Просто о взыскании долга
Опять, что называется, по запросам трудящихся.
Было ли у Вас так, что счет не был оплачен, а в повторный счет фирма сразу добавляет 5 евро сверху? Это еще ничего, хотя у многих эти 5 евро - существенная часть бюджета.
А было ли у Вас, предпринимателей, что счет не пришел, либо пришел в спам, либо еще по каким-то причинам не был оплачен, а в следующий счет (или в повторный) были включены уже 40 евро? Вот у меня было. Счет за телефон по одной фирме, с которой я работаю, 16 евро. Счет затерялся в огромном количестве другой почты и был забыт. Счет-напоминание пришел через 2 недели и был сразу же оплачен. А вот следующий счет уже был 56 евро, потому что включал 40 евро за просрочку предыдущего счета. Люблю финское слово kohtuullinen, разумный. На мой взгляд, ну совсем не разумно к счету в 16 евро добавлять 40 евро "штрафа". А законом не ограничена сумма. Когда он (а точнее, поправка к закону по этим "штрафам") вступил в силу, цель была дисциплинировать платежи между юридическими лицами. Но складывается впечатление, что многие фирмы, типа телефонных, на этом просто зарабатывают. Ведь на 16 евро в месяц много не заработаешь.
Собственно, это статья как для выставляющих счета, так и для оплачивающих. С оплачивающими все просто - оплачивать в срок либо просить ВОВРЕМЯ отсрочку. Если Вы не довольны счетом (суммой, условиями и пр) - сразу же, до наступления даты оплаты, выставлять рекламацию. Если дата оплаты наступила, а рекламация не подана (это я уже раньше писала), то это означает, что с суммой счета и содержанием Вы согласны. Если в счете стоит строчка с процентами за просрочку (в моих счетах стандартно 8%), то НА СЛЕДУЮЩИЙ ЖЕ ДЕНЬ у фирмы, выставившей счет, есть право выставить счет-напоминание и включить в него 40 евро "разовые расходы по взысканию".
Для выставляющих счета: да, Вы можете сразу же после даты просрочки выставлять счет фирмам на 40 евро больше (или на 5 евро для потребителей). НОРМАЛЬНЫЕ фирмы обычно этого не делают, чем и пользуются нерадивые плательщики. Но если клиент уже "достал", каждый раз платит с просрочкой, либо от него денег неделями не добиться - включение 40 евро в счет может дисциплинировать такого клиента. Либо отвадить насовсем. Да и зачем Вам такие клиенты, которые не платят вовремя?
Если Вы взыскиваете суммы задолженности самостоятельно, то законом ограничены способы взыскания. И в Финляндии, к счастью, невозможны ситуации, когда коллекторы звонят по ночам или дежурят в подъезде, либо звонят на работу и блокируют деятельность всего предприятия.
Иногда фирмы отдают счета на взыскание в коллекторные агентства. Я обращалась лишь однажды, от имени клиента, когда сумма была достаточно большая. Тогда агентство взяло с нас некоторую сумму (вроде 170 евро), и начало отправлять письма должнику. Когда должник им сказал, что он с суммой не согласен, коллекторское агентство "ушло в кусты", сказав, что мы можем и дальше разбираться, даже в суд пойти, но это будет стоить 200 евро в час. То есть, в моем случае, они взяли 170 евро за отсылку пары шаблонных писем. Типа в случае, если клиент платит, то эти 170 евро они взыскивают с него. Отличная деятельсность, надо сказать. Доходная.
Опять же, все зависит от суммы долга. Если это 16 евро, то стоимость взыскания в 170 евро может быть принята неразумной. Тут подробнее, куда обращаться в случае, если Вам выставили завышенные расходы на взыскание неоплаченного счета.
По сути дела, если бы у фирмы на момент возникновения спора была бы страховка от судебных издержек, можно было бы и судиться. Некоторые и этим зарабатывают. Счет в 500 евро за счет судебных издержек превращается в требование в 3000е, договариваются на1500е и в суд не идут. Налицо выгода в 1000 евро у получателя денег.
Эх, я не конфликтная, а то могла бы зарабатывать таким образом!
В общем, мой совет тем, кто платит счета - платить вовремя, либо договариваться о рассрочке заранее.
А те, кто никак не могут получить с должников заработанное - выставляйте счет с плюс 40 евро. Вы на это имеете законное право. То есть право наступает с того дня, как на счет начинают "капать" проценты. Даже если счет оплачен частично, на оставшуюся сумму проценты "капают". Именно для этого в счете существует строчка VIIVÄSTYSKORKO.
Ну, и еще один вывод для фирм - не такие и большие деньги - страховка oikeusturvavakuutus. А судебные издержки, даже по взысканию долгов, покрывает.
Обращайтесь, если нужна помощь во взыскании счетов. Разумные затраты по взысканию можно включить в счет плательщику. Например, использование переводчика или посредника, если Вы плохо говорите по-фински, вполне может быть расценено как "разумные расходы по взысканию".
С уважением,
Надежда
045-6385907
Картинка из фильма "Коллектор" с Константином Хабенским, 2016.