор ягод и грибов в Финляндии».

Где остановиться?

Если с приглашающей фирмой не обговорены условия проживания, можно разместиться в туристических кемпингах, на туристических базах или в лесных избушках, принадлежащих Управлению лесного хозяйства. В лесах и загородных зонах Финляндии можно ставить палатки без разрешения владельца земельного участка, при условии, что это делается не слишком близко от жилья, а живущие в них не беспокоят своим шумом окружающих и не загрязняют природу.

В туристических кемпингах стоимость 1-го палаточного места примерно 5 - 20 евро. Для проживающих в кемпингах есть туалеты и помещения, где можно помыться / постирать и приготовить пищу. При желании, можно арендовать летний домик – это выгодно и удобно, особенно, если Вы путешествуете группой. Стоимость аренды летнего домика – от 20 евро / сутки. Наиболее дешёвые летние домики сдаются в аренду без постельного белья, так что, если нужно, лучше всего взять его с собой. Информацию о туристических кемпингах Финляндии можно найти на финских страницах интернета (.fi) по поисковому слову ”camping site”.

Сколько стоят ягоды и грибы?

Обычно сборщик грибов и ягод не состоит ни в каких трудовых отношениях ни с какой организацией. Он занимается индивидуальной трудовой деятельностью. Зарплаты он не получает, а доходы его образуются из денег, вырученных от продажи собранных грибов или ягод. Покупатель собранных грибов или ягод не является работодателем сборщика, даже в случае, если он обязуется приобретать весь урожай собранных грибов или ягод, обеспечивать сборщика временным жильем и средствами сбора.

Цены на грибы и ягоды могут значительно колебаться в зависимости от спроса и предложения, прочих рыночных факторов, например, урожайности. Вот стоимость продукции в евро за килограмм шестилетней давности: черника 2,18, брусника 1,00, морошка 5,92, горькушка 2,01, лисичка жёлтая 11,99, лисичка трубовидная 4,03, белый гриб 2,88.

В Финляндии доходы от сбора дикорастущих грибов и ягод не облагаются налогом, за исключением случаев, когда доходы являются заработком.

Итак, дело по грибам и ягодам не сдвинулось ни на йоту, количество сборщиков не ограничили! Наоборот, в связи с кризисом власти с пониманием относятся к желанию мелких предпринимателей заработать и заплатитить в казну налоги.

Иностранцы никого не вытеснили, места всем хватит!

 

С наилучшими пожеланиями,

Милла Синиярви

 

grib

 

Самое популярное в блогах (за последние три месяца):

Вход на сайт

Вход на сайт